Библиотекарь с помощью различных форм и методов, имеющихся в арсенале библиотечной работы, старается приобщить студентов к чтению книг, донести до каждого читателя культурное наследие классиков, рассказать о выдающихся деятелях культуры, науки, искусства, о чём преподаватели не всегда имеют возможность и время рассказать на своих лекциях. Это расширяет кругозор студентов, что, несомненно, сказывается на их эрудиции. Разве это не помощь в образовании?
На примере библиотеки, в которой я работаю, хочется рассказать о роле библиотеки и ее назначении в образовательном процессе. Мы постоянно ищем пути, чтобы воспитать студента думающего, размышляющего, сориентировать его на чтение, ведь не зря писал французский философ Дени Дидро: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» [1], а слова А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение» [2] очень кстати подходят для библиотеки учебного заведения.
Образование через всю жизнь – это главная концепция развития современного образования. А для эффективной реализации этой концепции необходимо, чтобы студенты научились самостоятельно искать необходимую информацию. Не просто бездумно скачивать с Интернета, чаще всего не совсем верную информацию, а именно самостоятельно искать необходимые сведения, спокойно перелистывая страницы книг в поисках знаний, так как это было всегда. И библиотека, конечно, играет здесь не последнюю роль. Для привлечения студентов есть множество способов и методов работы - это обзоры литературы, регулярное оформление книжных выставок, тематические дискуссии, викторины, литературные праздники, приуроченные к важным историческим датам и к юбилеям различных деятелей искусства, культуры и науки.
Все это обогащает воспитательно-образовательный процесс, а также позволяет выйти за рамки учебного материала и показать студентам всё многообразие книжного мира, а библиотекарь как раз и является посредником между читателем и книжным миром.
У нас интересно прошли литературные диспуты, посвящённые юбилейным датам Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, не остались без внимания и современники – Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, Ю. Визбор - такие литературные мероприятия повышают образовательный и культурный уровень студентов, расширяют их кругозор, мировосприятие.
Библиотекари стремятся показать все многообразие нашего прошлого. Мы не ограничиваемся в своей работе только книгами. Выставляются репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, М. Врубеля и других великих художников, к сожалению, для многих студентов эти имена становятся открытием, что еще раз показывает важность нашей работы. Такие мероприятия никого не оставляют равнодушными. Готовясь к ним, студенты собираются в библиотеке, вместе ищут информацию в книгах, журналах, общаются - это имеет огромное воспитательное значение. Популярны среди студентов и преподавателей радиовыступления библиотекаря, приуроченные к юбилеям писателей и поэтов, а также сообщения об истории возникновения российских и международных праздников, это тоже повышает культурный и образовательный уровень студентов.
Наша библиотека всегда ищет новые эффективные подходы к работе с читателями, стремится, чтобы они полюбили книги. Библиотеки всегда были культурным центром нашего общества. И сегодня, как никогда раньше, возрастает их роль в формировании интеллектуального потенциала. Несмотря на век информационных технологий, не стоит забывать о силе именно печатного слова. Ведь те ощущения, когда держишь в руках книгу, именно книгу в традиционном ее понимании, когда листаешь страницы, погружаешься каждый раз в новый неизведанный мир, переживаешь вместе с главными героями, и перед глазами воссоздаются картины из написанных строк, непередаваемы. Это позволяет читателю лучше понять окружающий мир, а иногда и возникает желание узнать что-то новое, приходит понимание того, что мир огромен и не ограничен рамками так модных сейчас компьютерных сетей.
В результате проводимой работы, затрагивая как можно больше разнообразные проблемы, информируя о них студентов, библиотека участвует в образовательном и культурном развитии своих читателей, стремится заинтересовать, просветить, научить, но и при этом не утомлять однообразием, чередуя в своей работе мероприятия, устраивая выставки, беседы, викторины, тематические обзоры, используя для этих целей книги, периодику, фотоматериалы, репродукции картин. Всё это прививает интерес у студентов к библиотеке, к книгам, развивает и обогащает их внутренний мир, учит задумываться и размышлять, а именно это и необходимо в учебном заведении.
Библиотекари оказывают неоценимую помощь педагогическим работникам в формировании культурного, эстетического развития студентов, а всё это вместе поможет сделать из студента человека целостного, эрудированного, образованного. Как писал Аристотель: «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым». [3]
Современная система образования в своей работе вынуждена преодолевать много трудностей и препятствий. И задача сотрудников библиотеки оказать посильную помощь в нелегком труде педагогических работников. Ведь только совместными усилиями мы можем подготовить высококвалифицированного специалиста, который легко и свободно войдет во взрослую жизнь.
Список использованных источников
[1] В мире мудрых мыслей/ Под ред. А. Г. Спиркина М.: Изд-во Знание, 1962г., - 330с.
[2] Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Автор-составитель В.Серов М.: Локид-Пресс, 2003г. – 880с.
[3] В мире мудрых мыслей. / Под ред. А.Г. Спиркина М.: Изд-во Знание, 1962 г., - 330 с.
Орфография и пунктуация - авторские
Об авторе: Бармотина Галина Викторовна, библиотекарь, ГБОУ СПО Прокопьевский техникум физической культуры, Кемеровская область
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.