Педагогическая деятельность в качестве учителя немецкого языка дает мне реальную возможность активно участвовать в модернизации российского образования. Основная идея обновления старшей школы, заключающаяся в расширении возможностей выбора каждым школьником индивидуальной образовательной траектории, соотносящейся с его планами на будущее, то есть идея профильной дифференциации и вариативности в старших классах, в полной мере находит место в нашей образовательной организации. Вся экспериментальная работа нашего учебного заведения в этом направлении связана с отработкой механизмов формирования ключевых компетенций в интеллектуальной и профессиональной сферах личностей как условия соответствия выпускника лицея требованиям общества. Невероятно приятно ощущать свою сопричастность к данным инновационным процессам и удовлетворение, что ты идешь в ногу со временем и даже чуть опережаешь его. Работа в профильных классах гуманитарного и естественно-научного направления заставляет дифференцировать цели и содержание обучения. Особое внимание, на мой взгляд, необходимо уделять не только формированию иноязычной коммуникативной компетенции, но и компетенции социального взаимодействия, ценностно-смысловой ориентации в мире, познавательной деятельности, самосовершенствованию и саморазвитию, компетенции информационно- технологической и предметной деятельности. Именно они становятся условиями интеграции и адаптации обучающихся в социальном пространстве, их успешности в практической деятельности, как учебной так и профессиональной.
Изменение в трактовке целей и задач заставили меня внести коррективы в технологию обучения, и в процесс учебного взаимодействия с учащимися. Безусловно, все методы и приемы, используемые мной на уроках, вписываются в контекст коммуникативного-ориентированного обучения и основываются на принципах профильного обучения: вариативности, дифференциации, интеграции с социумом, самостоятельности в приеме решений, проблемности, когнитивности, познавательной активности и др.
Особое внимание я уделяю реализации таких принципов, как аутентичность и коммуникативность. Они определяют отбор содержания и заданий, используемых в учебной и в неучебной деятельности. Тексты, которые предлагаются для чтения и обсуждения, берутся из аутентичных источников: немецких газет, журналов, прагматических материалов, интернет-сайтов. Аудиозаписи и видеофильмы, а также встречи с носителями языка знакомят обучающихся с образцами устной немецкой речи. Их тематика соотносится с интересами учащихся и мотивирует их учебно- познавательную деятельность.
Реализовать свои личностные потребности, способности и устремления позволяет каждому из учащихся используемая мною проектная технология, так как она обеспечивает достаточную автономию учащихся с одной стороны, учит взаимодействию и кооперации, с другой стороны развивает умение поисковой, научно-исследовательской деятельности, творческие способности и самостоятельность, организационное умение и умения планировать. При этом учащиеся учатся пользоваться иностранным языком как средством для получения информации, необходимой им для решения конкретной проблемы.
Разнообразные типологии проектов позволяют развивать все сферы личности лицеистов: эмоциональную, интеллектуальную, мотивационную и др.
Проектная деятельность охватывает не только учебною деятельность, но и внеклассную. Ведь подготовка любого внеклассного мероприятия начинается с постановки проблемной задачи, выдвижения идеи, планирования деятельностей, распределения обязанностей.
Особенно запомнилось учащимся участие в проектах «Истории лежат на улице: Пермь и Дуйсбург в зеркале стрит-арта» и региональном литературном проекте Гёте института «Lewis», а также в мероприятиях, посвященных году Германии в России: Вместе строим будущее. Я пытаюсь показать им, как важно знать национальные особенности, учитывать и уважать их, чтобы успешно выстраивать диалог культур.
С целью формирования интереса к научно-исследовательской деятельности, познанию мира, сущности процессов явления науки, искусства, природы и общества, развития самостоятельности, самореализации, умения пользоваться различными информационными технологиями и способами обработки информации организую научно-исследовательскую деятельность лицеистов, которые представляют свои проекты на немецком языке на ежегодной региональной научно-практической конференции в лицее или в Немецком культурном центре имени Гёте. Выступления на научно- практических конференциях способствуют формированию самооценки учащихся, развивают дискуссионные умения, воспитывают важные чувства и качества: такт, толерантность, ответственность, уверенность. Необходимо отметить, что обучающиеся самостоятельны в выборе темы своего исследования. Поэтому, руководствуясь, прежде всего своими интересами, актуальностью проблематики, социальной значимостью и новизной исследования, они проявляют максимальную активность, как в поиске источников информации, так и в их смысловой обработке.
Высокие результаты обучающей деятельности, большой стаж работы (более 40 лет) не останавливают меня в дальнейшем развитии. Стремление к самосовершенствованию, желание быть в курсе новых образовательных технологий, побуждают заниматься самообразованием. За последние три года прошла курсы повышения квалификации в институте имени Гёте в немецком городе Швебищ Халль. На семинарах повышения квалификации Немецкого культурного центра имени Гёте в России изучала особенности обучения немецкому языку как второму иностранному, познакомилась с современной методикой обучения устному последовательному и синхронному переводу, познакомилась с методами повышения активности учащихся при изучении иностранных языков и т.д.
Научись сам и научи других – по этому правилу я живу и работаю. На протяжении многих лет я оказываю методическую помощь студентам, проходящим педагогическую практику в нашем учреждении. Участвую в семинарах и круглых столах, где делюсь своим педагогическим опытом.
Очень сложно говорить о профессиональных достижениях, поскольку в нашей работе они видны каждый день – когда у детей появляется интерес к предмету, когда ученик самостоятельно разбирается в трудном вопросе, когда бывшие ученики приходят и говорят «Спасибо». Не могу не испытывать чувство гордости за своих выпускников, которые избрали немецкий язык своей специальностью и трудятся в качестве переводчиков и учителей немецкого языка. А три моих выпускника закончили МГИМО и занимаются дипломатической деятельность. Каждая встреча с ними убеждает меня в том, насколько благодарен, важен, полезен и почетен учительский труд. Силы мне дает любовь к детям. Моя педагогическая философия заключается в том, что я должна создавать тепло и уют, лечить душу и согревать сердце каждого ребенка, быть главным конструктором космических полетов детской души.
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Дробинина Тамара Семеновна, учитель немецкого языка, МАОУ "Лицей № 2" школа для старшеклассников города Перми
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.