Программа факультатива по русскому языку "Словари XXI века"; 6 класс


 Лексика наиболее интересный для детей раздел русского языка. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Через слово и фразеологизм язык соотнесён с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями предметов.

Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова и фразеологизмы обладают свойством достаточно чётко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов и фразеологизмов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.

Цель факультатива:

  • пробудить интерес учащихся к изучению лексики и фразеологии;
  • расширить знания учащихся о языке, формировать их эстетический вкус;
  • воспитать любовь к родному языку;
  • повысить культуру речи обучающихся, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей;
  • отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;
  • научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.

Факультатив по лексике и фразеологии русского языка рассчитан на 6 класс. На программу отводится 34 часа.

6 класс, 34 часа

Основные разделы программы

Название раздела

Общее

количество часов

Часы

аудиторных

занятий

1

Лексические понятия

4

4

1.1

Слово – центральная единица языка.

1

1

1.2

Слово – единица словарного состава.

1

1

1.3

Лексика – словарный состав языка.

1

1

1.4

Лексическое значение самостоятельных слов

1

1

2

Словарь как хранилище лексики

8

 

2.1

Словарная статья

1

1

2.2

Родовидовые группы слов

1

1

2.3

Лексическая форма слова как такая его форма, в которой слово даётся в словаре.

1

1

2.4

Однозначная многозначная лексика.

1

1

2.5

Прямое и переносное значение слова.

1

1

2.6

Обозначение переносного значения в словарях.

1

1

2.7

Художественная речь

1

1

2.8

Образность как главный признак художественной речи

1

1

3

Устаревшие слова

1

1

4

Неологизмы

1

1

5

Профессионализмы

1

1

6

Сокровища живой народной речи

1

1

7

Синонимы

4

4

7.1

Для чего служат синонимы

1

1

7.2

Синонимы в толковых словарях

1

1

7.3

Составление синонимических рядов

1

1

7.4

Анализ словарной статьи словаря синонимов

1

1

8

Практическая работа «Почему словарь не может вместить всю лексику языка?» (презентация)

1

1

9

Антонимы

3

3

9.1

Словарь и словарные статьи антонимов

1

1

9.2

Типы антонимов

1

1

9.3

Анализ словарной строки словаря антонимов

1

1

10

Изложение «Ленивка и Прилежанка»

1

1

11

Паронимы

2

2

11.1

Словарь паронимов

1

1

11.2

Редактирование текста со словами - паронимами

1

1

12

Омонимы

2

2

12.1

Многозначные слова и слова анонимы

1

1

12.2

Буклет «Создай комический эффект»

1

1

13

Лексический разбор слова

1

1

14

Фразеологизмы

4

4

14.1

Особенности употребления

1

1

14.2

Крылатые слова

1

1

14.3

Пословицы и поговорки

1

1

14.4

Словарь фразеологизмов

1

1

Примерное содержание разделов

  1. Лексические понятия. Формирование у школьника понятия о лексике как словарном составе языка и слове как двусторонней единице, представленной единством содержания (грамматического и лексического значений) и формы.
  2. Словарь как хранилище лексики. Словари как источник сведений о слове. Содержание и структура словарной статьи. Лингвистические словари и энциклопедические словари.
  3. Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.
  4. Неологизмы. Словарь иностранных терминов.
  5. Профессионализмы. Экскурсия на хлебозавод и маслосыркомбинат.
  6. Сокровища живой народной речи. Диалекты. Местные говоры.
  7. Синонимы. Синонимы как близкие по значению слова, имеющие в толковых словарях совпадающие или близкие толкования. Обязательное для синонимов отношение к одной части речи. Синонимы служат: для уточнения, для выражения отношения говорящего к высказываемому, для замены. Определение состава синонимического ряда на основе общего значения части речи. Разграничение словообразовательных и синонимических связей. Пополнение словаря учащегося отвлечённой лексикой.
  8. Практическая работа «Почему словарь не может вместить всю лексику языка?» (презентация). Групповая работа.
  9. Антонимы. Составление антонимической пары – подбор антонима. Подбор синонимов каждому слову из пары антонимов. Анализ словарных статей словаря антонимов.
  10. Изложение «Ленивка и Прилежанка». Усвоение системных связей слов как лексических единиц, совершенствование речевых умений школьников.
  11. Паронимы. Анализ характеристик формы слов – паронимов. Анализ словарных статей толкового словаря и составление их на основе выделения словообразовательного значения. Выявление связей между характеристиками формы и значения. Подбор необходимого паронима.
  12. Омонимы. Лексические омонимы как полностью совпавшие по форме слова, которые никак не связаны своими значениями. Словарные статьи слов – омонимов в сравнении со словарными статьями многозначных слов.
  13. Лексический разбор слова. Схема лексического разбора: обнаружение предмета анализа; часть речи и грамматическое значение слова; словообразовательное значение; лексическое значение; лексическая форма.
  14. Фразеологизмы. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Основные признаки фразеологизмов. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка, их использование.

Предполагаемый результат реализации программы.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение навыков конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе и словарях.
  1. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества): развитие ценностных отношений школьников к родному слову и Отечеству, родной культуре.
  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений.

Полный текст материала Программа факультатива по русскому языку "Словари XXI века"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минайлова Галина Юрьевна  Galyna10
06.10.2015 0 6460 660

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК