Лунеева Ольга Леонидовна
учитель математики
МОАУ "Лицей №21" города Кирова
аспирант кафедры математического анализа и методики обучения математике
МОАУ "Лицей №21" города Кирова
аспирант кафедры математического анализа и методики обучения математике
Большинство учителей математики весьма скептически относятся к применению метода проектов в обучении их предмету. Кто-то просто не может разобраться в смысле этой деятельности, кто-то просто не видит результативности этой технологии применительно к данной дисциплине. Однако, эффективность метода проектов для других школьных предметов неоспорима. В настоящее время проводится столько конкурсов ученических проектов! По химии, биологии, истории и многим другим дисциплинам… А математика здесь выделяется. Почему? Потому что среднестатистический школьник не владеет таким математическим аппаратом, который бы позволил ему создать что-то новое с точки зрения математики: он не решит проблемы Гильберта, не докажет теорему Ферма более простым способом и т.п. И проблема здесь далеко не в том, что учителя плохо учат или программы плохие, а в том, что мозг школьника еще не способен на такие абстракции, которыми оперируют математики «со стажем».
Но учителя говорят: «Математика нужна везде! Учите математику!» Известные личности утверждают, что без нее никуда! В учебных кабинетах висят их афоризмы, в учебниках отвлеченно говорят о том, что математика применяется здесь и здесь, а как это происходит – остается вопросом.
После школы наши ученики идут получать специальность. И снова сталкиваются с вопросом: «Зачем интегралы? Зачем дифференциальные уравнения?» А если дело доходит до дисциплин, связанных с математическим моделированием? Как обычную, иногда даже вполне будничную проблему перевести на математический язык? Порой даже отличники, которые сходу решают сложные задачи, не могут справиться с этим. Почему? Потому что не понимают, как это может быть связано с математикой.
А значит, на первый план выходят межпредметные связи математики.
И здесь мало интегрированных уроков! Они, как правило, слишком узко затрагивают области соприкосновения математики и других наук (в основном на уровне вычислений, решении простейших математических задач). И вот тогда проектная деятельность становится тем связующим звеном, который выручает всех: ученик способен увидеть настоящую связь математики с миром, учитель мотивирует его на более глубокое изучение дисциплины. А еще появляется возможность поучаствовать в каком-нибудь конкурсе!
Да, возникает масса сложностей. И прежде всего в том, что слишком трудоемка подготовка. Необходимо много материала обработать, продумать план деятельности, результаты будущего проекта, его презентацию и защиту. Нужно пообщаться с учителями других предметов или даже привлечь их к совместной работе, чтобы суметь разобраться в том, над чем будет трудиться его ученик. Необходимо суметь организовать ребят, преподнести проект, разработать его и довести до логического завершения. Все это, конечно, тяжело. Но, если мы учителя говорим, что можем научить, то значит должны уметь и учиться. Если мы хотим, чтобы наши ученики искали что-то новое в нашем предмете, стремились его изучать, мы должны показать, что в нем нет предела для творчества!
Но учителя говорят: «Математика нужна везде! Учите математику!» Известные личности утверждают, что без нее никуда! В учебных кабинетах висят их афоризмы, в учебниках отвлеченно говорят о том, что математика применяется здесь и здесь, а как это происходит – остается вопросом.
После школы наши ученики идут получать специальность. И снова сталкиваются с вопросом: «Зачем интегралы? Зачем дифференциальные уравнения?» А если дело доходит до дисциплин, связанных с математическим моделированием? Как обычную, иногда даже вполне будничную проблему перевести на математический язык? Порой даже отличники, которые сходу решают сложные задачи, не могут справиться с этим. Почему? Потому что не понимают, как это может быть связано с математикой.
А значит, на первый план выходят межпредметные связи математики.
И здесь мало интегрированных уроков! Они, как правило, слишком узко затрагивают области соприкосновения математики и других наук (в основном на уровне вычислений, решении простейших математических задач). И вот тогда проектная деятельность становится тем связующим звеном, который выручает всех: ученик способен увидеть настоящую связь математики с миром, учитель мотивирует его на более глубокое изучение дисциплины. А еще появляется возможность поучаствовать в каком-нибудь конкурсе!
Да, возникает масса сложностей. И прежде всего в том, что слишком трудоемка подготовка. Необходимо много материала обработать, продумать план деятельности, результаты будущего проекта, его презентацию и защиту. Нужно пообщаться с учителями других предметов или даже привлечь их к совместной работе, чтобы суметь разобраться в том, над чем будет трудиться его ученик. Необходимо суметь организовать ребят, преподнести проект, разработать его и довести до логического завершения. Все это, конечно, тяжело. Но, если мы учителя говорим, что можем научить, то значит должны уметь и учиться. Если мы хотим, чтобы наши ученики искали что-то новое в нашем предмете, стремились его изучать, мы должны показать, что в нем нет предела для творчества!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также
Сайт: http://luneeva.ru