Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста"; 9 класс
ЦЕЛЬ УРОКА: показать, как разные уровни системы языка «работают» в комплексе над созданием художественного образа, участвуют в передаче смыслового содержания текста.
ЗАДАЧИ УРОКА: формирование умений:
1) определить тему и идею текста, его стилистическую и типологическую принадлежность, выделяя характерные языковые и стилистические приемы; 2) повторяя, закрепить навыки употребления орфографических и пунктуационных правил.
ХОД УРОКА:
- ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:
- Прочитайте текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
- Подчеркните грамматическую основу односоставных предложений.
- Составьте схему предложения с прямой речью.
- Выпишите из текста по одному примеру следующих видов предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное.
- Обозначьте графически причастные и деепричастные обороты.
- Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
ПРИВЕТНОЕ СЛОВО
Холодно. Ветр_но. Конец весны, а приход_тся на прогулку прятат_ся в лес.
Иду. Кашл_ю. Скриплю. (Надо) мной пусты(н,нн)о шумят березы никак (н_) разрождающиеся листом, сережками лиш(?) обвеш_нные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думает_ся в основном о конце света.
Но вот (на)встречу по вытоптанной тропинке чешет на (трех)колесном в_лос_педе девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малыш_м.
- Длястуй дядя! – сияя чернущими глазами кричит девочка и шурует дальше.
«Здра_ствуй маленькая! Здра_ствуй дитятко мое!»- хочется крикнуть и мне да я (не)успеваю.
Мать в син_м плащ_ке, наглухо застегнутом – боит_ся застудить грудь, пор_внявшись (со) мной устало улыбнулась:
- Ей пока еще все люди – братья!
Оглянулся – мчит_ся девочка в ра(з,с)пахнутой красной куртке по весе(н,нн)ему березняку пр_ветствует всех всему радует_ся.
Много (ль) человеку надо? Вот и мне (с,з)делалось легче на душе.
(В.П. Астафьев)
(По окончании работы проводится проверка)
II.ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС, ВЫБРАВ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:
1. Какая характеристика соответствует тексту?
- художественный, повествование с элементами описания;
- разговорный, повествование с элементами рассуждения;
- публицистический, повествование;
- научный, описание.
Текст художественного стиля речи, тип речи - повествование с элементами описания
Речевая ситуация:
С кем говорим: один - много
Где говорим: неофициальная обстановка
С какой целью: воздействие (создание образов, картин)
2. Что помогает автору нарисовать картину, передать настроение главного героя? Какие средства языка он использует?
Изобразительно-выразительные средства лексики и синтаксиса.
3. Меняется ли настроение главного героя? Каким образом? Какое выразительное средство синтаксиса позволяет читателю увидеть эти перемены?
- антитеза (резко выраженное противопоставление понятий и явлений)
В данном тексте большую роль играют противопоставления, которые участвуют в формировании содержательно-смысловой стороны текста. Начнем с того, что в обеих частях текста – описательной и повествовательной – представлены разные точки зрения на окружающую действительность.
4. Давайте посмотрим, как выразительные средства лексики и синтаксиса в описательной и повествовательной частях текста помогают автору донести до читателя основную мысль текста.
Дети в ходе обсуждения заполняют таблицу.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белимова Виктория Эдуардовна
→ учитель9827 06.10.2015 0 9007 859 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.