Терехова Ирина Михайловна, 30.06.2012 0

Эссе "Помнить, верить или слушать?"

Чему учить? Как воспитывать? Кто из нас, учителей, не задавал себе таких вопросов! Идёт время, меняется общество, в котором мы живём, меняются наши взгляды на жизнь, но неизменной остаётся конечная цель нашего труда – научить и воспитать подготовленную к успешной жизни в этом обществе личность.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Терехова Ирина Михайловна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 400 имени Александра Невского г. Санкт-Петербурга
Стаж работы – 32 года, категория высшая

«Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди меня».

В начале своей педагогической судьбы я была уверена, что самое главное и в этой песенной строчке, и в работе учителя – чтобы помнили. А значит, любили мой предмет и меня, дружили со мной после уроков; окончив школу, писали письма и приезжали в гости.

Но годы шли, «бурь порыв мятежный» многое изменил в моих взглядах. И более важно – стала считать я – чтобы верили. Верили моим словам, признавали те же авторитеты и ценности, равнялись на те же идеалы.

А вот теперь, когда завершился мой тридцать второй учительский год, на первое место поставлю, пожалуй, слушали. И слышали: себя, учителя, друг друга. Не менее важно, чтобы и я слышала своих учеников, всех и каждого. Слушать и слышать, чтобы, получив информацию, суметь проанализировать, расставить приоритеты, сделать свой выбор.

Когда-то в газете « Первое сентября» прочитала: «Профессионализм учителя начинается с понимания, что сила ему нужна не для того, чтобы подчинять класс, а чтобы обслуживать интересы учеников – всех и каждого, и желательно с максимальной пользой для его развития»[1]. Конечно, с понятием «обслуживать» можно поспорить, но сейчас речь о другом. Развитие личности каждого ученика, его индивидуальности, культуры, творческих способностей – такую цель ставлю перед собой сегодня. Как этого достичь?

Во-первых, пробудить интерес. Увлечь учеников процессом познания, обеспечив им при этом условия для успешной деятельности.

Затем приняться за формирование навыков: интеллектуальных, учебно-информационных, исследовательских, рефлексивных, коммуникативных. Параллельно развивать способности: умственные и духовные, познавательные и творческие; самостоятельность и креативность мышления.

Таким образом идёт реализация гуманистического подхода в образовательном процессе, активизация его путём внедрения интерактивных форм и методов. И в результате мы воспитаем Личность. Это будет выпускник, который владеет не только общеучебными умениями и навыками, но и способами самостоятельной познавательной деятельности, необходимой для профессионального образования и успешного карьерного роста. Помимо полученных знаний, наш выпускник соблюдает гражданские обязанности и уверен в себе; у него сформированы чувства собственного достоинства и самоконтроля. Он владеет навыками сотрудничества и толерантности, социальной адаптации и активности, коммуникативно компетентен. И при этом знает и использует достижения науки, культуры, искусства.

Думаю, учителям России по силам вырастить из каждого ученика Личность.

[1] Газета «Первое сентября. Классное руководство и воспитание школьников». 2007 г.,  № 17.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?