Лепешкина Анна Геннадьевна, 29.06.2012 0

Эссе "Открывающий двери в мир"

Эмоционально-субъективное размышление о некоторых проблемах преподавания иностранного языка.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Лепешкина Анна Геннадьевна
учитель английского языка
МБОУ гимназия №9 г. Тольятти Самарской области
высшая квалификационная категория

У каждого человека в жизни наступает такой момент, когда возникает желание оглянуться назад, увидеть, чего достиг, а чего еще хотелось бы достичь, задать себе вопросы «зачем?» и «для чего?», поставить новые задачи, задуматься о том, как их решить. Желание это не возникает вдруг, а созревает где-то долгое время, являясь, наверное, нормальным эволюционным процессом и касается не только житейских, бытовых проблем, но и профессиональной сферы.

Перешагнув порог десятилетнего педагогического труда, который, вероятно, не кажется столь внушительным по сравнению с колоссальным опытом моих уважаемых коллег, я все чаще задумываюсь о своей профессии, о своем месте в ней, а том, что удалось сделать и чего еще не получилось.

Началось все с того, что мама отвела меня в школу, расположенную недалеко от дома, которая оказалась школой с углубленным изучением английского языка. Этот предмет очаровал меня сразу. Хотя, наверное, правильнее будет сказать, что маленькую девочку очаровали вначале учителя, владеющие языком в совершенстве и умеющие так его преподнести, что не полюбить его было невозможно. Чем больше я изучала английский язык, тем больше он мне нравился. Никакие «грамматические дебри» не были страшны, наоборот, оказывалось, что язык имеет свои собственные законы и логику, хоть и отличающуюся от логики русского языка, но имеющую право на существование. А лексика? Казалось, слова имеют такие оттенки значений, которых нет в русском языке, и очень занятно было постараться эти оттенки почувствовать и как можно точнее передать. К моменту окончания школы вопрос о том, что я буду изучать дальше, даже не обсуждался.

Как у всех, жизнь внесла некоторые коррективы в романтические планы о будущем, и по окончании университета я вернулась в ту же школу, которая теперь уже именовалась гимназией, в ином качестве – учителя английского языка. Начинать было легко: мои учителя, ставшие моими коллегами, поддерживали меня, и с учениками мне повезло. Маленькие гимназисты, начинающие изучать английский язык с первого класса, очень мотивированы, глаза горят, и за любое задание они берутся с огромной охотой. Однако, изучение иностранного языка – это далеко не праздник, а постоянный, длительный, подчас утомительный и тяжелый труд. Грустно смотреть, как гаснут глаза, пропадает интерес к предмету, неудачи в учебе провоцируют неуверенность в себе. Часто задаешь себе вопрос: как найти золотую середину между требованиями всевозможных программ и инстанций и хрупким эмоциональным равновесием ребенка и что важнее: знание правил и безупречное правописание или уверенность в своих силах и здоровье ребенка? Наверное, врачебное «не навреди» может в равной степени относиться и к учителям.

Владение английским языком сегодня – это дверь, открывающая мир возможностей. Возможностей познать культуру англоязычных стран, возможностей пообщаться с представителями множества других культур, мировоззрений, возможностей обогатить свой внутренний мир. Современные средства общения, Интернет делают огромный мир настолько тесным, что не владеть английским значит лишить себя многих преимуществ. Однако, изучая и преподавая английский язык, не забываем ли мы часто о том, что мы все-таки являемся носителями русской культуры. Стремясь поразить своих англоязычных собеседников познаниями с области страноведения, не упускаем ли мы своей самобытности, яркости, интересности? Мне кажется, что, изучая любой иностранный язык, мы ни в коей мере не должны смещать акцент с изучения собственной культуры и истории на культуру и историю других народов. Более того, любой владеющий иностранным языком несет огромную ответственность за то, каким в глазах мира выглядят россияне, и поэтому изучение иностранного языка в огромной степени обязывает к изучению истории и культуры прежде всего своей страны.

Таковы лишь некоторые проблемы, которые на сегодняшний день волнуют меня, как человека и как учителя. Поставленные вопросы не просты, и искать ответы нам предстоит совместно с учениками в дальнейшей педагогической работе. Хочется надеяться, что через некоторое время, когда вновь возникнет желание подытожить и сделать выводы, мне удастся хотя бы в малой степени ответить на них.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?