Урок развития речи "У каждого из слов душа своя. Описание вида местности. По ст. И.А. Бунина"; 6 класс
Планируемые результаты:
- предметные: закрепляют знания о композиции текста-описания общего вида местности, определяют лингвистические средства создания образности художественного текста с выходом на создание своего текста на заданную тему по аналогии с данным литературным образцом;
- личностные: умеют эмоционально переживать содержание художественного текста;
- регулятивные: анализируют текст, умеют сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- познавательные: выполняют универсальные логические действия – устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям;
- коммуникативные: владеют приёмами монологической и диалогической речи, доносят свою позицию до других.
Средства достижения цели.
В соответствии с планируемыми результатами урока отобран следующий учебный материал: теоретические сведения о композиции текста-описания общего вида местности, стихотворение И.Бунина "Апрель",репродукции картин, тематически созвучные стихотворению ( Крамской И.Н. "Лунная ночь", Васнецов В.М. "Сумерки", Саврасов А.К. "Просёлок", Куинджи А.В. "Ночь на Днепре", Левитан И.И. " Сумерки. Стога"," У омута", "Ночь на озере").
Форма познавательной деятельности:
1. Лингвистический анализ художественного текста.
2. Творческая самостоятельная работа.
План урока.
I. Орг. момент.
П. Работа над композицией текста.
1) Какую тему начали изучать на уроке развития речи?
(Описание общего вида местности)
2) Расскажите о композиции такого текста.
(Две части: часть, где говорится о позиции наблюдателя, и часть, в которой в определённой последовательности перечисляются или описываются характерные для данного места предметы)
Сегодня мы за образец возьмём не прозаический, а стихотворный текст. Вы знаете, что со стихотворением работать сложнее, ведь многое порой скрыто от невнимательного читателя, невнимательного к слову, ритму, стилю стихотворения. Сегодня мы в очередной раз прикоснёмся к творчеству Ивана Алексеевича Бунина.
Стихотворение «Апрель»
Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далёкий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.
А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.
На первый взгляд, это стихотворение очень простое. Но оно нас зачаровывает, увлекает. Почему это происходит? Мы попытаемся это понять, проанализировав это стихотворение.
С чего начинаем анализ? Смотрим на текст глазами не лингвиста, а просто человека, чтобы не разучиться чувствовать. Читая художественный текст, мы должны поработать и головой, и сердцем, и душой, чтобы проникнуть в поэтический мир, помня, что « у каждого из слов душа своя».
Чтение стихотворения учителем.
Вернёмся к композиции текста-описания местности.
Где, по-вашему, находится позиция наблюдателя - лирического героя? (Скорее всего смотрит из распахнутого окна в сад, т.к. не только видит, но и слышит звуки и чувствует запахи. В беседке сада не может быть, потому что палисадник - это небольшой огороженный садик перед домом).
Какие предметы попадают в поле зрения лирического героя?
(Серп луны, крыша, тёмный палисадник, ельник - эти предметы он видит)
Как просто! Но мы чувствуем, что за этой простотой - пока неуловимая для нас глубина. Что-то от нас ускользает. Наверное, мы должны вглядеться в «душу» каждого слова.
Ш. Лингвистический анализ текста.
1. Наблюдение над лексикой.
1) Как вы считаете, стихотворение передаёт описание ночи или впечатление от неё? Смотрим на текст. Как лирический герой видит реальные предметы?
(Крыша - но блеск её свинцово-тусклый, т.е. неясный, трудно определимый.
Серп - туманный, пятно, т.е. в дымке, нет чётких очертаний.
Мельница - не видит, только слышит.
Собаки - далёкий их лай.
Палисадник - но в нём темно!
Можжевельник - не виден, только пахнет, т.е. всё потонуло в «неясном полумраке»).
Вывод: реальные предметы не видны, есть только впечатление от них. Бунин словом живописует ночь, используя полутона, размытость, серые, тусклые, тёмные краски.
2) Мы знаем, что у каждого слова есть несколько значений: прямое, переносное, ассоциативное. Поговорим об ассоциативном значении некоторых слов.
Старый (палисадник) - дряхлый, заросший, запущенный, неухоженный? (Нет, милый, добрый, родной, связь с детством, с лучшими воспоминаниями жизни)
Таинственный - сказочный, чудный, необычный.
Летучая мышь - героиня сказок, связана с колдовством, чародейством, поэтому не летит, а видим «таинственный зигзаг».
Вывод: ночь располагает к мечтаниям, воспоминаниям.
2. Наблюдение за грамматикой .
1) Подсчитайте количество глаголов(2), имён существительных (14), прилагательных (9), наречий (4).
2) Что придаёт тексту «неглагольность»? (Два глагола: пахнет и светится - характеризуют состояние предметов, а не их действия. «Неглагольность» показывает отсутствие действия, статичность. «Зигзаг» - существительное, показывает застывшее движение).
3) Какова роль прилагательных и наречий? (Признаки предметов и состояний).
4) Как поэт рисует пространство? Взаиморасположение предметов? (Глядя из окна, человек видит луну:
"я" - здесь,
луна - в вышине, но не над головой,
взгляд переводит на близлежащие предметы -
крыша - она рядом,
шум, лай - вдали,
ещё дальше - ельник - на горизонте,
и снова серп луны.
Взгляд возвратился на исходную точку - серп. Как будто снимается кинокамерой - кинематографический приём.)
Вывод: в природе нет движения, она замерла, предметы выхватываются из общего количества, что даёт возможность остановиться на них, акцентировать своё внимание, почувствовать их.
3. Наблюдение над синтаксисом.
1) Сколько предложений в тексте? (Два. Первое - бессоюзное сложное, второе - сложносочинённое).
2) Что произошло бы, если бы автор разделил текст на простые предложения? (Исчезла бы плавность, возникла бы оторванность предметов друг от друга).
3) Подчеркните в предложениях грамматические основы. Как представлен состав главных членов? (Предложения односоставные, кроме последних двух, потому что доминируют предметы, а не действия)
4) Какова роль союзов - а, и (Союз а - связующий мостик между тем – отдалённым и тем, что близко; союз и - ненавязчивое усиление: «и сонно, сонно...»)
Вывод: чтобы передать состояние, статичность, нужны имена, отсутствие глаголов, поэтому предложения односоставные - назывные и безличное, союз и - подводит как бы итог всему сказанному).
IV. Литературоведческий анализ.
1) Примеры каких художественных тропов можно найти в тексте? (Их немного. Олицетворение: «сонно светится пятно», метафора: луна-серп, преобладают эпитеты).
2) Стихотворение от этого проигрывает?
(Нет, красота создаётся за счёт лексических и грамматических особенностей текста).
3) Понаблюдаем за рифмой.
(Смежная и кольцевая, акцент на более значимом с точки зрения автора, сюжет кольцевой : «туманный серп - серпа зеленоватое пятно»).
V. Анадиз заголовка.
Обычно мы начинаем анализировать текст с заголовка. А сегодня заканчиваем им, потому что и заголовок этого стихотворения необычен. Если бы, не прочитав стихотворения, мы сказали «Апрель», какие бы ассоциации у вас возникли? ( Тепло, солнце, радость, пробуждение природы...).
Какой заголовок бы вы дали стихотворению? (Ночь...)
Почему Бунин дал такое название?
(Это стихотворение – не столько описание природы , сколько описание настроения.)
VI. Главная мысль стихотворения.
1) Определите настроение стихотворения: весёлое, грустное? (Грустное).
2) Грусть - ближе к печали, горю, безысходности, пустоте или грусть - ближе к умиротворённости, успокоенности? (Светлая грусть).
Вывод: грусть радостная от торжественности природы и в то же время обыденности жизни. Бунин считал природу тем, что приобщает человека к гармонии и вечности:
«Ищу я в мире сочетанья
Прекрасного и вечного...»
А в естественности бытия - источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. В обыденных вещах Бунин мог видеть необыкновенное:
«Радость жизни во всём я ловлю -
В звёздном небе, в цветах, в ароматах...»
VII. Наблюдение над интонацией.
1) Мы знаем теперь тему, идею, стилистические особенности стихотворения . Как его нужно правильно читать?
(Темп должен быть медленный - природа засыпает, нужно показать отсутствие суетности, читая, как бы вкусить этой незаметной, неприметной красоты). ( Чтение стихотворения учеником).
VIII. Творческая самостоятельная работа.
Задание: написать сочинение - миниатюру.
Темы: «Ночь», «Вечерняя пора», «Летние сумерки», «Тихий вечер».
2. Определите позицию, с которой будете описывать, и предметы.
3.Нужно передать своё настроение, созвучное главной мысли стихотворения.
4. Чтобы помочь визуально представить местность, можно рассмотреть репродукции картин на доске.
IX. В заключение урока
учащиеся читают высказывания о Бунине или самого Бунина о природе и человеке, о мире и человеке в нём.
(Это задание было дано накануне по желанию учащихся).
Было прочитано, например, такое: «Нельзя отделить человека от природы, ведь каждое движение воздуха - движение нашей собственной жизни. Мы слиты с природой. Мы часть её. Это надо чувствовать. Если не любишь природу, не можешь любить и понимать человека. А тогда и писать не о чем и незачем»
X. Домашнее задание.
- Поработать над орфограммами, графически объяснить.
- Какие бы вы предложили слова, наиболее интересные, с вашей точки зрения , для различных разборов ?
- Сформулировать главную мысль стихотворения «Апрель».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Безукладникова Тамара Сергеевна
→ BTS 12.06.2015 0 5569 380 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы