Программа факультатива по русскому языку "Словари XXI века"; 6 класс
Лексика наиболее интересный для детей раздел русского языка. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Через слово и фразеологизм язык соотнесён с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями предметов.
Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова и фразеологизмы обладают свойством достаточно чётко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов и фразеологизмов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.
Цель факультатива:
- пробудить интерес учащихся к изучению лексики и фразеологии;
- расширить знания учащихся о языке, формировать их эстетический вкус;
- воспитать любовь к родному языку;
- повысить культуру речи обучающихся, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей;
- отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;
- научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.
Факультатив по лексике и фразеологии русского языка рассчитан на 6 класс. На программу отводится 34 часа.
6 класс, 34 часа
Основные разделы программы
№ |
Название раздела |
Общее количество часов |
Часы аудиторных занятий |
1 |
Лексические понятия |
4 |
4 |
1.1 |
Слово – центральная единица языка. |
1 |
1 |
1.2 |
Слово – единица словарного состава. |
1 |
1 |
1.3 |
Лексика – словарный состав языка. |
1 |
1 |
1.4 |
Лексическое значение самостоятельных слов |
1 |
1 |
2 |
Словарь как хранилище лексики |
8 |
|
2.1 |
Словарная статья |
1 |
1 |
2.2 |
Родовидовые группы слов |
1 |
1 |
2.3 |
Лексическая форма слова как такая его форма, в которой слово даётся в словаре. |
1 |
1 |
2.4 |
Однозначная многозначная лексика. |
1 |
1 |
2.5 |
Прямое и переносное значение слова. |
1 |
1 |
2.6 |
Обозначение переносного значения в словарях. |
1 |
1 |
2.7 |
Художественная речь |
1 |
1 |
2.8 |
Образность как главный признак художественной речи |
1 |
1 |
3 |
Устаревшие слова |
1 |
1 |
4 |
Неологизмы |
1 |
1 |
5 |
Профессионализмы |
1 |
1 |
6 |
Сокровища живой народной речи |
1 |
1 |
7 |
Синонимы |
4 |
4 |
7.1 |
Для чего служат синонимы |
1 |
1 |
7.2 |
Синонимы в толковых словарях |
1 |
1 |
7.3 |
Составление синонимических рядов |
1 |
1 |
7.4 |
Анализ словарной статьи словаря синонимов |
1 |
1 |
8 |
Практическая работа «Почему словарь не может вместить всю лексику языка?» (презентация) |
1 |
1 |
9 |
Антонимы |
3 |
3 |
9.1 |
Словарь и словарные статьи антонимов |
1 |
1 |
9.2 |
Типы антонимов |
1 |
1 |
9.3 |
Анализ словарной строки словаря антонимов |
1 |
1 |
10 |
Изложение «Ленивка и Прилежанка» |
1 |
1 |
11 |
Паронимы |
2 |
2 |
11.1 |
Словарь паронимов |
1 |
1 |
11.2 |
Редактирование текста со словами - паронимами |
1 |
1 |
12 |
Омонимы |
2 |
2 |
12.1 |
Многозначные слова и слова анонимы |
1 |
1 |
12.2 |
Буклет «Создай комический эффект» |
1 |
1 |
13 |
Лексический разбор слова |
1 |
1 |
14 |
Фразеологизмы |
4 |
4 |
14.1 |
Особенности употребления |
1 |
1 |
14.2 |
Крылатые слова |
1 |
1 |
14.3 |
Пословицы и поговорки |
1 |
1 |
14.4 |
Словарь фразеологизмов |
1 |
1 |
Примерное содержание разделов
- Лексические понятия. Формирование у школьника понятия о лексике как словарном составе языка и слове как двусторонней единице, представленной единством содержания (грамматического и лексического значений) и формы.
- Словарь как хранилище лексики. Словари как источник сведений о слове. Содержание и структура словарной статьи. Лингвистические словари и энциклопедические словари.
- Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.
- Неологизмы. Словарь иностранных терминов.
- Профессионализмы. Экскурсия на хлебозавод и маслосыркомбинат.
- Сокровища живой народной речи. Диалекты. Местные говоры.
- Синонимы. Синонимы как близкие по значению слова, имеющие в толковых словарях совпадающие или близкие толкования. Обязательное для синонимов отношение к одной части речи. Синонимы служат: для уточнения, для выражения отношения говорящего к высказываемому, для замены. Определение состава синонимического ряда на основе общего значения части речи. Разграничение словообразовательных и синонимических связей. Пополнение словаря учащегося отвлечённой лексикой.
- Практическая работа «Почему словарь не может вместить всю лексику языка?» (презентация). Групповая работа.
- Антонимы. Составление антонимической пары – подбор антонима. Подбор синонимов каждому слову из пары антонимов. Анализ словарных статей словаря антонимов.
- Изложение «Ленивка и Прилежанка». Усвоение системных связей слов как лексических единиц, совершенствование речевых умений школьников.
- Паронимы. Анализ характеристик формы слов – паронимов. Анализ словарных статей толкового словаря и составление их на основе выделения словообразовательного значения. Выявление связей между характеристиками формы и значения. Подбор необходимого паронима.
- Омонимы. Лексические омонимы как полностью совпавшие по форме слова, которые никак не связаны своими значениями. Словарные статьи слов – омонимов в сравнении со словарными статьями многозначных слов.
- Лексический разбор слова. Схема лексического разбора: обнаружение предмета анализа; часть речи и грамматическое значение слова; словообразовательное значение; лексическое значение; лексическая форма.
- Фразеологизмы. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Основные признаки фразеологизмов. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка, их использование.
Предполагаемый результат реализации программы.
- Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение навыков конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе и словарях.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества): развитие ценностных отношений школьников к родному слову и Отечеству, родной культуре.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минайлова Галина Юрьевна
→ Galyna10 06.10.2015 0 6460 660 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.