Козлова Татьяна Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа
Хангаласского района Республики Саха (Якутия)
Стаж - 27 лет.
«Отличник образования Республики Саха (Якутия)»
Учитель русского языка и литературы
Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа
Хангаласского района Республики Саха (Якутия)
Стаж - 27 лет.
«Отличник образования Республики Саха (Якутия)»
Школа… Она стала моим вторым домом в далёком детстве, ещё до того, как я перешагнула её порог в качестве ученицы. Мои родители (мать – учитель начальных классов маленькой сельской школы в Якутии, отец – учитель истории той же школы, завуч по воспитательной работе) вынужденно брали меня с собой и на уроки, и на внеклассные мероприятия. Дух школы тех замечательных времён, когда работали, не считаясь с оплатой, потраченным временем, и не ради сертификатов, а ради самих детей, их горящих глаз, живёт во мне до сих пор. Авторитет учителя тогда был неимоверно высок! Заслуженно высок! Мы считали, что в педагогический институт принимают только самых умных, талантливых, справедливых, честных и добрых людей.
В те далёкие годы в Якутии не хватало местных учительских кадров и сюда приезжали выпускники педагогических учебных заведений центральной России. Так здесь оказалась моя мама Кошелёва Клавдия Васильевна. Она закончила Сергаческое педагогическое училище Горьковской области, приехала в далёкую холодную Якутию и осталась навсегда. Когда я была школьницей, у нас преподавала русский язык москвичка Коцот Софья Яковлевна, а химию – её муж Сергей Владимирович, математику – ленинградка Мынто Елена Сергеевна. Как мы преклонялись перед своими молодыми учителями! Это были ОСОБЫЕ люди!
К сожаленью, всё мои детские представления об учителе и школе не соответствуют нынешней действительности… Время изменило страну, общество, людей… Изменилась школа – и учителя, и дети, изменилось отношение к ней со стороны родителей. Изменились требования к работе учителя, требования к выпускникам…
Жёсткость современного общества, высокая конкуренция на рынке труда, отсутствие государственной программы по обеспечению молодёжи рабочими местами – такова реальность. И к этой реальности должны быть готовы наши выпускники.
Что могу сделать лично я для того, чтоб в этой реальности мои ученики больше выиграли и меньше потеряли? Какие задачи я как преподаватель русского языка и литературы ставлю перед собой?
Во-первых, развивать речь. Умение чётко формулировать свои мысли, говорить ясно, грамотно, красиво, использовать языковые средства соответственно стилю, стиль речи выбирать соответственно ситуации – это, я убеждена, необходимо уметь всем и во все времена.
Во-вторых, развивать интерес к художественной литературе, научить отличать умную, добрую книгу от «развлекательной». Я считаю, что это делать необходимо и очень важно. Читая хорошую книгу, дети учатся разбираться в людях, вдумываться в их взаимоотношения, отличать главное от второстепенного, устанавливать связь между психологией персонажей и окружающей действительностью. Это готовит школьников к взрослой жизни, воспитывает психологическую зоркость и, конечно же, формирует нравственные ценности.
В-третьих, я считаю долгом научить своих учеников пользоваться информационной литературой, научить их работать с текстом, прививать им навыки самообразования. Ведь в условиях, когда недостаточно «один раз и на всю жизнь» получить образование, когда приходится постоянно доучиваться и переучиваться, чтоб не оказаться «на обочине», - навык самообразования становится жизненно необходимым. Современные ученики часто заблуждаются, полагая, что компьютерная грамотность заменит им этот навык, позволит им находить любую информацию. Они не понимают, что найти информацию и эффективно воспользоваться ею – это не одно и то же.
Почему я не говорю о языковой грамотности, об орфографии? Неужели я не считаю долгом учителя русского языка научить детей грамотно писать, подготовить их к сдаче ЕГЭ по русскому языку? Я не говорю об этом, потому что это САМО СОБОЙ РАЗУМЕЕТСЯ. Это минимум, который обязан выполнить учитель русского языка.
Что я могу сделать как педагог, как классный руководитель для того, чтобы мои ученики в своей взрослой жизни реализовались успешнее и в профессиональной, и в личной жизни?
Я думаю, в первую очередь, воспитывать в них терпимость. Учить их принимать окружающих такими, какие они есть, оценивать людей по человеческим качествам, а не по внешности, не по должности, не по материальному положению, не по конфессиональной принадлежности, не по национальности.
Кроме того, считаю очень важным воспитывать в детях самоуважение, самодостаточность, стремление сохранять своё достоинство в любой ситуации.
Безусловно, в решении воспитательных задач очень важно сотрудничество с родителями, потому что авторитет родителей, их пример играют главную роль в формировании личностных качеств человека.
Несмотря на то, что изменилось общество, школа, отношение к школе, изменились дети, роль учителя осталась неизменной: учитель остаётся тем человеком, от которого зависит самое главное в процессе обучения. Станет ли учёба приносить радость познания или ляжет тяжким грузом на плечи ученика? Будет ли ребёнок шагать в школу, предвкушая радость встречи с учителем или ёжась от неприятных предчувствий? Это зависит только от учителя. И, чтобы его авторитет вновь поднялся на высоту прежних времён, учитель должен быть умным, справедливым, талантливым, честным.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также