Гусева Людмила Александровна
учитель физики и информатики
Муниципальное автономное образовательное учреждение
лицей № 82
лицей № 82
Стаж работы 3 года, I квалификационная категория
Кто такой учитель? Это представитель одной из немногих профессий, которые формируют «завтрашнее» общество. Именно учитель воспитывает людей будущего, и от того, насколько ответственно он относится к своей профессии, зависит благополучие каждого человека и общества в целом.
Принято считать, что учитель – это тот, кто на уроке даёт определённые знания ученикам, показывает, как справляться с разными задачами, воспитывает социально значимые качества личности ребёнка. Такой подход к определению роли учителя в современной школе традиционен, но учитель – это не просто носитель знаний. Это и наставник, и Мастер, который сохраняет часть себя в личностях своих учеников.
У каждого из нас есть Учителя, благодаря которым мы стали такими, какими стали. Это не только школьные преподаватели, но и писатели, музыканты, художники, чьи творения вдохновляют, направляют человека.
«Светильники нужно беречь, порыв ветра может их погасить», - даёт совет Антуан де Сент Экзюпери в «Маленьком принце» - детской сказке о взрослой жизни. Учитель, наставник или воспитатель только указывает ориентиры развития, подсказывает пути решения проблем, а не «тянет» ученика за собой по проложенной дороге и, тем более, не подталкивает его в заданном направлении.
Каждый ученик – это маленькая планета, на которой растут звенящие колокольчики, над которой сияют звёзды, а, может быть, где-то притаился и «тёмный лес». Учитель и должен помочь ученику выйти из такого «леса», научить его познавать окружающий мир и себя как часть этого мира, познавать радостно и с интересом.
Автор «Маленького принца»– один из моих Учителей. Я всегда помню его слова: «Если хочешь построить корабль, то не собирай своих людей для того, чтобы достать лес, подготовить инструменты, распределить работу, а научи их тосковать по бесконечным морским просторам». Поэтому стараюсь показать детям, для чего и как нужно учиться, и, конечно, всегда готова предложить им свою помощь.
Мы в своей работе стараемся, в первую очередь, предоставить учащимся возможности всестороннего развития, и именно физика как наука и учебный предмет позволяет детям реализовать себя в разных видах деятельности.
Образованный человек не может быть образованным в какой-то одной, узкоспециализированной области знаний. Многие известные учёные, совершая открытия в сфере математики или физики, являются также выдающимися художниками, талантливыми музыкантами, пишут стихи.
Работая с детьми в профильных классах, часто приходится слышать высказывания о том, что физика или история не пригодятся экономистам, а литература непонятна для физиков.
Мир вокруг ребёнка огромен, и я уверена, что будущее образования не в профилировании, а в интеграции, осуществлении межпредметных связей. С учащимися 7 классов в первый же год моей работы в лицее мы придумали проект «Фестиваль идей» - конференцию, на которой учащиеся рассказывают о своих открытиях, демонстрируют изобретения, защищают технические проекты.
В работе над техническим заданием ребятам пригодились знания по точным и естественным дисциплинам, а также умение конструировать, моделировать, строить чертежи. Ребята выдвигали идеи, искали информацию, доказывали состоятельность своих гипотез, учились строить чертежи и модели. Выступления на Фестивале в лицее, а затем на городской технической олимпиаде показали, что дети могут представить результаты своей научно-практической деятельности и обосновать свои выводы. Кроме того, семиклассники стали примером для младших школьников, которые с готовностью включились в проект.
Время идёт, и в 2012 году мы уже работаем над проектами в очно-дистанционном режиме. Обсуждения, планирование работы, совместная работа над документами – всё это возможно благодаря облачным интернет-сервисам TeamLab и Google.
Мой профессиональный девиз – «Учиться нужно с интересом». И мы проводим на уроках физики и информатики ролевые игры, вместе с ребятами мы проектируем внеклассные мероприятия, например Вечер физических чудес «В гостях у Архимеда», на котором семиклассники самостоятельно готовят физические опыты, демонстрируют и объясняют их младшим школьникам.
А еще стараюсь показать, что наука не заканчивается за стенами учебной аудитории, а начинается именно там. Физические явления: гроза, снег или ток, текущий по проводам, – всё это происходит с нами не на уроке, а в жизни. Объяснить, почему так происходит и что с этим можно делать, – задача учителя. Но и в этом случае не нужно предлагать готовые решения, нужно дать возможность детям самим понаблюдать за явлением, подумать и сформулировать свои выводы и идеи самостоятельно.
Физика – не единственная область, где учащиеся могут реализовывать себя в интегрированной межпредметной деятельности. Информационные технологии – предмет, который используют люди практически всех современных профессий. На уроках информатики мы осваиваем компьютер как инструмент, который пригодится человеку в любой его деятельности. Промежуточный итог такой работы подводим в 8 классе на уроке «Профессии компьютера», когда ребята показывают свои умения в области, компьютерной графики, бухгалтерии, журналистики и т.д.
Воспитывая будущее поколение, учителю важно постоянно самосовершенствоваться и развиваться, показывая пример тем, кого он учит.
Учу учиться с интересом – и сама с интересом учусь. Учусь и у своих учеников – дружить, радоваться открытиям, и в самых обычных вещах видеть удивительное.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также