Усманова Римма Александровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2
с углублённым изучением отдельных предметов»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
26 лет, высшая квалификационная категория,
победитель национального проекта «Образование», 2007;
Почётный работник общего образования РФ, 2010
Верить в человека и любоваться ростом его духа - это лучшее, что даёт нам жизнь.
А.М.Горький
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2
с углублённым изучением отдельных предметов»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
26 лет, высшая квалификационная категория,
победитель национального проекта «Образование», 2007;
Почётный работник общего образования РФ, 2010
Верить в человека и любоваться ростом его духа - это лучшее, что даёт нам жизнь.
А.М.Горький
Двадцать седьмой год моей педагогической деятельности в сельской школе…
Теперь, когда путь длиною в двадцать лет пройден, я всё чаще начинаю оглядываться назад и анализировать. Листаю в памяти проведённые уроки, вспоминаю своих учеников, успехи и неудачи. Всё чаще обращаюсь к своей «педагогической поэме»: перелистываю личный дневник, высказывания великих педагогов и выдержки из сочинений пока не знаменитых моих воспитанников, свои размышления о жизни, школе, учителе
Первые шаги в школе… Уроки, школа после уроков… Кажется, всё как надо. Я довольна своей профессией, учениками и самим принципом «как можно больше знаний», положенным в основу работы педагога.
Но проходило время, и довольство моё тускнело. Моя педагогическая интуиция подсказывала, что нужно что-то менять в себе, в работе, в отношении к ученикам. И сделала для себя, казалось, открытие! Мало учителю прийти в школу знающим свой предмет, главное - надо познать и научиться любить того, кого учишь. Собственный опыт, мысли великих людей постепенно приводили меня к педагогическому прозрению. Хотя мысль о том, что надо любить детей, стара как мир, но она и сегодня нуждается в защите как идея новая, поскольку насущная потребность современной школы в условиях модернизации образования - гуманизация учебно-воспитательного процесса (без учителя словесника не представляется возможным решение этой проблемы).
Поиски и находки, эксперименты и открытия продолжаются по сей день. Бесспорно, учитель современной школы должен обладать масштабным государственным мышлением, остро чувствовать время и соответствовать его требованиям. Но ещё важнее, что от его совести, ума, чести, достоинства, и его великой любви к профессии, к делу зависят судьбы вверенных ему детей. С иных позиций рассматриваю дидактику и методику, изучаю педагогику и психологию, знакомлюсь с инновационными технологиями. «Учись у всех, не подражай никому!» - эта известная фраза стала моим девизом. Учусь всему, принимаю все свежие и новые идеи, но всегда в основе деятельности остаётся любовь и вера в Человека!
И каждый день с этим «багажом» вдохновенно спешу к своим воспитанникам «сеять разумное, доброе, вечное». Просто уроком назвать свои 45 минут познания, открытия и общения невозможно. Здесь всё: и знания, «и жизнь, и слёзы, и любовь…» В педагогическом процессе учитель подобен предпринимателю. Как бизнесмен вкладывает свой капитал в дело, так и учитель активно инвестирует свой ум, знания, любовь в дело, в учеников своих. Знаю, что нелегко, но необходимо, так как школа – это единственная реальная сила в становлении и развитии цивилизованного демократического общества. Понимаю, что школа для многих детей - единственный и важный источник гуманитарного образования и центр духовно-нравственного воспитания молодого поколения, а литература – «герой нашего времени», ведущий предмет современности, который учит мудрости, добру, красоте и любви.
Значит, мне, учителю, невозможно оставаться случайным человеком в жизни детей. Надо придумывать, творить, изучать, решать, трудиться вместе, сообща. В арсенале педагога множество разработанных инновационных техник и методик обучения. Но для себя я вывела свою формулу эффективной педагогической технологии: мотивация - сотворчество - общение. Именно такая траектория деятельности приносит нам славу, приводит нас к достаточно высоким результатам: являемся призёрами республиканской олимпиады по русскому языку; наши работы на региональных и республиканских научно-практических конференциях и научно-исследовательских чтениях признаны в числе лучших – 10 призовых мест за последние три года; 5 проектно-творческих работ по предмету и деятельности классного поисково-исследовательского отряда «Патриот» на республиканских конкурсах получили призовые места.
Изучение нового методического взгляда на современное образование, опыт работы в школе, личные достижения и успехи моих воспитанников приводят меня к глубокому убеждению, что педагогический маршрут мною выбран правильно. Он помогает мне приближать детей в рамках новой образовательной концепции к новому витку мышления и организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, чтобы учащийся мог проявить свои потенциальные возможности и креативные способности в самых разных мероприятиях и делах. Неслучайно мотивация - сотворчество- общение - основа всех уроков и внеклассных мероприятий. Да и можно сказать, принцип всей моей работы и жизни.
Мне, учителю-предметнику, классной маме, руководителю районного методического объединения учителей словесников хочется быть Учителем, посвятить всю свою жизнь детям и школе, работать в своём родном селе, жить долго, жить неутомимо, жить в неустанном творческом поиске! Быть всегда в списке Уникальной, Честной, Интеллигентной, Требовательной, Единственной Личности на Земле, которая может творить чудеса с человеком, миром и обществом.
Безграничная любовь и глубокая вера в детей, их неиссякаемое желание познавать, творить, общаться не дают мне успокаиваться, останавливаться на достигнутом. Лучшее слово и лучшее дело - всё ещё у меня впереди! Впереди новые открытия…
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также