Самая главная ошибка родителей — они учат сначала буквам («Эм», «Эл», «Ша» и др.), а потом соединять их в слоги. Возникает проблема: ребенок не может понять, почему он читает «пэ, а, пэ, а», а это оказывается слово «папа». Читайте статью: Четыре основные ошибки родителей в обучении детей чтению.
Как правильно научить ребенка быстро читать?
В этом поможет традиционная методика, которая основывается на первичном изучении звуков, а не символов букв. Основные этапы, которые нужно будет осуществить:
1 шаг: Приобрести букварь.
Обратите внимание, чтоб в его содержании не было так, что сначала он знакомит детей с алфавитом, а только потом со слогами. Желательно, чтоб было совмещено изучение буквы и слогов.
2 шаг: Знакомство с гласными, а потом с согласными звуками.
На первый план выходят твердые гласные, к которым относится: а, о, у, э, ы.
Потом нужно познакомить со звонкими сонорными согласными: м, л.
Остается выучить глухие и шипящие: ж, щ, д, к.
3 шаг: Ежедневное повторение предыдущего материала.
Повторение — профилактика забывания букв. Ежедневно играйте с детьми по пройденным буковкам.
4 шаг: Как научить ребенка читать по слогам?
Этот шаг только на первый раз кажется сложным.
Например, рассмотрим слог «Ка».
Необходимо объяснить ребенку, что одна буква бежит ко второй, а став «друзьями» произносятся вместе, они больше не могут жить друг без друга. «к-к-к-к-ка-а-а-а-а». Так, любые гласные могут подружиться с согласными буквами.
5 шаг: Разучивание слогов.
Сначала разучиваются простые слоги, вроде: ма, по, ла, ло; а после того как ребенок поймет, как именно, образуются слоги, он легко станет прочитывать и более сложные слоги: жу, до, вэ.
После этого важно закрепить это умение, используя уже не только простые слоги, но и сложные, то есть закрытые, где гласная стоит перед согласной.
6. Шаг: Чтение простых слов.
Здесь уже можно непросто читать маленькие слова из простых слогов, но и составлять их с помощью карточек. Для этого также применимо упражнение:
Закончить слово, добавив в конце -ча или -чу:
7 шаг: Выучить алфавит.
Для запоминания алфавита можно использовать стихотворения, песенки. Например:
А! Алфавит поём мы вместе!
Б! Будем петь его, как песню.
В! Весело споём его мы
Г! Громче грома, громче грома.
Д! День сегодня музыкальный.
Е! Есть у вас талант вокальный.
Ж! Жить без знаний скучно б было
З! Знанья это наша сила,
И! И тому пути открыты.
К! Кто подружит с алфавитом,
Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М! Мел, метель, метро, матрёшка,
Н! Небо, невод, нить, невеста,
О! Овод, облако, оркестр.
П! Попугай поет по нотам.
Р! Рой пчелиный строит соты.
С! Стрекоза в саду стрекочет.
Т! Такса лапками топочет.
У! Утка слушает пластинки.
Ф! «Фанту» пробует фламинго.
X! Хор не плох, есть слух у хора!
Ц! Царь зверей – его опора.
Ч! Чтим его – рычит он чисто.
Ш! Шесть заменит он солистов.
Щ! Щедрый мир нам дарят песни.
Э! Этот день собрал нас вместе.
Ю! Юмористов, оптимистов,
Я! Ясли-садовских солистов!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Чтобы запомнить буквы, их можно лепить их из пластилина, теста, бумаги, делать с помощью бисера, из ткани и других материалов.
8 шаг. Использование слов в дидактических играх, упражнениях и на практике.
- Ежедневные записки для ребенка со списком дел.
- Перед речевыми занятиями каждый раз рекомендуется проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, произносить слоги, составлять слова. Чтение чистоговорок, пословиц и поговорок.
- Провождение времени за просмотром диафильмов с чтением надписей внизу картины. Наглядность вместе с чтением дает лучший эффект, потому как задействуется и зрительный, и речевой, и слуховой анализаторы.
- Метод параллельного чтения. Это когда у родителя есть текст, и у ребенка такой же. Взрослый читает в разном темпе, а ребенок следит.
- Эксперимент. Сколько слов за минуту он читает? Пусть прочитывает одно слово. Можно делать такой эксперимент каждый день. Результаты будут весьма заметны.
- Предлагайте ребенку читать про себя, а не вслух. Таким образом, читать он будет намного быстрее, потому как охватывать глазами будет и следующие слова.
- Поиграйте с ударениями. Можно проговаривать, как правильно и как нет, чтоб ребенок сам исправил ошибку в ударении.
- Упражнение для развития зоркости. Среди ряда гласных пусть найдет согласную. Можно менять.
- Упражнение для того, чтобы ребенок не боялся несколько согласных букв подряд. Нужно просто записывать взрослому такие «страшные» сочетания букв и проговаривать их каждый день ребенку, при этом добавляя новые, как только встретятся. А можно просто каждый день ребенку на одном дыхании проговаривать 15 любых согласных, например: с, т, п, г, в, ж, к, н, ш, щ, л, г, н, ф. Тоже очень полезно.
- Игра в замену букв в слове: кот — кит, лес — лез.
- Деформированные предложения, например: Мишка к день рожденья пришел лисе. Пусть ребенок отгадывает.
- Работа над пониманием текста. Полезно приучать ребенка к ролевому чтению, чтобы он учился выражать эмоции героя, про которого он читает.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.