Вахрамеева Светлана Владимировна, 02.07.2012 0

Эссе «Вопросы и ответы»



Обсудить статью Опубликовать свой материал
Вахрамеева Светлана Владимировна
Дефектолог, КГТТ
Структурное подразделение «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»


    Как рассказать о своей работе, которой отдано 19 лет?  Рассказать о детях, их желаниях, возможностях, мечтах? О коллегах, родителях? Я просто отвечу на часто задаваемые вопросы о коррекционной школе.

    Знакомые  спрашивают: «Как вы работаете в коррекционной школе? Там же такие дети…».  Дети как дети, разные: шумные и тихие (на нашем языке это называется следующим образом: «преобладают процессы возбуждения или преобладают процессы торможения»), общительные и не очень, доброжелательные  и равнодушные, одни любят рисовать, других на заставишь идти на физкультуру. Одним словом, такие же дети, как в других школах, одно отличие: диагноз «Умственная отсталость» и рекомендации  «Обучение   программе  VIII вида». Они не хуже, они просто немного другие. Согласитесь, что отсутствие знаний в области физики не мешает   человеку дружить, а слабое понимание исторических процессов быть прекрасной, любящей матерью.   

   Педагоги, не работающие с «нашими» детьми, спрашивают: «А какими методами, приемами в своей работе вы пользуетесь?» Методами – рекомендованными коррекционной педагогикой, формами и приемами – теми, которые  обозначены в  рекомендациях по тому или иному предмету, а способ воздействия на каждого ученика каждый педагог ищет сам. Мой способ привлечения внимания и выражения уважения к ребенку – называть его по имени и  отчеству. Говоря шестикласснику «Иван Борисович» я сразу снимаю желание грубить и противостоять.   «Я уважаю его – он уважает меня» - эта формула срабатывает в большинстве случаев.

    Родители «наших » детей спрашивают: «Он не безнадежен?» или «Человека – то из него сделаете?» Отвечаешь тоже по-разному  «У вас не ребенок, а золото..»,  и приводишь ряд качеств (добрый, общительный), при этом умалчивая о реальном потенциале. Родителям и так не очень приятно осознавать, что их ребенок, иногда единственный, обучается в «спецшколе», и, в разговоре, стараешься не упоминать об отрицательных моментах, а давать рекомендации по поведению в той или иной ситуации. Есть категория родителей, которые были нашими учениками, а сейчас приводят в школу своих детей. Тут немного проще: мы  знаем маму – папу, они знают нас, школьные требования, а мы их возможности в воспитании.

    Проверяющие  спрашивают: «Почему за 9 лет обучения этот ребенок не выучил таблицу умножения или делает ошибки при списывании текста?» Поневоле начинаешь оправдываться,  вспоминаешь и приводишь аргументы: «диагноз, отягощенная наследственность, частые пропуски учебных занятий и многое другое». А потом, после тяжелого разговора, приходит на ум другое: уважаемые критикующие нашу работу, вы видите то, что получилось, конечный результат,  но не видели и не прочувствовали того, каким ребенок был при поступлении в школу, и сколько было затрачено сил всем педагогическим коллективом, чтобы он стал таким, как есть. Они не видели девочку, которая практически не умела  общаться, когда пришла в школу, а на выпускном вечере читала стихи перед большим залом. Да, читала с запинками, перепутала строки, но она вышла на сцену и ее мама, сидящая в зале, плакала от радости за дочь.

     Коллеги спрашивают, а я, в свою очередь, консультируюсь у них в сложных ситуациях. Иногда, в случае неудачи (не ошибается тот, кто ничего не делает), мы  говорим друг другу, что вся наша работа впустую, что никакие знания не усваиваются, а навыки не формируются. А утром, встречаясь по дороге в школу, уже предлагаем пути решения появившейся проблемы и говорим, что не дети, а мы виноваты в неудачах (не учли какие – то факторы, не продумали отдельные моменты), и в девять  часов, по звонку, начинаем все сначала.

    Выпускники спрашивают: «А, правда, что мы были самые лучшие Ваши ученики?» Конечно, вы все самые лучшие, мы помним каждого ученика, интересуемся их судьбой. Бывшие ученики рассказывают  об успехах или неудачах, иногда просят помощь или совет. И только через несколько лет, встречаясь с ними, понимаешь, что из вложенного тобой в душу, характер ребенка дало результат, а что прошло мимо, не задело. Делаешь для себя очередной вывод на будущее.

    Подруги и друзья не спрашивают, они просто слушают мои бесконечные рассказы о школе и учениках.

    И  я сама себя не спрашиваю, я просто работаю, просто помогаю «нашим» детям войти в сложную, взрослую жизнь.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?