Эссе "Учитель вчера и сегодня"
Козлова Татьяна Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа
Хангаласского района Республики Саха (Якутия)
Стаж - 27 лет.
«Отличник образования Республики Саха (Якутия)»
Учитель русского языка и литературы
Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа
Хангаласского района Республики Саха (Якутия)
Стаж - 27 лет.
«Отличник образования Республики Саха (Якутия)»
Школа… Она стала моим вторым домом в далёком детстве, ещё до того, как я перешагнула её порог в качестве ученицы. Мои родители (мать – учитель начальных классов маленькой сельской школы в Якутии, отец – учитель истории той же школы, завуч по воспитательной работе) вынужденно брали меня с собой и на уроки, и на внеклассные мероприятия. Дух школы тех замечательных времён, когда работали, не считаясь с оплатой, потраченным временем, и не ради сертификатов, а ради самих детей, их горящих глаз, живёт во мне до сих пор. Авторитет учителя тогда был неимоверно высок! Заслуженно высок! Мы считали, что в педагогический институт принимают только самых умных, талантливых, справедливых, честных и добрых людей.
В те далёкие годы в Якутии не хватало местных учительских кадров и сюда приезжали выпускники педагогических учебных заведений центральной России. Так здесь оказалась моя мама Кошелёва Клавдия Васильевна. Она закончила Сергаческое педагогическое училище Горьковской области, приехала в далёкую холодную Якутию и осталась навсегда. Когда я была школьницей, у нас преподавала русский язык москвичка Коцот Софья Яковлевна, а химию – её муж Сергей Владимирович, математику – ленинградка Мынто Елена Сергеевна. Как мы преклонялись перед своими молодыми учителями! Это были ОСОБЫЕ люди!
К сожаленью, всё мои детские представления об учителе и школе не соответствуют нынешней действительности… Время изменило страну, общество, людей… Изменилась школа – и учителя, и дети, изменилось отношение к ней со стороны родителей. Изменились требования к работе учителя, требования к выпускникам…
Жёсткость современного общества, высокая конкуренция на рынке труда, отсутствие государственной программы по обеспечению молодёжи рабочими местами – такова реальность. И к этой реальности должны быть готовы наши выпускники.
Что могу сделать лично я для того, чтоб в этой реальности мои ученики больше выиграли и меньше потеряли? Какие задачи я как преподаватель русского языка и литературы ставлю перед собой?
Во-первых, развивать речь. Умение чётко формулировать свои мысли, говорить ясно, грамотно, красиво, использовать языковые средства соответственно стилю, стиль речи выбирать соответственно ситуации – это, я убеждена, необходимо уметь всем и во все времена.
Во-вторых, развивать интерес к художественной литературе, научить отличать умную, добрую книгу от «развлекательной». Я считаю, что это делать необходимо и очень важно. Читая хорошую книгу, дети учатся разбираться в людях, вдумываться в их взаимоотношения, отличать главное от второстепенного, устанавливать связь между психологией персонажей и окружающей действительностью. Это готовит школьников к взрослой жизни, воспитывает психологическую зоркость и, конечно же, формирует нравственные ценности.
В-третьих, я считаю долгом научить своих учеников пользоваться информационной литературой, научить их работать с текстом, прививать им навыки самообразования. Ведь в условиях, когда недостаточно «один раз и на всю жизнь» получить образование, когда приходится постоянно доучиваться и переучиваться, чтоб не оказаться «на обочине», - навык самообразования становится жизненно необходимым. Современные ученики часто заблуждаются, полагая, что компьютерная грамотность заменит им этот навык, позволит им находить любую информацию. Они не понимают, что найти информацию и эффективно воспользоваться ею – это не одно и то же.
Почему я не говорю о языковой грамотности, об орфографии? Неужели я не считаю долгом учителя русского языка научить детей грамотно писать, подготовить их к сдаче ЕГЭ по русскому языку? Я не говорю об этом, потому что это САМО СОБОЙ РАЗУМЕЕТСЯ. Это минимум, который обязан выполнить учитель русского языка.
Что я могу сделать как педагог, как классный руководитель для того, чтобы мои ученики в своей взрослой жизни реализовались успешнее и в профессиональной, и в личной жизни?
Я думаю, в первую очередь, воспитывать в них терпимость. Учить их принимать окружающих такими, какие они есть, оценивать людей по человеческим качествам, а не по внешности, не по должности, не по материальному положению, не по конфессиональной принадлежности, не по национальности.
Кроме того, считаю очень важным воспитывать в детях самоуважение, самодостаточность, стремление сохранять своё достоинство в любой ситуации.
Безусловно, в решении воспитательных задач очень важно сотрудничество с родителями, потому что авторитет родителей, их пример играют главную роль в формировании личностных качеств человека.
Несмотря на то, что изменилось общество, школа, отношение к школе, изменились дети, роль учителя осталась неизменной: учитель остаётся тем человеком, от которого зависит самое главное в процессе обучения. Станет ли учёба приносить радость познания или ляжет тяжким грузом на плечи ученика? Будет ли ребёнок шагать в школу, предвкушая радость встречи с учителем или ёжась от неприятных предчувствий? Это зависит только от учителя. И, чтобы его авторитет вновь поднялся на высоту прежних времён, учитель должен быть умным, справедливым, талантливым, честным.