Моргулец Галина Геннадьевна, 30.06.2012 0

Эссе "Между двумя стульями"

Как на практике использовать знание и опыт педагога-психолога в работе учителя-предметника и не оказаться между двумя стульями. Готовимся к ЕГЭ и переходу на новые образовательные стандарты в старшей школе.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Моргулец Галина Геннадьевна
Педагог-психолог
МБОУ СОШ №14 г. Камышина Волгоградской обл.

Между двумя стульями.
Я - педагог. Педагог - психолог профильной школы и одновременно – учитель русского языка и литературы в старших непрофильных классах. Благо, образование и опыт работы позволяют это делать. Работаю с теми, кто по тем или иным причинам в профильный класс не попал или не захотел заниматься в 10-11 классах английским языком и обществознанием. Как правило, гуманитариев среди них нет ( они все в профильном), мотивация по отношению к учебной деятельности - внешняя, да и будущее пока еще туманно ( «Я б в артистки пошла!», «А я в прокуроры!»).

Быть педагогом-психологом и учителем-предметником одновременно не совсем комфортно. Все равно, что сидеть между двумя стульями, однако есть и свои плюсы, потому что работать с такими классами – одно удовольствие! Получаем кредит доверия у родителей, чтобы потом не работать с сопротивлениями, убеждаемся в том, что классный руководитель – человек творческий и готов стать вашим союзником (всякое в школе бывает), и, засучив рукава, - вперед! Получаем массу преимуществ. Во-первых, снимается вопрос о том, нужны или не нужны уроки русского языка в 10-11 классах. Они нужны всем. Результаты ЕГЭ по предмету обязательны почти во всех учебных заведениях, куда бы дети дальше ни пошли. Да и зону развития специально создавать не надо, поскольку уровень подготовки самих учащихся отличается в разы. Во-вторых, сама возможность интеллектуального роста от первоначальной беспомощности к переходу учебных действий во внутренний план на уроках языка способствует формированию культуры мыслей и чувств, что в этом возрасте особенно важно. Вместе с самими действиями присваиваются и способы этих действий, которые будут перенесены сначала в новые условия, затем – на другие предметы. В-третьих, уроки языка могут стать по-настоящему технологичными, если структура каждого урока будет включать в себя те ключевые звенья (учебные действия и операции), без которых выполнение большинства заданий просто невозможно. Никаких новых знаний на этом этапе обучения учащиеся для себя уже не откроют. Все, что можно было открыть, осталось в программе средней школы. Могут быть открыты только новые способы переработки и применения уже имеющейся языковой информации.

В учебном плане школы для таких классов на изучение языка выделено три часа в неделю: один – программный, как и положено, один – элективный курс («Трудные случаи орфографии и пунктуации»), третий – спецкурс «Подготовка к ЕГЭ». И этим триединым богатством стоит распорядиться с умом.

В каждый урок по программе включаем обязательную разминку, то есть отработку тех самых ключевых звеньев, без которых не обойтись. Обычно это разбор слова по составу с обязательным составлением словосочетаний разного вида нетипичной структуры (именные, где в роли главного слова выступают числительные, прилагательные, местоимения; глагольные с инфинитивом в роли зависимого и т. п.).Обязательным элементом разминки является работа с предложением: определение грамматических основ в сложных предложениях с разными видами связи и разных конструкций с составлением вертикальной схемы (так легче видеть структуру), с вычленением осложнений внутри каждого простого. Что дает такая разминка? Во-первых, «цепляет» учащихся за сам процесс – последовательность действий. К алгоритму всегда можно вернуться, хотя у большинства достаточно быстро он переходит во внутренний план. Во-вторых, шесть вариантов заданий (по числу рядков в классе) позволяет учителю на протяжении 1,5 месяцев иметь готовый материал для тренировки и самостоятельных работ. В-третьих, первоначальная вербализация становится основой дальнейшей рефлексии. Когда все шесть вариантов отработаны, учащиеся сами составляют задания подобного типа. Сам учитель, если отбросит совсем неудачные варианты, получит заданий в три раза больше. Остальное время урока – работа по привычной для учителя программе, которая адаптирована именно под этот класс.

Второй час – электив – строится как лента. Здесь каждый урок отрабатываются наиболее сложные варианты заданий части А или В. Как правило, готовят материал к такому уроку два теоретика. Их задача – проанализировать предлагаемые задания в разных источниках (от демоверсии ФИПИ до разных пособий) и предложить наиболее рациональный способ выполнения заданий. Обычно за урок можно успеть выполнить 15 заданий одного типа. Остальные задания – дома. При подготовке к уроку теоретикам ставлю условие - при своем объяснении пользоваться только мелом и доской. Пусть некоторые и считают это анахронизмом, но презентаций нам хватает и на уровне отработки, а здесь гораздо важнее умение убеждать. Сразу всплывает и другая проблема – нечитаемый почерк и неумение работать с доской. Первую решаю просто. Отдаю не подписанные десятиклассниками работы пятиклассникам с просьбой помочь старшим вспомнить правила русской графики. Они с удовольствием находят «первоклассные» стихи, которые оформляют образцами написания букв из прописей и проводят свою разминку для старшеклассников. Полезно и тем, и другим.

Третий урок отдаем работе c рабочим тетрадям Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону. 2011. На мой взгляд. их создатели выдержали и структуру работы, и систему упражнений, и степень самостоятельности учащихся.Прекрасная возможность для учащихся работать сначала по опоре, а затем самостоятельно. Натаскивание? Нет! Из одних и тех же блоков можно построить и дворец, и сарай. Главное – иметь чертеж, хорошую мотивацию и – действовать.

Что объединяет уроки? Четкая структура каждого и возможность видеть свой собственный рост для старшеклассников. Работа с цветом («притащили» с уроков литературы), когда ключевые слова, понятия выделяются цветными ручками. Формирование УУД. Познавательных – на уровне предмета, регулятивных – на уровне алгоритмов действий, личностных – на уровне мотивации, коммуникативных – через взаимодействие с учителем, одноклассниками, самим собой, изучение языка, само погружение в него. Еженедельный мониторинг, где каждый видит свой творческий рост и пока еще «слепые пятна» интеллектуального поля.

Что же касается результатов ЕГЭ – они, естественно, разные. Средний балл – 64, при разбросе от 42 до 100. Главное же – возможность самореализации и творческого роста как учеников, так и учителя.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?