Статья: "Использование алгоритмов на уроке русского языка"
Большое внимание при проведении современного урока в контексте ФГОС уделяется формированию УУД – универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.[1]
В более узком значении под этим термином можно понимать совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы, которые помогают самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения.
Особую группу общеучебных УУД составляют знаково-символические действия, к которым можно отнести алгоритм.
Известный психолог Л.А.Венгер, исследования которого в области диагностики умственного развития детей стали основой для теории и практики развития познавательных способностей ребенка, утверждал, что алгоритмы, помогают наиболее эффективно преобразовать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, а также помогают научить планировать свою деятельность. А это уже метапредметный результат, достижению которого сегодня в рамках ФГОС также уделяется большое внимание.
Алгоритмы на уроках можно использовать по-разному:
- Работа с готовым алгоритмом
Такая работа помогает обобщить, систематизировать изученный материал, помогает отработать порядок действий при объяснении.
- Дополнение алгоритма
Это возможно, когда часть алгоритма уже составлена и появляется новое правило, которым необходимо дополнить уже существующий алгоритм.
- Составление алгоритма совместно с учителем
Совместное с учителем составление алгоритма после изучения правила.
- Самостоятельное составление алгоритма.
Такую работу сначала лучше проводить по группам, а затем можно предлагать и индивидуальные задания.
Такая работа позволяет формировать не только ряд учебных универсальных действий. Работа с алгоритмами помогает формировать
- личностные УУД в сфере мотивации к учебной деятельности;
- регулятивные УУД, которые помогают обеспечить организацию учебной деятельности (например, целеполагание, планирование и др.);
- познавательные (например, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и др.);
- коммуникативные (например, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Таким образом, работа с алгоритмами – эффективный способ формирования ряда метапредметных результатов, основу которых и составляют универсальные учебные действия.
Как показывает практика работы, алгоритмы могут с успехом применяться на уроках русского языка для решения ряда орфографических и пунктуационных задач.
Одним из преимуществ этого способа усвоения орфограмм является то, что если известен путь решения проблемы, то пошагово ее может решить каждый учащийся. Ещё одним преимуществом работы с алгоритмом является то, что даже самое сложное правило можно преобразовать в достаточно простой алгоритм. Всё это способствует повышению уровня грамотности учащихся.
Одной из труднейших тем в 7 классе является тема «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных». Не раз на практике я сталкивалась с тем, как тяжело учащимся сориентироваться в отдельно сформулированных в разных параграфах правилах, чтобы затем решить орфографическую задачу. Впоследствии я стала использовать на уроках по данным темам алгоритм, который помогает обобщить и систематизировать материал, лучше усвоить данный материал.
На уроках в 7 классе при изучении данной темы учащимся можно предложить совместное составление алгоритма, а затем работу по дополнению алгоритма.
Результатом совместной работы с учащимися по теме «Н и НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных» стало составление следующего алгоритма:
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мельникова Вероника Вадимовна
→ Публикатор 21.10.2015 0 5724 463 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы