Эссе "Моя педагогическая философия"
Воропаева Галина Алексеевна
учитель английского языка
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 19
с углубленным изучением отдельных предметов"
г. Старый Оскол Белгородской области
учитель английского языка
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 19
с углубленным изучением отдельных предметов"
г. Старый Оскол Белгородской области
Педагог – это не профессия. Это характер и судьба. Судьба, которая тебя избирает в педагоги. Мысленно возвращаясь в прошлое, понимаю, что в моей жизни все дороги вели в педагоги.
Начало пути из деревеньки в степи… В той деревеньке было у отца три дочери: две старшие, умницы - разумницы, и третья, младшенькая, на вид–козявка, а по характеру – дикая кошка, которая « хочет гулять сама по себе». Родительской энергии на последыша не хватило, и отправили девочку к дедушке с бабушкой на воспитание.
Воспитание не «по доктору Споку», а «по дедушке с бабушкой» самое лучшее на свете. Помню, для бабушки я ненаглядная внученька: платьице нарядное, пышные банты. Такой я уходила в школу или погулять. Возвращался же домой дедушкин сорванец: в синяках, ссадинах, разорванном платье. Любил он поиграть с друзьями- мальчишками в «Зарницу», полазить по заборам…Дед и читать его научил не по букварю, а по газете «Правда». В борьбе непримиримых противоречий ковался будущий цельный «педагогический» характер, способный выстоять в условиях современной школы. И сегодня в нем мирно уживаются железная воля, железные нервы, железная самодисциплина (наследство от дедушки) и бесконечная доброта, бесконечное терпение, бесконечное трудолюбие (наследство от бабушки).
Школьные годы пролетели быстро. Пионерка. Активистка. Спортсменка. Жизнь- сказка: туристические поездки, «Артек». Именно в «Артеке» поняла, как необходимо человеку знание других языков. Захотелось поступить в институт иностранных языков. И я взялась за учебу по-настоящему. Жизнь превратилась в ад: школа – репетиторы, репетиторы – школа. Но в институт на факультет романо–германской филологии я поступила. Так была взята неприступная, как казалось вначале, главная вершина в моей жизни. И этот личный опыт преодоления себя оказался бесценен. С тех пор знаю: не умеешь брать вершины, преодолевать пороги–не суйся в педагоги. Этому нужно учить школьников в первую очередь; учить не жизни, не знаниям, а учить преодолевать свои страхи и свое незнание.
Меня учили в институте многому: нужному, не очень нужному и не нужному совсем. Запомнился же случай из практики. После четвертого курса предложили поработать переводчиком у американца-медика. Готовилась усердно, зубрила медицинскую лексику, а воображение рисовало настоящего ковбоя. И вот передо мной предстал толстый старичок. Он открыл рот и заговорил. Быстро и гнусаво. Я ничего не поняла. А через три часа мы с ним уже болтали по-английски. Подумать только, «американский ковбой» оказался интеллигентным, очень интересным добрым человеком. И чувство языка, понимание его пришло в общении. В ученике я тоже стараюсь рассмотреть интересную личность, собеседника, друга. Это помогает понять его и на русском, и на английском, и на французском языке. А когда не получается, вспоминаю уроки коммуникативности от американского дедушки.
В школу № 19 города Старый Оскол я попала не по зову сердца, а по целевому распределению. Город чужой, школа на окраине. Директор Бельмасов А.В. встретил как-то прохладно. Позднее поняла: тогда он был весь погружен в создание своего детища, кадетского корпуса. В школе появились первые кадетские классы, только из мальчиков. Начала работать с сорванцами и почувствовала: мне это интересно. И вот уже мой десятилетий педагогический стаж отметила вместе с десятилетием корпуса. Здесь я на своем месте. Да и все незаметно стало на свои места: вышла замуж, воспитываю сына Андрейку. И на данный момент нерешенными остались всего две проблемы. Первую поставил перед мамой сын: «Почему у меня братика нет? Мы, что, никому не нравимся?» А над второй я задумываюсь сама: как подняться на вершины педагогического мастерства? Да, в идеальном преподавателе иностранного языка «все должно быть прекрасно»: выразительность жеста, взгляда, улыбки, речи… Но, по-моему, хороший педагог – это тот, который не боится набить себе шишек, когда помогает ребенку избежать неудач или когда закрепляет его успех.