Оксана, 17.05.2013 0

Новая школа глазами молодого педагога

Статья представляет собой размышление о назначении учителя, его роли в жизни школьников. Автор советует уважительно относится к интересам и мнению учащихся, искать новые подходы к проведению уроков, а также делится своим педагогическим опытом.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег

В чем состоит основная задача педагога в школе? Вопрос, разумеется, риторический, ведь каждому известно: задача учителя - учить. Однако у каждого учителя за плечами свой опыт, свои секреты и методы преподавания. Дети растут на глазах у учителя. Очень важно вложить в детскую душу столько знаний и умений, сколько он сумеет вынести из стен школы и употребить в жизни, а также привить ему необходимые жизненные навыки: умение ориентироваться в сложной ситуации, ставить цели и расставлять приоритеты. Несомненно, чтобы «вложить» знание либо навык в голову ребенка, необходимо понять его. Новая школа, прогрессивная школа будущего, на мой взгляд, будет представлять собой не только комплекс интерактивных учебных пособий и продвинутых обучающих программ. В «Новой школе» ключевым учительским «орудием труда» непременно должно стать понимание.
 
Я - молодой педагог. В МБОУ «Кустовская СОШ» я проучилась с 1 по 9 класс и вышла из её стен сравнительно недавно. Возможно, поэтому я стараюсь найти подход, именно индивидуальный подход, к каждому ребенку, потому что еще помню, как это важно для ученика любого возраста: быть понятым и услышанным. Подростки крайне чувствительны к любой критике, но, вместе с тем, порой перешагивают границы дозволенного. Нельзя найти универсальный способ «управления» классом, все дети слишком разные. Наверное, к профессии педагога должна быть некая предрасположенность, потому что чувствовать сердцем каждое сердце ученика - это даже не талант, это дар, чудо.

Не будем скрывать, что сейчас дети в большинстве своем не любят ходить в школу, не тянутся к знаниям. Что же может их привлечь, повести за собой? Не надо быть экстрасенсом, чтобы понять: детям, а особенно подросткам, интересно только нечто новое, передовое, заставляющее прислушаться и задуматься. Они - дети нового поколения, поколения технологий и информации. А теперь давайте подумаем: хотят ли они слушать лекции о вещах, которые им неинтересны? Выход из этого замкнутого круга есть. Надо менять методику преподавания, работать над материалом.

Таким образом, «три кита», на которых будет строиться фундамент образования будущего, это понимание, интерактивность, интерес.

Как мы, молодые педагоги будем понимать наших учеников? Мы будем внимательно выслушивать мнение каждого учащегося. Ведь каждая новая точка зрения, каждый новый взгляд на привычные вещи - это маленький шаг вперед для всего коллектива. Нет таких решений, которые тормозили бы обучающий процесс, напротив, безучастность учеников - плохой признак, значит, они не заинтересованы в этом процессе. Чаще всего бывает так, что ученик предлагает новое, особое видение сложившейся ситуации, и оно находит свое применение в практике учителя, находит свое место в копилке его опыта.

Наука не стоит на месте. Каждый день появляются все новые и новые изобретения, во многом упрощающие труд учителей. Научно доказано, что наглядно информация воспринимается намного лучше, чем на слух. Поэтому уже в нашей школе учителями активно использовались 2-3 года назад различного рода плакаты и наглядные схемы, пособия, которые дают ученикам возможность углубленного изучения определенной темы. А сейчас на помощь нам приходят интерактивные доски и проекторы. Возможно, пока еще в Кустовской школе нет ресурсов, достаточных для полноценного «интерактивного» урока, но пройдет всего несколько лет, и образовательный процесс полностью перейдет на новые методы.

Как уже упоминалось ранее, детей привлекает все новое, так что различного рода технические приспособления в школах не только облегчат преподавателю ведение урока и подачу материала, но и в чем-то привлекут внимание учащихся, заставят их задуматься и откроют что-то совершенно для них новое. Но бездушным машинам нельзя полностью доверять такое важное дело, как обучение детей. Постоянный контакт с учителем научит их гораздо более важным вещам: искренности, честности, щедрости, терпению, трудолюбию. Именно собственным примером, а не наставлениями надо учить детей.

Учитель, если это настоящий учитель, — всегда немножко волшебник или сказочник. Если бы существовали четкие рамки преподавания уроков, учителей давно заменили бы «умными железками», располагающими тоннами информации, но не имеющими души. А в руках учителя - всё. Почему бы не разнообразить учебный процесс работой по группам или творческими заданиями на дом? Здесь важную роль играет тесное взаимодействие с учениками, искреннее и открытое общение. Помимо материала, обязательного к изучению, можно давать детям интересный им материал, и в комплексе они создадут сочетание «приятного с полезным».

Пусть я пока не располагаю большим учительским опытом, зато у меня есть опыт общения с детьми младшего и старшего школьного возраста. Все они, без исключения, любят музыку, стараются делиться своими впечатлениями со сверстниками, обсуждают любимые группы. Поэтому на уроках английского мы, повторив тему прошлого урока, открываем тему для обсуждения: рассказ о своей любимой музыкальной группе или композиции, желательно об английской или американской. В этот самый момент глаза загораются даже у самых «спящих» учеников. Они наперебой рассказывают о своих предпочтениях, цитируют наизусть любимые куплеты, шумно листают словарями, переводя строки из песен на русский язык. Зачастую разгораются даже споры, что же лучше, рок или рэп? Или стоит слушать проверенные временем композиции «легенд» мировой музыки? А что же учитель? А учитель ликует, изредка примиряя слишком усердных спорщиков. А повод для ликования есть, и достаточный: учащиеся заинтересованы, расширяют свой английский словарный запас, открывают для себя что-то новое. А на следующий день мы обсудим любимые фильмы. Как насчет того, чтобы поговорить о «Гарри Поттере»? Или вспомнить самые смешные американские комедии?

Сейчас такое время, что все без исключения дети, начиная с 4-5 класса, сидят в Интернете. В основном их внимание привлекают социальные сети. Заинтересованные учащиеся специально проводили опрос и выяснили, что 87% учеников 5-11 классов и 30% преподавателей зарегистрированы в социальных сетях. А давайте мы воспользуемся такой увлеченностью детей и выполним необычное задание: изменить в настройках любимой социальной сети «язык» на английский. Только честно, пусть это сделает весь класс. На следующий день в школе царит хаос: все уже знают наизусть по-английски такие слова, как «редактировать, отправить, просмотреть, прокомментировать, добавить, отметить»… И снова учитель ликует: дети развиваются, учатся, с интересом ходят на уроки, гадая, что же учитель придумает на этот раз, а спустя некоторое время начинают сами предлагать идеи. Каждый преподаватель немножко хитрец. Он с помощью фантазии способен заставить учеников ходить на его уроки с удовольствием. Главное - найти подходящий ключик к сложным сердцам детей, и они сразу к вам потянутся.

Новая школа не станет беззаботной школой. Дети так же будут продолжать усердно трудиться, вкладывать большие усилия в учебу ради получения хороших отметок. Но не стоит забывать и о том, что детство есть самое прекрасное время в жизни каждого человека. А учебный процесс можно сделать захватывающе увлекательным, было бы желание, а миссия - выполнима.

Детям надо отдаваться без остатка. Школа должна стать вторым домом и для учеников, и для преподавателя. Дети - это непосредственные создания. Они прекрасно чувствуют Ваше к ним отношение и отвечают взаимностью. Их несложно повести за собой, для них надо стать первопроходцем и путеводным маяком в мир знаний.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?