Наумова Ольга Алексеевна, 28.06.2012 0

Эссе "Семь шагов к успеху"

Классный руководитель. Это обязанность? Дополнительная нагрузка? Призвание! Как помочь ребенку открыть мир? Открыть в ребенке ему самому неведомые силы и таланты и подарить свои знания, время, любовь! Как научить детей творить и мечтать? Творить и мечтать самому, творить и мечтать вместе с ними!

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Наумова Ольга Алексеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ №57 города Тулы
учитель высшей категории,
Почетный работник общего образования

Зайчик, воздушный шарик, эскимо, дракончик – причудливые превращения облачка за окном. Оно такое нежное, пушистое, ослепительно белое, будто вымытое вчерашним ливнем, когда оно было частью свирепой грозовой тучи. Не успеваешь заметить метаморфозы: шарик, эскимо, дракончик.… А где же зайчик? Он заблудился в ослепительно голубом атласном небе. Облачко несется вдаль, увлекаемое ветром. Каждый миг неповторим, каждое мгновение. Остановиться, всмотреться, вслушаться, вдуматься, несмотря на то, что ты мчишься вместе со стремительным 21 веком. Облачко-зайчик задорно заглядывает в мое окно, я улыбаюсь свежему утру, ласковому солнышку, игривому облачку - я понимаю, что в мире есть что-то помимо сиюминутного…

Я – учитель. Я должна всматриваться, вслушиваться, вдумываться. Я должна научить этому своих учеников, должна помочь им раскрыть способности, помочь стать самостоятельными, творческими, уверенными в себе людьми, готовыми к жизни в современном мире. Значит, я должна, открыть в ребенке даже ему самому неведомые силы и таланты. А значит, я должна открыть ему и свои силы, таланты, знания, время, свою любовь.

Как учитель-предметник я могу сказать: «Это мой ученик, он все понимает с полуслова, у него способности к моему предмету. А это не мой ученик, он никогда не поймет все тонкости моей науки». Но как классный руководитель я не могу так сказать: они все мои, спокойные и подвижные, остряки и тугодумы, физики и лирики. Каждому из них я должна помочь познать премудрости жизни, помочь остановиться среди суеты и увидеть красоту зимнего утра, услышать жалобы дождя. Для этого у меня есть только одно средство – любовь, доверие и сотрудничество. Иди со мной, мой ученик, я помогу тебе подняться по лестнице успеха, по ступенькам к твоей мечте, к твоему призванию, к твоей звезде. Я приглашаю тебя с собой в увлекательное путешествие. Я научу тебя слышать шепот листьев и разговор звезд, видеть танец снежинок и игру солнечных лучиков. Мой ученик, мы вместе пройдем эти 7 шагов: 5 класс, 6-ой, 7-ой, 8-ой, 9-ый, 10-ый, 11-ый, эти 7 ступеней: познание себя, открытие секретов здоровья и тайн своего интеллекта, постижение навыков общения, обретение самостоятельности, раскрытие загадок творчества, профессиональное самоопределение, - чтобы, поднявшись вверх, стать успешным человеком.

У меня 23 спутника, путешественника к успеху. Смелей, мои ученики, шагайте со мной, поднимайтесь на первую ступеньку. И, чтобы наш совместный путь к успеху был удачным, я стараюсь хорошо узнать детей, понять их проблемы, страхи и мечты.

Лис учил Маленького принца, как приручить его самого: «Надо запастись терпением. Сперва сядь вон там, поодаль, на траву – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга». «Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других». И я учусь понимать, узнавать своих учеников по их поступкам, фразам, по приближающимся шагам.

Я убеждена, что ребенку нужно помочь поверить в свои силы, помочь хоть один раз пережить ситуацию, когда он становится примером для других. Кто-то в учебе, кто-то в спорте, кто-то в актерском мастерстве, а кто-то в вырезании снежинок, каждый день хоть на шажок продвигаясь вперед. А еще ему необходимо научиться находить нестандартные решения. Именно для этого на уроках и во внеклассной работе я развиваю творческие способности своих учеников. Ведь творчество – это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру, воплощение индивидуальности. Психологи утверждают, что потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека. «Открыть в каждом человеке творца» призывал педагогов В.А.Сухомлинский. И открываем мы его в каждом из нас, двадцати четырех, вместе шагающих к успеху. Дети с радостью выполняют творческие задания, они пробуют себя в роли актеров, художников, оформителей, даже примерили на себя роль раскрывающегося зонтика и просыпающегося ежика. А еще сочиняют, день за днем открывая в себе что-то новое.

Герой «Маленького принца» Экзюпери рассказал, как в шесть лет он нарисовал удава, который проглотил слона, а взрослые видели в этом рисунке только шляпу. И тогда малышу пришлось нарисовать удава изнутри, чтобы было понятно. Потерпев неудачу с рисунками, он утратил веру в себя. И с горечью писатель заметил: «Когда мне было шесть лет, взрослые внушили мне, что художника из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов – снаружи и изнутри». Я стараюсь даже в минуты гнева или отчаяния не говорить детям, что из них не выйдет великого художника, химика, поэта, музыканта. Иначе из них может не выйти ничего.

23 мои звездочки вместе со мной совершают трудное восхождение по Лестнице успеха. Я верю в своих учеников и поддерживаю их на этом пути, чтобы они поняли мои педагогические принципы, мое педагогическое кредо:

Сердце детям отдавая,
Каждый час, и день, и год,
Творчеством их увлекая,
Хоть на шаг идти вперед.

И тогда, возможно, они остановятся на мгновение и увидят не только ослепительное голубое небо, но и хоровод облачков и облачат и услышат шепот за окном: «Вот это да, вчера еще мы были грозной тучей, а сегодня играем в догонялки на удивление прохожим. Мы безудержно мчимся, и в школе стремительная смена событий: последний звонок, ЕГЭ, лагерь, выпускной. Даже нам не выдержать такого напряжения – разразимся грозой. Но в школе, наверно, есть волшебник, который помогает решить все эти проблемы. Имя его – Классный руководитель. Вот уставший, он сядет за стол, посмотрит в окно, а там я подмигиваю ему. И он добреет и загорается новым делом. Потому что он мечтатель и фантазер, он классный руководитель».

Пушистый зайчик, воздушный шарик, эскимо, дракончик плывут, затейливо сменяя друг друга. А я, оторвав взгляд от окна, думаю, как завтра хоть на шаг приблизить своих учеников к успеху.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?