Ассанова Светлана Анатольевна, 19.06.2014 4

Эссе "Образование: вчера, сегодня, завтра"

Образование. С одной стороны, такое привычное и простое для меня, педагога с двадцатидвухлетним стажем, понятие. С другой, такое сложное, многогранное, если начинаешь размышлять о его сути.     Какой была система образования раньше? И что значит «раньше»? Пять, десять, двадцать лет назад? 


Обсудить статью (уже 4 коммент.) Опубликовать свой материал

По моему личному восприятию, «раньше», «вчера» - это мои школьные и студенческие годы, «сегодня» - время учёбы моей дочери, «завтра» - это время, когда в школу пойдут мои внуки. Удивительно! Получается, что я рассуждаю не с позиции учителя, а с позиции ученика! Иногда (к сожалению, не так часто, как хотелось бы) моя дочь-семиклассница спрашивает меня, как я училась, какие у меня были учителя, какой она была, школа прошлого? Я с удовольствием рассказываю ей, как здорово было учиться в «моей» школе, несмотря на отсутствие всех этих новомодных гаджетов! Для меня, обделённой семейным теплом и уютом девчонки, школа была действительно домом, и не вторым даже, а, скорей, первым. Мне «моя» щкола не только дала образование - она прежде всего воспитала меня. Как? Это уже другой вопрос. Да, трудоголиком, да, гиперответственной, принципиальной, с обострённым чувством сопереживания всем, кому плохо, требовательной к себе и к окружающим. Неслучайно в трудные минуты я виню именно школу в том, что мне так нелегко жить в этом мире.

Единственный вопрос, на который мне всегда трудно отвечать, - это вопрос о том, какое образование лучше. На мой взгляд, образование «вчера» и образование «сегодня» не лучше и не хуже, это просто разные системы, со своими плюсами и минусами.     Недостатки «моего» образования: чрезмерная идеологизированность, категоричность в оценках (я имею в виду исторические события, личности, литературные произведения и т.п.), знания подавались нам на блюдечке; времени на любимую литературу не хватало, потому что надо было зубрить такую непонятную физику… Я и сейчас помню формулировку разных физических законов, алгебраических формул, геометрических аксиом и теорем, которые мне ни разу в жизни не пригодились. Зато, правда, сейчас могу ребёнку кое в чём помочь по этим предметам. Но как подумаю, сколько книг могла бы прочитать вместо бессмысленной зубрёжки, ощущаю горечь.  

Сегодня многое изменилось. Как в лучшую, так и в худшую сторону. На смену чрезмерному вниманию, которое уделялось воспитательной работе, пришло равнодушие, пришёл формализм, регламент и т.д. и т.п. Для классного часа просто времени нет: учебная нагрузка школьников постоянно увеличивается. Ученики воспринимают сегодня классный час как наказание, во-первых, потому, что у многих каждая минута на счету, во-вторых, чувствуют нашу незаинтересованность. Но если ты знаешь, что вот она, эта тема, которая их заинтересует, а самое главное, вот то, чем их можно «зацепить», - классный час получается! В такие минуты по настроению ребят видишь: нужен, нужен, нужен классный час! Только должен он быть классным. Теперь о хорошем. Многие сегодня ругают новые ФГОС, а я их приветствую, потому что нахожу в них те положения, которым уже давно следую в своей педагогической практике. Я учу детей тому, чему меня, к сожалению, не учили: не заучивать, а понимать, пропускать любой учебный материал через себя, свой личный опыт. Я побуждаю их к творческой переработке полученной информации. Я постоянно ставлю их в ситуацию выбора, ответственности не только за себя, но и за других. Меня не пугает метапредметность – мне всё это нравится! И детям тоже нравится так учиться! В ходе работы у меня выработались определённые приёмы, которым я попыталась дать «говорящие» названия. 

«Право выбора» - это приём, которым я пользуюсь очень часто во время урока и в домашнем задании. Я даю ученикам право выбора и формы организации деятельности (самостоятельно, в паре, в группе), и вида работы (упражнения, виды орфограмм, разборов и др.), и даже способа проверки (самостоятельно, соседом по парте, учителем, родителями, друзьями). «Коротко, но ясно» - приём краткой записи теоретического материала, использование аббревиатур, знаков, символов (ЧАТ – читаем и анализируем текст, СУТ (Д) – составить устный текст (диктант), знаки «+», «-», «=», «?», «!» и др.). Роль данного приёма велика при творческой переработке учебного материала (составление кластеров, таблиц, выведение «формул»).     «Чтение с карандашом в руке» - приём вдумчивого чтения текста: прочитать текст, разделить его на смысловые части, подчеркнуть ключевые слова и/или слова, значение которых непонятно, к каждому абзацу задать вопрос (ы) и т.д.     «Творческий подход» - приём, который особенно нравится моим ученикам: им предлагается «перевести» скучный научный материал в художественную форму. Они легко составляют синквейны: Союзы… Простые, сложные. Соединяют, разделяют, противопоставляют. Не представляю без союзов речь! Связь!  Есть ребята, которые пробуют писать стихи по учебному материалу! А ещё мы часто… рисуем. Да-да, именно рисуем (я тоже пытаюсь). Недолго – минут пять, но за это время тема «Безличное предложение» превращается в самые разные рисунки, например, человечка без черт лица, а на частях тела прописаны формы сказуемого. В такие моменты я не учитель, они не ученики – в такие минуты мы участники арт-студии, а такая привычная доска – стена для вернисажа!  

Без ложной скромности скажу: богата моя методическая копилка разными методами, приёмами, идеями. Но какой был бы в ней смысл и какая была бы от неё польза детям, если бы я не старалась поставить себя на место ученика, если была бы равнодушна не только к его учебным достижениям, но и к тому, чем он увлекается, как чувствует себя в коллективе и т.д.?! Один ученик приходит на урок и сообщает мне о том, что у него День рождения, другой – одержал спортивную победу, третий – закончил с отличием музыкальную школу и т.д. и т.п. Я искренне радуюсь всегда, когда слышу что-либо подобное, и обязательно включаю в ход занятия какой-нибудь элемент, чтобы подчеркнуть значимость данного события (например, предлагаю составить спич или отправить SMS виновнику торжества, обязательно включив в него существительное общего рода). За SMS меня коллеги критикуют: мы, мол, боремся с гаджетами, а ты… Я не борюсь, я – мирюсь и стараюсь включать их в учебный процесс: на уроках русского языка мы обращаемся к ним, если нет под рукой словарей, на уроках литературы слушаем фольклорные и художественные тексты. Пусть послужат на ниве просвещения! Я начинала свою педагогическую деятельность в начале девяностых. Было трудно, как я сейчас понимаю, прежде всего потому, что я шла по проторённому пути, копируя приёмы работы своих любимых учителей, ругая себя за то, что не только не могу лучше, а и до их уровня недотягиваю. Сегодня всё по-другому: у меня свой взгляд на роль школы в современном обществе, у меня своя система работы. Я учу и учусь, воспитываю и занимаюсь самовоспитанием. И так уже двадцать два года.     Я верю: «завтра» нашей системы образования будет светлым. Для этого нужно, чтобы люди, которым дано право на законодательном уровне вершить судьбу российской школы, прежде всего думали о ребёнке как о личности, не были равнодушными. По новым ФГОС это чувствуется. Я надеюсь, что мои внуки будут учиться в школе, из которой исчезнут выражения: «образовательные услуги», «учитель выполняет заказ». На смену им придут другие, в которых будет отражена главная задача учителя – воспитание образованного Человека!

Сохранена орфография и пунктуация автора

Автор: Ассанова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ "Гимназия № 7", г. Перми

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 saha2007 • 22:34, 21.07.2014
Очень много интересного в Вашем Эссе. Спасибо.
[Материал]
avatar
3 Я-Оксана • 12:18, 29.06.2014
В каждой строчке Вашей работы чувствуется любовь к профессии и преданность ей. Замечательное эссе. Удачи Вам!
[Материал]
avatar
1 маргаритка3898 • 18:01, 19.06.2014
Спасибо за искреннее размышление. У нас с Вами очень многие взгляды на современное образование совпадают, видимо, близость педагогического опыта ( я работаю 28 лет), да и наука, преподаваемая ученикам, сближает.
[Материал]
avatar
2 assanovasa • 23:09, 27.06.2014
Впервые участвую в подобном конкурсе. Ваш отзыв - также первый! Спасибо Вам за поддержку. Успехов Вам!!!
[Материал]