Анохина Любовь Александровна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха Московской области «Гимназия №3»
Стаж работы 11 лет; победитель муниципального этапа конкурса «Педагог года-2010», победитель регионального этапа конкурсного отбора лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха Московской области «Гимназия №3»
Стаж работы 11 лет; победитель муниципального этапа конкурса «Педагог года-2010», победитель регионального этапа конкурсного отбора лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»
Жизнь есть путь, и каждый об этом знает. Профессиональная жизнь – не исключение. Движение, встречи и расставания, препятствия и их преодоление, короткий отдых, «пробки»…
Хорошо, когда это движение вперед и вверх, когда это не просто работа, а увлекательное путешествие.
И это путешествие не может быть одиночным. Я иду со своими учениками, своими детьми. И то, что каждый из них – Личность, Человек с большой буквы – для меня не пустые слова. Как сделать так, чтобы каждый чувствовал себя комфортно на уроке с учителем и в классном коллективе? Как обеспечить эффективное развитие психических, мыслительных и творческих процессов? Как помочь найти себя и свое место в мире?
Я стала искать путь, который будет соответствовать мне, моим возможностям, целям, темпераменту и который позволит держать в центре внимания Ребенка с его потребностями, возрастными и личностными особенностями и необходимостью не просто набраться от меня знаний, а выйти в мир полноценной Личностью.
Решением для меня стала интегративно-ориентированная система образования.
Интеграция – это путь противостояния безудержной моде на инновации; педагогическому уклонизму; буму дифференциации; неадаптированному использованию зарубежных концепций и технологий.
Я вижу свою цель не только в том, чтобы научить, и не только в том, чтобы воспитать. Моя цель – помочь повзрослеть, содействовать в становлении ребенка как личности. А значит помочь стать сильным, честным, самостоятельным, творческим, полноценным и счастливым человеком. Стать Личностью. Уверена, что таким человеком невозможно стать без знания родного языка, уважения и внимания к его мудрости (знание правил орфографии и пунктуации лишь вершина айсберга), без понимания родной литературы. Ведь мастера слова тоже оказывают огромное содействие в продвижении по Стране Взросления. Для меня курс литературы в средней школе – это не совокупность текстов, литературоведческих понятий, навык анализа художественного текста, это в первую очередь галерея личностей авторов и их героев, их поступки, мысли, переживания, которые необходимо понять, принять или нет. Это развитие эмоциональной сферы личности подростка, ведь «ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей», говорил К. Д. Ушинский. Этому мы учимся на уроках.
Как этого достичь? Я остановилась на таких средствах, как интеграция предметного и социального содержания деятельности в процессе обучения; интеграция делового и эмоционального компонентов в обучении; исключение жесткого руководства обучением, открытость иному мнению, критичность и лояльность в оценке идей, суждений, утверждение совместной деятельности; творческое отношение к организации деятельности педагога и обучающегося.
Например, урок «Повторение изученного о деепричастии» я построила на интересном литературном материале – «Вредных советах» Григория Остера. И непростые практические задания, и сложный теоретический материал ребята осваивали с огромным удовольствием, с легкостью.
Еще одной важной задачей является развитие у человека способностей эффективно действовать в ситуациях повышенной неопределенности или конфликтности. Для чего необходимо развивать такие качества, как гибкость, умение творчески соединять и ассимилировать, казалось бы, несоединимые факторы и идеи.
И здесь незаменимым средством является проектный подход, когда проекты (научно-обоснованные замыслы) становятся основой совместной и самостоятельной преобразующей деятельности.
Начиная с 5 класса мои ученики вовлечены в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Особенно интересной стала работа по созданию поэтического словаря С. Есенина. В прошлом году мы подготовили и выпустили первую часть словаря – «Слова лексико-семантической группы «Растения» в поэзии С. Есенина»; сейчас ведется работа над продолжением.
Эффективным основанием моей педагогической деятельности стала программа интегративного построения системы учебных занятий, которую я апробирую в рамках экспериментальной деятельности нашей гимназии.
Программа основана на единстве процессов памяти, мышления, речи, произвольности в действиях и поведении посредством смены стилевых и коммуникативных видов деятельности. Учебная деятельность включает, по сути, три этапа: понимание, усвоение и применение.
Три универсальных вида коммуникации на уроке: взаимодействие с учителем, с классом, с самим собой. Структура урока: психологический настрой на деятельность, работа под руководством учителя, групповая работа, индивидуальная работа, подведение итогов работы.
Как учитель я играю на уроке разные роли: Переводчика - умение объяснять учебный материал (научность, ясность, логичность и возрастная доступность и т.д.); Управленца - умение организовывать и контролировать учебную деятельность каждого ученика в рамках одновременной работы со всем классом; Психолога - умение создавать условия для психологической комфортности каждого ученика в рамках совместной деятельности; Методиста - владение эффективными и разнообразными приемами организации обучения, учения, воспитания и развития школьников, используемые на уроке в качестве повседневной культуры организации своего труда.
Стать взрослым – это еще и научиться принимать решения в самой нестандартной ситуации, знать, что такое ответственность, уметь дружить и многое-многое другое. Моя задача здесь - обеспечить чувство психологической защищенности, подарить радость существования, развивать индивидуальность каждого «путника». Единственно возможный способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Единственно верная тактика – сотрудничество. «Нельзя избавиться от того, за что ругаешь, но можно получить то, за что хвалишь!» Этот принцип лежит в основе отношений с ребятами.
В Древней Греции педагог – «провожатый», тот, кто всегда сопровождает ребенка, кто всегда рядом. Сейчас значение этого слова изменилось, стало значительно более широким. Педагог – это и учитель, и воспитатель. И все же в первую очередь это, по-прежнему, человек, идущий по одному пути со своим воспитанником. Не поодаль, не над, а вместе.
Радости и трудности, успехи и разочарования на этом пути общие. Их неудачи – и мои неудачи, их открытия и достижения – и мои тоже.
И что бы я ни делала как учитель, я не забываю слова Сократа: «Каждый человек – солнце, только дайте ему светиться!»
Список использованной литературы
1. Ушинский К. Д. Избранные сочинения. – Москва, 1977. – С. 214
2. А.А.Ярулов. Технология управления образовательным взаимодействием в условиях современной школы. Методическое пособие// Ж. «Управление образованием» №4, М. – 2010. – 128 с.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также