Шерстнёва Валерия Владимировна, 30.06.2012 0

Эссе "Я - педагог"

обобщение педагогического опыта и мнение о педагогической работе

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Шерстнёва Валерия Владимировна
МБОУ «Карагайская СОШ №1»
Пермский край
Учитель английского языка


Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь.
Александр Пушкин

Вы знаете, я с самого детства мечтала стать астронавтом. Эта неизвестность, бесконечность космоса и все в этом духе, но почему - то всегда играла с друзьями в «Школу», при этом я всегда была учителем. До сих пор помню кассу с алфавитом, цифрами и другими знаками, помню, как учила ребят чуть помладше как ими пользоваться и что они представляют из себя. Наверное, это и был мой первый педагогический опыт. Это и было чувство ощущения авторитета, не имея при этом власти, ты просто важен для них. Возможно, как говорил Адольф Дистервег, что «воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт»[1]… может этот такт у меня есть. Я работаю учителем английского языка почти два года, но я с первых дней чувствовала эту гордость быть учителем. Когда заходишь в класс, приветствуешь ребят, видишь детские улыбки, а один мальчик в 3 классе и вовсе подбегает и обнимает, говоря мне о том, как сильно он скучал. Разве это не стоит того, чтобы быть тем, кто ты есть. Быть учителем – это значит быть проводником от мира «незнания» к миру «знания», не нарушая при этом границы «я сам», так как плохой учитель дает уже готовенькое «блюдечко с голубой каемочкой», а хороший – становится катализатором, показывает путь к познанию, который воспитанник сам должен пройти. Я всегда говорю своим ребятам: «Я - не учитель, я просто помогаю тебе изучить себя, так как ты сам должен уметь находить пути решения задач, а мне нужно просто сопровождаю тебя, чтобы ты не споткнулся или помочь тебе подняться». С тех пор как у меня появился класс, то есть полгода назад, я стала смотреть на мир по-другому, так как приходится работать в режиме нон-стоп. Они только перешли из начальной в среднюю школу, где новые педагоги, новый классный руководитель, новые ребята и новые ситуации. Что-то все время случается! Я самосовершенствуюсь в психологии, философии, в различных предметных областях, и даже порой приходиться быть рефери, чтобы остановить бои стенки на стенку. Учитель так же является тем, кто становится частью жизни воспитанника, так как ребенок – это пустая чаша, которую педагог должен наполнить тем, чем ребенок будет питаться всю свою жизнь. Ведь как говорил Адольф Дистервег, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» [1]. И это, несомненно, так. Мы много с ними рассуждаем о правилах этикета, о правах ребенка, изучая Конституцию на классных часах. Современный ребенок стремится к познанию, так как в нашем мире информация и ее обладание стоит много. Поэтому от учителя требуется знать все и вся, быть специалистом во всех областях, потому что они смотрят на вас, как на источник с живительной силой, который сможет дать то, что они хотят и зарядить их для новых начинаний, а возможно и дать толчок на свершение «великих» дел.

Всякий раз, как только я переступаю порог класса, мои ребята спрашивают: «А что мы сегодня узнаем нового? Чем мы будем заниматься?». Сначала это ставило меня в тупик: «Этому не учили в колледже или университете. Что же им сказать?» Тут на помощь приходил Ключевский Василий Осипович: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». Мысли собирались в единое целое и появлялись идеи, чем же можно их занять. Мы проводили на переменах интерактивы, делали флешмобы, просто включая музыку. Мои ребята очень быстро научились создавать свои, и приготовили мне сюрприз на День учителя. Это было удивительно и так приятно, когда твои дети делают то, чему ты их научил! Они даже превзошли своего педагога – это ли не показатель хорошего ученика? На уроках английского языка они самостоятельно придумывают расслабляющие минутки, что меня очень радует, поскольку они постоянно самосовершенствуются и в английском и в творческом направлениях. Классные часы они практически сами разрабатывают, я только успеваю давать им направление, а информацию они находят, и обрабатываю сами. После чего представляют полученный результат в необычных форматах, о которых я бы не подумала, ведь нас учат стандартам, а они ничем не ограничены в их фантазиях. Например, брейнриги, интеллектуальные армреслинги и так далее. Ведь нельзя не согласиться с Э.Легуве, что «целью воспитания является умение научить наших детей обходиться без нас» [1]. Чтобы они не расслаблялись, мы объявили конкурс «Талантина», который бы оценил старания учащихся во всех областях их деятельности, и даже социальной. Конкурс длился весь учебный год, они заполняли портфолио, специальные книжечки достижений, в социальных сетях мы открыли голосование, а потом по окончанию года подсчитывали накопившиеся достижения и объявляли победителей в каждой номинации, награждая их почетной грамотой и медалью. Тот, кто становился победителем в нескольких номинациях, был наречен «Ученик года» и ему вручалась статуэтка с богиней победы Никой и золотая медаль. Это было незабываемое впечатление для воспитанника, так как его впервые оценили в такой форме, и он за раз получил три медали и кубок. Это стало стимулом для остальных. Они теперь знают к чему стремиться и как нужно работать.

Время, проведенное с моими ребятами, то есть эти полгода, пролетело незаметно, но самое главное, что это время не пролетело впустую, так как за этот учебный год они научились создавать свои собственные мультфильмы, пообещав себе, что завоюют Голливуд и всю мультипликационную индустрию (что, в принципе, очень хорошая цель). Также поучаствовали в детских Олимпийских играх, после чего решили сами устроить подобные во время весеннего похода среди своих одноклассников, назначив номинации «Лучший рыбак», «Лучший костровой» и «Лучший повар».

Как говорил Даль В.И.: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» [1], поэтому я впервые приняла участие в профессиональном конкурсе «Учитель года», где получила незабываемый опыт и впечатления от мастерства других педагогов. Что стало стимулом работы над тем, кем я должна стать, чтобы учить. Поэтому следующим этап стала работа с преподавателями из английского университета, которые почти координально отличаются своим поведение и формой преподавания. Они – учителя актеры, и отлично знают, как заинтересовать воспитанников. Согласно словам знаменитого французского писателя Жозефа Жубер[1], который знал, что такое педагогическая работа не понаслышке, говорил: «Обучать – значит вдвойне учиться». Это и есть основная особенность настоящего педагога. Ведь мир меняется, меняются устои, отношение, требования, знания. Нужно учиться вести себя с детьми, находить новые подходы, учиться по новой подавать информацию, нужно все время учиться, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям не только государства или школьной администрации, но и учащихся, так как они – это главные потребители. Поэтому было решено учиться вместе с детьми. Другими словами, почти каждую неделю мы приглашали на классный час специалистов из разных сфер деятельности для проведения мастер – классов, например, резьба по камню, создание мультфильмов через программу Movie Maker, или приглашение для беседы с инспектором из детской комнаты милиции, который смог объяснить на примерах как действуют законы, как стоит себя вести, чтоб не стать правонарушителем, что весьма облегчило мне работу.

Во время моей работы с детьми я сталкивалась и с родителями. Без них работа классного руководителя практически невозможна. Ведь нельзя не согласиться с Г. Медынским, что «родители - это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждиться мир, зиждиться вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое»[2]. Мы работали слаженно и дружно, так как они понимали, что я все еще учусь быть учителем и порой сталкиваюсь с определенными трудностями в поведении их детей, которые под силу решить только родителю. Мы проводили классные мероприятия, где учащиеся придумывали различные развлекательные задания и конкурсы, которые вы не сможете найти ни в одной книжке. Родители заново узнавали своих детей. Мне говорили, что работать с классом трудно, и основная трудность заключалась в работе с родителями, которым порой нет дела до того, что творится с их детьми, но только не здесь. Из-за большой нагрузки по предмету, у меня возникали сложности в организации классных часов, но и тут родители приходили на помощь и организовывали работу в классе. Ведь главное, что нас объединяет, это как говорил Оскар Уайльд «Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым»[2], сделать наших детей достойными и воспитанными, то есть «хорошими».

По словарю Ожегова говориться, что учитель «это специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой». Как - то сухо и не отражает всего разнообразия деятельности педагога. На мой взгляд, быть учителем означает быть источником знаний и примером для подражания, и здесь не действует фраза «я всего лишь человек». Многие мудрецы рассуждали о том, кто есть такой учитель, или кого можно назвать учителем, но выражение Инаята Хан Хидаята [2] особенно мне запомнилось: «Учитель также является тем человеком, который вытаскивает на дневной свет хорошие черты характера мюрида [ученика], тщательно избегая любых замечаний, касающихся слабостей, при этом указывая пути и средства для подпитки слабых ростков». В то же время учитель должен быть «тем человеком, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передавать предрассудков, пороков и болезней» [2] (А.В. Луначаркий).

Все зависит от человека, не от того какое образование он получил, а от того есть у него внутренняя уверенность, которая потом передается твоим воспитанникам, ведь стоит только потерять ее, как ты тут же падешь в глазах твоих учеников, и на этот раз будет тяжело подняться. Ведь наше призвание это помочь нашим детям жить, постигать новые возможности, делать трудные вещи легкими и просто быть тем, кто всегда подаст руку, когда ему это будет необходимо.

"Детям отдаём мы всё на свете
Отдаём от сердца, не в займы
Лишь бы только дети, наши дети
Стали бы людьми, были бы людьми!" (Г.Струвэ)

1. http://www.genialnee.net/themes/uchitel/page_2/
2. smsbalpozdravleniya.ru ›Афоризмы и цитаты про учителей

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?