Елена Муляева, 26.05.2014 2

Эссе "Я — педагог"


Вам приходилось встречать людей, которые при слове «школа» нервно вздрагивают, а потом начинают «топить» вас в море своих претензий всему, что связано со школой? Возможно, для кого-то прозвучит неубедительно, но для меня «школа» — это самые светлые воспоминания о детстве и самые яркие впечатления от происходящего в настоящем.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Мне нравилось и нравится учиться тому, чего я пока не умею. И, пусть прозвучит самонадеянно, мне нравится «учить». Нет, не предметным умениям и навыкам, хотя и им тоже, не языку как системе и литературе как виду искусства. Нравится помогать ученикам взрослеть, наблюдать, как меняется их взгляд на себя и на мир, как им все реже приходится просить о помощи и все чаще стремиться к «независимости».

Я никогда не считала и не считаю профессию учителя тем «крестом», который нужно нести, малодушно оправдывая свой выбор призванием. Думаю, что само стремление оставаться интересным для взрослеющих учеников не позволяет учителю относиться к своей профессии как к тяжелой работе, просто таки каторжному труду.  Да еще и низко оплачиваемому. А за что нам платить больше?! Мы не стали учить лучше по сравнению с прошлым столетием, мы не стали воспитывать по-другому, списывая свои «недоделы» на то, что времена изменились практически до неузнаваемости. Хочу быть правильно понятой: в любые времена любящий и знающий свое дело учитель будет выполнять его, получая сполна: наивных и «взрослых» вопросов, на которые нужно отвечать, улыбок и смеха, счастливых и понимающих глаз ваших детей. Ученик и учитель созданы друг для друга, как в хорошем  семейном союзе. Да прилепится ученик к учителю своему и будут они жить долго и счастливо! Долго — это целых одиннадцать лет!  А еще хороший учитель мечтает, чтобы его превзошел ученик. И если учителю даруется счастье увидеть эту победу не спустя годы, а прямо на уроке, то честь и  хвала и ученику, и учителю.

Уверена, что современный учитель понимает: нужно что-то менять в себе, в своем отношении к профессии. И, конечно, прав Кен Робинсон, международный советник по вопросам развития систем образования и инноваций,  который считает, что «в современном образовании нужна не эволюция, а революция». Подписываюсь под каждым словом! Я сразу представила, как наши ученики скандируют: «Перемен! Мы ждем перемен!», ведь они устали от нудных уроков, они хотят свободы от всяких стандартов! Значит, нужны новые образовательные технологии, новые критерии успешности урока, современные модули обучения.

В 2015 году Казахстан переходит на 12-летнюю модель обучения, основанного на компетентностном подходе. Как казахстанский учитель, прошедший уровневые курсы повышения квалификации, могу надеяться, что нашим ученикам наконец-то захочется учиться, ведь будут применяться новые подходы в обучении.  Один из них назван просто и притягательно для меня — «критическое мышление».  Все, что связано с процессом мышления, раздумий, рефлексии интересует меня очень давно, и, проработав пятнадцать лет в школе, могу с уверенностью сказать, что чаще всего на уроках мозг наших учеников затрачивается в щадящем режиме. Учителя не позволяют своим ученикам активно размышлять над происходящим на  уроке: объясняют сами, вопросы задают сами, не «дожидаются» правильных ответов,  сами уходят от ответов на «неудобные» вопросы и т.д. Мозг ученика привыкает к безделью, и, как результат, урок превращается для него в испытание на прочность: как бы не уснуть до звонка!  Поэтому, вспоминая свой школьный опыт, наблюдая за своими учениками, я поняла, как важно иметь желание и возможность думать, размышлять над всем, что ты видишь, слышишь, чувствуешь, одним словом, рефлексировать.

Критическое мышление каждому учителю и на любом уроке предлагает беспроигрышную стратегию —  организацию работы в группах. В группах «работает» активное взаимообучение, при котором роль учителя  ограничена, в хорошем смысле слова, необходимостью предложить качественные задания и наблюдать за их выполнением. В процессе диалога, возникающего в группах, усваивается не только материал урока, но и чужой положительный опыт.  Нет страха перед неправильным ответом: слабым ученикам помогают сильные, чтобы группа смогла справиться с заданием. Это тот самый командный дух, который необходим для создания атмосферы сотрудничества на уроке. В диалоге учащиеся  открываются друг другу, учителю и новому  для себя содержанию. Помню, как на уроке, посвященном способам оформления прямой речи, восьмиклассникам было предложено составить и инсценировать диалоги: учителя и родителя ученика, потерявшего интерес к учебе, одноклассников в интернете, подростка и продавца в магазине компьютерной техники, разговор подростка с родителями. Результат работы меня и самих учеников впечатлил: все реплики были «живыми», а выступавшие ученики — артистичными. Один из диалогов (подростка и продавца в магазине компьютерной техники) разыграли несколько раз представители разных групп. Кто-то сказал, что это похоже на тренинг для мерчендайзеров.  Порадовалась, конечно, что мой ученик  «бросается» такими новыми словами и тому, какой выход  в повседневную речевую практику был найден. Уверена, если нашим ученикам как можно чаще предлагать «объединяться» для работы на уроке, то мы добьемся высоких результатов обучения, которые будут выражаться не в баллах, а в самой готовности выйти в мир взрослых, где успех возможен только при умении взаимодействовать, работать в команде, сотрудничать и потому преуспевать!

Критическое мышление «работает» и на такой стадии урока, как рефлексия.  Она, на мой взгляд, просто необходима на каждом уроке ведь он — один из многих.  Если что-то не сложилось и урок не удался, не впечатлил, то нужно найти причину неудачи, если хотите, найти «виноватых». Промолчать, отказаться от рефлексии — «пожертвовать» еще и следующим уроком. Ошибки нужно признавать и исправлять! Ученикам — свои, учителю — свои.  Как оценить свою работу на уроке?  В графическом фрейме-символе: урок утомил тебя — выбирай «гирю»; ты хорошо поработал и с радостью ждешь нового урока — тогда бери «перышко». А также провести «мини-интервью с самим собой»: чем запомнился урок, на каком этапе работа группы была наиболее эффективной, какая из групп действовала наиболее слаженно?   

У каждого учителя, наверное, есть свои убеждения, возможно, даже принципы. Но принципы — это для ретроградов, а я надеюсь оставаться интересной и всегда современной для моих учеников. Есть ли у меня учительские убеждения? Да, безусловно. Как учитель русского языка и литературы, я убеждена: ученику необходимо научиться говорить правильно и красиво;  полезно научиться не просто читать, а вчитываться, чтобы быть способным узнавать и чувствовать этот мир, который «придуман не нами», но для нас.  Как педагог, убеждена, что воспитывать важнее, чем учить. Ребенку нужно научиться взаимодействовать с учителем, чтобы в будущем иметь право тоже учить и воспитывать кого-то (в первую очередь, в будущей семье). Я хочу, чтобы мои ученики видели в учебе не наказание или испытание, а приключение со счастливым продолжением длиною в жизнь.

Об авторе: Муляева Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Гимназия №4 имени А.С.Пушкина" г. Алматы, Казахстан.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 NePsix • 18:03, 26.06.2014
Мне тоже эссе понравилось, только немного смутила фраза "принципы - это для ретроградов". Ведь принципы учителя могут касаться не только и не столько содержания материала или подходов к преподаванию, но и составлять ядро его системы ценностей. А систему ценностей, моральные и нравственные установки человека не так-то легко изменить, да и нужно ли? К "людям-флюгерам", легко меняющим свои морально-нравственные установки, относятся в лучшем случае настороженно. Возможно, конечно, я не совсем правильно поняла посыл этих слов... а может, просто и я - ретроград.
[Материал]
avatar
Елена Михайловна, очень интересное эссе! Спасибо!
[Материал]