Волковская Любовь Александровна
учитель физики
МБОУ СОШ № 27 муниципального образования
Темрюкский район
учитель физики
МБОУ СОШ № 27 муниципального образования
Темрюкский район
В далеком 1981 году я, Чумаченко Любовь, окончила среднюю школу № 16 в Карагандинской области Казахстана. Поступила на физический факультет Карагандинского государственного университета. После окончания, даже не помышляла заниматься педагогической деятельностью. По распределению осталась работать в качестве инженера на кафедре радиофизики данного университета, затем перевелась младшим научным сотрудником в Карагандинскую магнито-ионосферную станцию института ионосферы АН Казахской ССР. Готовилась в аспирантуру, занималась переводами зарубежных статей по нужной теме. Семейная жизнь круто изменила все планы. Родились двое замечательных детей – дочь и сын. Когда сыну исполнилось полгода, переехали в родное село, где я закончила школу. Перед началом учебного года (1992 год) состоялся разговор с директором школы. Он искал учителя физики, так как предыдущий коллега ушел на заслуженный отдых. Почему согласилась? Хотелось попробовать себя в новой роли? Трудно ответить даже сейчас на эти вопросы, а ведь прошло немного-немало 20 лет! Моя мама, часто рассказывала, что после окончания школы, хотела стать учителем математики. Мой дед, по маминой линии, был бухгалтером. Маме нравилось наблюдать, как ловко можно оперировать цифрами. Но так получилось, что тоже стала бухгалтером. Наступило 1 сентября. Все, кто окружал меня - стали называть Любовь Александровной. Первые уроки, первые поурочные планы, бессонные ночи (сыну чуть больше года). Училась всему сама – умело вести опрос, налаживать дисциплину (в некоторых классах было за 30 человек), контролировать накопляемость оценок. Часто вспоминаю слова заместителя директора по учебно-воспитательной работе: «Все в ваших руках! Не думайте, что директор или кто-то другой наладит вам дисциплину».
Постепенно учение с увлечением стало основой моей педагогической деятельности. Начала внедрять новшества - словари по физике. В конце тетради отводили несколько листов и вели записи всех определений, которые встречаются в курсе физики. По ним стала проводить устные и письменные проверочные работы, физические диктанты.
Учащиеся, которые отсутствовали на уроке, могли получить помощь от учителя, от одноклассников, от соседа по парте, от такого словаря. Всего лишь переписать и выучить. Даже от многократного повторения, многие запоминали достаточно быстро, включались в дальнейшую работу. Такой устный и письменный вопрос дал свои результаты – начали справляться с некоторыми вопросами, касающимися четких определений.
Следующий шаг – научить решать задачи, не бояться формул, применять их на практике. При изучении формулы стала применять запись треугольником – закрываем рукой то, что нужно найти – ответ наяву! Многим помог такой подход, можно не знать математических терминов – как найти сомножитель? До сих пор пользуюсь такой хорошей находкой! Только словари стали посовременней, сразу с первого урока в 7 классе у каждого на парте находится «Словарь понятий и определений», с обратной стороны «Основные формулы курса физики 7 класс». Каждое определение под определенной цифрой, когда пишем цифровой диктант, нужно указать только цифру! Экономия времени, быстрая проверка! Троешник может справиться, имея такие подсказки! Так прошло становление меня как учителя физики. Жизнь распорядилась по-своему.
Из Казахстана семья переехала в 1998 году в Новосибирскую область. Место учителя физики не было, только ИЗО и географии. Вот где пригодилось универсальное образование! Очередная трудность в подготовке, но появился компьютер дома. Первый собирали своими руками, в коробке из магнитофона! Прикупили принтер струйный. Освоила его быстро, стала разрабатывать различные тестовые задания. Печатала через копирку, экономила время. Научилась делать сетки кроссвордов, распечатывала каждому задания, сиди- делай смотреть никуда не надо, все на парте перед глазами. Позади осталось еще 6 лет педагогической деятельности.
Очередная страница начнется уже в 2004 году на Кубани. Занялась снова своей любимой физикой. Начала с новшества - урок начинается с того, что решается та задача, которая была задана на дом. Сделал, не сделал, не важно, лишь бы показал, как научился применять формулу. Домашнее задание оказалось очередной фикцией! Появилось столько возможностей списать – решебник по предмету, постоянная сотовая телефонная связь с отличником-одноклассником, интернет. Что будем проверять? Я, как учитель буду время терять, и всё будет совершенно необъективно. Если это легкая задача, в одном-двух действиях то больше, чем минуту, тратить на её решение, (если ты знаешь, как её решать) нет смысла. Тогда, на следующий урок, вызываю несколько человек решать эту задачу на время, проверяю. Списать времени нет, подглядывать тоже. Следующая задача – снова несколько человек у доски побывали. И показали, кто что умеет. Проблема списывания оказалась налицо, увеличилось количество оценок за урок. Стала задавать на дом только прочитать параграф, и если остается нерешенная задача.
В 2008 году в кабинете физики появился компьютер и мультимедийный проектор с экраном. Чтобы успешно владеть компьютером и использовать соответствующие технологии в том же году прошла полный курс обучения и получила свидетельство по специальности « Оператор электронно-вычислительной машины». ИКТ как теперь принято говорить, прочно вошло в мою практику. Дома имею доступ в Интернет, в школе пока такой возможности нет. Подспорьем в переносе различного рода информации стали съемные носители информации, ноутбук, нетбук. Выбор образовательных ресурсов огромен, ищи и применяй! Уроки стали интересней. На уроках использую: показ видео - и анимационных фрагментов для постановки учебных проблем, демонстрации физических явлений, процессов, анализ на компьютерных моделях проведенных экспериментов, опытов, разнообразные интерактивные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над ошибками. Уроки с применением компьютерных технологий сделали общение учеников с учителем ещё более содержательным, индивидуальным и деятельным. Позволили экономить время на уроке, повысили эффективность учебно-познавательного процесса. Учащиеся учатся воспринимать информацию с экрана, овладевают компьютером как инструментом обучения, самостоятельно решают предметно-практические учебные задачи. Участвуют в разработке своих презентаций по предмету.
Что дальше? Совсем недавно появилась видеокамера. Подарок, который даст новые возможности в освоении новых образовательных технологий. Жизнь и прогресс не стоит на месте. Каждый учитель вправе выбрать свою дорогу, у меня она оказалась такой…
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также