Козуб Елена Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МАНОУ "Гимназия №2" г. Мариинск Кемеровской области,
стаж 17 лет, Почетный работник общего образования
учитель русского языка и литературы
МАНОУ "Гимназия №2" г. Мариинск Кемеровской области,
стаж 17 лет, Почетный работник общего образования
У каждого из нас свои учителя. Мы проносим в памяти через всю жизнь образ любимого учителя – того, под влиянием которого мы формировали свой мир, совершали жизненный и профессиональный выбор. Счастлив тот, у кого учитель был мудр, добр, сумел увидеть и поддержать то, что зарождалось в душе еще в детстве. Часто можно услышать об успешном человеке: «У него были хорошие учителя.»
Какой же он, хороший учитель, любимый, современный, всегда востребованный?
Наверное, это тот, кто воспринимает труд педагога как призвание, как служение. Для него учительство - смысл жизни. Его высшая корысть – быть нужным, желать и уметь отдаваться процессу, не требуя ничего взамен. Альтруист в абсолютном значении.
Хороший учитель – тот, кто в нужный момент дает толчок к развитию, пробуждая дремлющие таланты. Ему интересен сам процесс формирования новой личности. Он, видя исключительность ребенка, настраивает его на долгую, трудную, но созидательную жизнь , а не на минутный фейерверк.
Настоящий учитель – это Воспитатель. Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Он передает через себя послание огромного опыта человечества: отношение к миру, к людям, к стране, к мирозданию.
Особая доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям. Поэтому умение передать знания – это необходимое, но недостаточное условие. Учитель пробуждает в ребенке ученика, вечного ученика, способного учиться всю жизнь.
И еще хороший учитель – сам способный ученик, он уважает в ребенке своеобразного наставника, не стыдится брать новое от своих питомцев. Если в процессе воспитания и образования взрослый не развивается сам, если он стоит на позиции «я уже все знаю», он автоматически перестает быть учителем. Настоящий учитель всегда способен меняться.
Есть мнение, что современный человек должен быть готов за свою жизнь освоить несколько специальностей. Учитель – уникальная в этом смысле профессия. Ведь настоящий учитель – волшебник, открывающий ранее неведомое.
Это актер, каждый день приходящий на встречу с самым взыскательным зрителем.
Это психолог, тонко чувствующий детскую душу. В этом он сродни врачу, для него также важен закон «Не навреди!»
Это стратег, планирующий свою деятельность на несколько шагов вперед.
Это аналитик, подвергающий тщательному осмыслению все свои ошибки и успехи.
Работа учителя подобна труду ювелира, такая же тонкая и творческая, но более ответственная: в руках педагога – душа ребенка.
В целом же во всех ипостасях хороший учитель успешен. Это значит, каждый его ученик должен быть востребован обществом, должен быть способным к дальнейшей самореализации. Как этого может добиться настоящий учитель?
Наполнить жизнь ученика добром и красотой,
Раскрыть и углубить его сознанье,
Он в жизнь приходит не пустой –
С потенциалом скрытых знаний.
Из прошлых жизней он несет с собой
Способности, возможности, таланты,
И мы должны с любовью, добротой
Помочь раскрыть, отшлифовать бриллианты.
Н. Комисаренко.
Вот таким видится мне идеал учителя. Педагогическое совершенство.
Я не идеальный учитель. Но я люблю дело, которым занимаюсь. Я не работаю учителем. Я живу учителем. Это мой образ жизни, образ мыслей, общественное положение, мой труд и мое хобби.
Я искренне люблю своих учеников и стремлюсь быть всегда для них интересной, современной. Я готова расти и меняться вместе с ними. Поэтому с удовольствием осваиваю новые методики и технологии, осознавая, что только учитель может апробировать самые передовые идеи педагогической науки и сделать новаторство хорошей традицией. А ведь в умелом сочетании традиций и новаторства и рождается мастерство.
Я стремлюсь быть не только и не столько предметником. Я хочу быть для своих учеников тем самым волшебником, актером, ювелиром, в руках которого бриллианты детских душ засверкают разными гранями.
Для меня очень важно в образовании воспитание. Одно неотделимо от другого. Нельзя воспитать, не передавая знания, и наоборот. Мне, словеснику, дан мощный инструмент обучения и воспитания – Слово. Ведь на уроках литературы при решении проблемно-творческих задач на основе художественных текстов поднимаются серьезные вопросы человеческих духовных ценностей. А на основе классических образцов формируется система ценностных ориентаций и определяется жизненная позиция ученика. Словом можно заворожить, увлечь, заинтересовать, подвигнуть на великие дела! Только оно должно быть правдивым, уважительным, мудрым, ибо одно доброе слово может перевернуть душу ребенка, окрылить его. Словом я побуждаю к осмыслению мира в целом и мира человеческих отношений в частности. И я радуюсь, когда мое слово приводит ученика к успехам , стараюсь развить в них сознательное стремление к этим успехам, способность к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
Я не идеальный учитель. Но интерес к предмету моих сегодняшних учеников, встречи с выпускниками, их успехи, добрые слова и теплые послания убеждают меня в том, что я на своем месте. И, может быть, кто-то из них, услышав в свой адрес: « У тебя были хорошие учителя!» - с благодарностью подумает обо мне. А значит, мой труд будет иметь продолжение в памяти, умах и сердцах учеников. А они уже сумеют наш мир сделать более светлым, добрым, гармоничным.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также