«Практика – ключ на пути становления педагога на этапе обучения в ВУЗе»
«Жизнь учит только тех, кто ее изучает»
В. Ключевский
Профессиональное становление педагога, безусловно, начинается еще при получении высшего образования. Многие знают значение данного слова. Но что вбирает в себя понятие становления в его детальном понимании? В «Толковом словаре русского языка», становление определяется как «возникновение, образование чего-либо в процессе развития».«Жизнь учит только тех, кто ее изучает»
В. Ключевский
Развиваясь, взрослея, каждый из нас преодолевает много жизненных этапов, переживает множество бесчисленных событий. Для кого-то эти моменты покажутся бесконечными и скучными, кто-то скажет, что они пронеслись как один миг. Тем не менее, каждый этап – это важнейшая веха в жизни каждого человека, как ветвь деревца, сломав которое, ему уже не расти как прежде, а каждое событие как листочек этого деревца, сорвав которые, деревце останется пустыми и одиноким.
Кто сможет сказать, что становясь педагогом, мы не преодолеваем те же самые этапы и не переживаем целую плеяду событий? Кто сможет утверждать, что на этом тернистом пути будущий педагог не сталкивается с рядом трудностей и проблем? И наконец, кто отважится заявить, что становление человека в данной профессии совершенно очевидно, ясно и очень легко? На мой взгляд, найдутся немногие, а те, кто все-таки попытаются об этом открыто заявить, потерпят фиаско, потому что на самом деле педагогами не являются, не работают и не работали по данной специальности, и именно поэтому смогут смело доказывать свою правоту.
Возможно, кому-то захочется усомниться в этих словах, поэтому обратимся к словам великого русского ученого, дипломата, мыслителя Ломоносова М.В.: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». С этими словами трудно не согласиться, поскольку имея за плечами определенный опыт педагогической деятельности, осознаешь всю правоту этих слов.
Каковы же периоды становления педагога?
Конечно, одна из начальных ступень это образование, получение педагогической специальности в высшем ученом заведении. Многие делают этот выбор осознанно, за кого-то решили родители, а кто-то просто решил «не мучиться» и поступить именно на этот факультет, потому что большинство его друзей уже запланировали там учиться. И кто знает, кто из них по-настоящему полюбит свою профессию, кто из них станет достойным учителем?
Утверждать однозначно было бы неправильным, ведь на пути получения знаний, может произойти столько невероятного, к примеру, студент, изначально не желавший стать учителем, а изучавший свой предмет для себя или совсем для другой профессии, во время практики поймет и почувствует в себе именно ту «педагогическую жилу» и не сможет уже жить как прежде, оставаясь равнодушным к «вечно двигающимся человечкам», и продолжит свой путь становления педагога уже в профессиональной деятельности. А те, что преднамеренно ставили своей целью быть педагогом, могут просто в ней разочароваться или даже возненавидеть эту профессию.
Какова же роль обучения в ВУЗе в рамках обсуждаемой темы? Является ли оно ключевым в становлении педагога?
По моему мнению, это бесспорно важнейший аспект в процессе «превращения человека в педагога», но он не определяющий. Ни в коей мере нельзя заявить, что получив образование, студент стал настоящим педагогом, настоящим, то есть знающим свое дело, умеющим качественно его выполнять, реализовывать требуемые задачи в рамках образования и уметь находить подход для развития личности каждого ребенка.
Так или иначе, получая образование, будущий педагог приобретает, прежде всего, профильные навыки, которые заключаются в необъятном количестве теоретической информации, которая буквально сваливается на студента и дарит ему незабываемые бессонные ночи в объятиях с научными справочниками и энциклопедиями, словарями и тетрадями и многим другим столь необходимым при получении высшего образования.
Как мне кажется, ключевым моментом на этапе становления дипломированным специалистом являются практические занятия. Именно они дадут понять насколько близка это профессия студентам, насколько она сложна и трудоемка, как много времени и сил она требует и в, то же время, как она захватывающе интересна, эмоциональна и неповторима. Эти практические занятия включают в себя реализацию теории, кропотливо получаемой продолжительные пять лет. Практика, в данном случае, выступает показателем твоей готовности к данной профессии, неким катализатором понимая того, захочешь ли ты окунуться в эту профессию или же тебе стоит идти совсем другим путем.
Лично для меня это стало определяющим моментом, так как, «проживая уроки в действительности», а не в устных обсуждениях на лекциях, осознаешь всю сущность данной профессии, ощущаешь неимоверную энергию от взаимодействия с учениками, которые переполнены зарядом эмоций и так и жаждут ими с тобой поделиться. Остаться к этому равнодушным не сможет тот, кто любит свою профессию, кто делает свой выбор не по причине надобности получения стажа, а по причине душевной необходимости и сердечной тяги к этому делу.
При обучении в ВУЗе студент несомненно развивается (если говорить о прилежном учащемся) посредством получения новых теоретических знаний, формированию собственных профессиональных навыков, работая над своим характером и стилем поведения, и, в конечном итоге, применяя свои знания на практике. Будущий учитель не стоит на месте, он самосовершенствуется, тем самым подготавливая себя к дальнейшей педагогической деятельности.
Таким образом, на мой взгляд, этап обучения в высшем учебном заведении на пути становления педагогом, представляет собой начальный, ключевой период, некое ядро, ключ, открывающий профессиональные двери, ключ, которым нужно уметь пользоваться и знать к каким дверям он подходит и сколько оборотов требуется для того, чтобы тебе открылась новая дорога в педагогический мир.
Источник фото:chkadm.ru
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также