Денисюк Лариса Серафимовна, 04.07.2012 0

Эссе "Диалоги души о прекрасном"

Педагог - прекрасная профессия, нельзя сказать по-другому. Вся моя жизнь связана со школой, я не мыслю себя без пытливых детских глаз.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Денисюк Лариса Серафимовна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №5» г. Усть-Илимск

 
  Послушайте!
Ведь если звезды зажигают-
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
В. Маяковский.

1971 год. 1 класс. Первая учительница Лидия Ильинична. 1974 год. 4 класс. Классный руководитель Клименко Любовь Ивановна. Помню, как была влюблена в этих прекрасных учителей от Бога. Тогда я посвящала им стихи:

Милый, добрый учитель,
Наших сердец хранитель,
Ты несешь в своем сердце тепло,
Чтобы нам было весело,
Чтобы Родину мы любили,
Счастье людям земли приносили…

Мои кумиры-учителя просто влюбили в себя, в свою профессию. И эта любовь - любовь на всю жизнь…

Так появилась моя мечта – стать учителем. Я все школьные годы мечтала об этом, и вот в 1981 году мои надежды исполнились: я поступила в Томское педагогическое училище. Так началась, вернее, продолжилась моя школьная жизнь. Нет ничего приятнее, чем смотреть в эти детские глаза, видеть в них звездочки, солнечные лучики. Это завораживает и притягивает. Это не отпускает, можно даже не сопротивляться этому. Помню свой первый класс. Их было 44 малыша, 88 пар любопытных глаз. Мне было в то время 19. Я и представить не могла себе такой «огромный» класс. Тогда я, совсем ещё девчонка, вела все предметы в своем классе. Только представьте, урок музыки без музыкальных инструментов, урок физкультуры в спортивном зале через школьный двор ( в этом зале не было раздевалки). Да, были времена! А я была самой счастливой! Мне очень нравилось стоять у доски и объяснять, рассказывать деткам то, чего они ещё не знают. А какие интересные вопросы от них услышишь! Каких только предложений не получишь от этих чад!

Шло время. Жизнь распорядилась так, что мне пришлось поменять свою профессию с учителя начальных классов на учителя русского языка и литературы, ТРИЗ. Так в моей жизни появился новый этап творческой деятельности. Почему творческий? Я начала творить, изобретать как можно больше интересного: освоила ТРИЗ-технологию, мультимедиа. Но и этого для творчества показалось мало. Решила освоить метод проектов. Так появился в моей работе проект «Диалоги души о прекрасном», интегрированный курс литературы и психологии. «Родилась» рабочая тетрадь по развитию речи для 10 класса на уроках русского языка и литературы с опорой на изучаемые художественные произведения. Творить так творить! Интегрирую русский язык с ТРИЗ и биологией, литературу с ТРИЗ и географией, русский с математикой, литературу и русский с ТРИЗ. Вы и не представляете, как все это интересно! Вашему вниманию представлю фрагмент творчества на уроке литературы.

Модель «Лестница ценностей».


«Для меня ценности – пустой звук. Так ли это? Возможно, для кого-то это именно так. Но не для меня. Я считаю, что без ценностей человек становится животным, не знающим такого слова, как мораль. С таким человеком невозможно дружить, общаться. Он не знает, что такое любовь, чувства других людей. Он никого не уважает и не ценит, в первую очередь самого себя. В конце – концов, он может умереть от тоски». (Васечко Александра).

« Для меня ценности не являются пустым звуком, потому что на ценностях нашей жизни построены отношения с близкими и с незнакомыми для нас людьми. Ценности жизни также помогают нам обрести цель и человечность. Без этого человеку будет трудно выжить в нашем суровом мире. Без поддержки близких человек не стал бы человеком, ведь человек – существо социальное, которому общение нужно как вода. На мой взгляд, самое важное в человеке - разумность, честность, доброта». (Белкин Алексей).

Знаете, в современном обществе у людей почти исчезли ценности. И вот когда твои ученики начинают понимать, что без них все равно не стать настоящим человеком, без них не прожить, понимаешь, что все, что ты сегодня на уроке сделал, было не зря.

А вот так рассуждают мои ученики на уроках литературы в 11 классе.
Сравнительная характеристика лирического произведения Есенина «Заметался пожар голубой…» и поэмы Маяковского «Флейта-позвоночник»

Используя инструменты ТРИЗ, я приступаю к сравнению двух лирических произведений.(Таблица в приложенном файле)

Системный оператор позволяет нам проследить развитие темы любви на протяжении творческого пути поэта.
В январе 1914 г Маяковский вместе с Д. Бурлюком и В.Каменским, совершая турне по России, приезжает в Одессу. Влюбился там в Марию Денисову. Любовь осталась безответной. Писалась поэма до лета 1915 г. Москва. Июль 1915 года. Маяковский знакомится с Бриками. Поэт сразу влюбился в Лилю Юрьевну Брик.
Не было самоубийства, поэт остался жить. Какими еще людьми он был бы не понят?

«Облако в штанах»


«Флейта-позвоночник»
Какие стихи смог бы написать Маяковский, доживи он до второй Мировой Войны?

Тревожное ощущение большой и страстной любви. Любовь была, и он горел в ней ярким пламенем. Позже, вспоминая, что было в Одессе, поэт с горечью сказал: "Любить нельзя - масса тяжелых неприятностей”. Звучит не радость любви, а отчаяние. Поэт не нашел в любви своего счастья. Бунт против традиционных взглядов на прекрасное.


В этом году начался новый этап моей учительской биографии. Я вступила во Всероссийский проект дистанционного образования детей-инвалидов. Знаете, какое это счастье общаться с такими детьми! Любые их успехи воспринимаешь как свои. Эти детки ждут общения с тобой, ждут твоих уроков, как цветок солнечного утра. И когда родители говорят, что им повезло с учителем, радуешься, что ты им нужен.

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать».
Ф.И.Тютчев. [1]
Но быть педагогом не просто. Ты должен быть примером не только для детей, но и для родителей. Вот тут ещё одна ступень нашей профессии. Как помочь родителям в воспитании их драгоценных чад? Как повернуть их лицом к школе, детям? Эти вопросы каждый год задаешь себе и каждый раз заново ищешь ответы. И если ты считаешь, что ты уже на все вопросы ответил, то, на мой взгляд, как педагог ты себя изжил.

Я влюблена в свою профессию, в детей. Мне всегда очень хотелось, чтобы ученикам было интересно на моих уроках, чтобы они хотели приходить ко мне, доверять мне самое сокровенное. А для этого мне необходимо освоить не только педагогические технологии, но и стать Человеком. И я старалась приложить как можно больше усилий для достижения своих целей, своих желаний. Все что нужно было для этого – это уметь встать на место ученика, посмотреть на себя глазами ребенка, поставить себе честно оценку. И оценку моей работе ставили и ставят сейчас сами дети.

« Здравствуйте, Лариса Серафимовна! Пишет Вам ваш ученик Шиловский Андрей. Служу сейчас в Хабаровске…
Вы всегда были самым лучшим учителем и остаетесь им, я в этом не сомневаюсь, и по сей день, по крайней мере, для нашего класса и меня в частности. Вы являетесь не просто учителем, а я бы сказал второй мамой. Труд учителя – это самое ответственное, так как формирование и воспитание ребенка идет именно в эти школьные годы. Это переломный момент. И как учитель наставит его на путь жизненный, так он и пойдет. Лариса Серафимовна, воспитывайте, раскрывайте таланты в детях. И хороших людей будет больше на нашей земле. Берегите себя. Воспитывайте таланты. Любите каждого ребенка, как любили и заботились о нас. Ваш ученик Шиловский Андрей Юрьевич».

«Здравствуйте, уважаемый учитель Лариса Серафимовна. Хочу Вас поздравить с вашим профессиональным праздником – Днем учителя. На мой взгляд, эта профессия Вам идеально подходит. Вы даете детям знания, учите их грамотности, развиваете их духовный мир. Именно Вы формируете в нас личности, делаете из двоечника человека с большой буквы. А ведь это очень трудно. Не каждый сможет взять на себя такую ответственность, и не у каждого хватит на нас терпения. Большое Вам спасибо за ваши старания, усилия, воспитание, тепло и доброту, которые Вы нам даете! Мы Вам очень благодарны! С наилучшими пожеланиями весь 9Б и я, Брык Анна».

«Дорогая Лариса Серафимовна! Вы очень многому учите нас. Мы понимаем Вас, мы знаем, что Вам очень трудно с нами. Вы любите и понимаете каждого ученика, поверьте, Вы для нас тоже много значите. Вы переживаете за каждую двойку. Вы делаете интереснее наш мир. Кузнецова Диана 6Б.»

«Здравствуйте, Лариса Серафимовна. Вы самый лучший учитель. Вы научили меня и всех ребят всему новому и интересному. Чтобы я без Вас делал? Впереди ещё несколько лет учебы, и вы ещё научите нас многому. Я хочу сказать Вам большое спасибо за все, чему Вы меня научили. И просто спасибо Вам за то, что Вы есть. Дементьев Максим, 6Б».

«Самая любимая наша Лариса Серафимовна! Я и мама поздравляем Вас. Вы с пятого класса были с нами. Для меня Вы очень близкий и родной человек. Я безумно Вас люблю. Простите меня за все обиды, за то, что огорчала Вас. Я желаю Вам крепкого здоровья и благополучия, счастья и везения. Оставайтесь всегда такой же чуткой, доброй, нежной и самой-самой красивой! Вы самый суперский учитель! Вы занимаете очень много места в моем сердце! Я никогда не забуду Вас! Знайте, что Вы тот человечек, которым я дорожу. Я люблю Вас сильнее всех! Вас никто не сможет заменить. Ксюша и Елена Гвоздевы. 25.05.2012.»

Такие признания детей для меня много стоят. Это помогает утвердиться в том, что я верно выбрала свою профессию, что я - педагог. И очень хочется мне, чтобы мои ученики в будущем сказали обо мне такие же слова, какие сказал Н.С.Хрущев на Всероссийском съезде учителей 9 июля 1960 года:

«Школьные годы оставляют неизгладимый след в жизни каждого человека. Давно покинут класс, много воды утекло, человек вырос, возмужал, а кое-кто и постарел, но все помнят своего школьного учителя, те добрые семена, которые он посеял». [2]

« У каждого человека свои звезды», - гласит пословица. Хочется, чтобы каждый учитель достиг новых вершин в своем творчестве и приблизился к звезде, свет которой когда-то заворожил и привел в профессию… Свои звезды должны быть и обучающихся. В силах педагога помочь найти их и научиться сверять с ними собственный путь.
Успеха Вам и Вашим ученикам на пути через тернии к своим звездам!

Список литературы.
1. Ф.И.Тютчев http://stroki.net
2. Н.С.Хрущев. Речь на Всероссийском съезде учителей 9 июля 1960 года. М.,1960.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?