Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном"; 6 класс
Тема: Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
1) Обучающая-повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»; закреплять орфографические навыки правописания прилагательных.
2) Развивающая- развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения;
3) Воспитывающая-воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, разноуровневые карточки.
Ход урока:
( Слайд1) I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас бодрыми и здоровыми. У нас сегодня урок необычный: много гостей районных, гостей школьных. Подарим гостям улыбку. Улыбнемся друг другу.
Садитесь.
II.Целеполагание
Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: 1)отзывается на вопросы какой? чей?; 2) легко приспосабливается к любому предмету.
- Какое слово разыскивается? (ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
-Какова тема нашего урока? (ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
Учитель: Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой замечательной части речи.
-Какой урок обычно проводится после изучения большой темы?
-Как будет звучать тема нашего урока?
(СЛАЙД 2). Обобщение по теме: «Имя прилагательное»
В тетрадях запишите число, классная работа и тему урока.
- Дайте определение имени прилагательному.
- СЛАЙД 3). Найдите и назовите признаки прилагательного. ( ( лицо, число, род, склонение, падеж, определение, дополнение, сказуемое, краткая форма)
- Что нового вы узнали о прилагательном в 6 классе? (имеют степени сравнения и разряды)
- Какова же цель нашего урока? ( Как вы думаете над чем мы с вами будем работать?) . А в конце урока проведем небольшую самостоятельную работу.
( СЛАЙД 4) Что же мы должны знать и уметь по данной теме. Прочитайте!
III. Орфографическая разминка.
Начнем проверять наши умения и навыки с орфографической минутки.
Ребята, у которых лежат КАРТОЧКИ, (Кристина, Марина) работают по карточкам, а остальные- внимание на экран (СЛАЙД.5)
Перед вами 13 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте разыскать слова по порядку (1,2,3,4….), вставить орфограмму, объяснить. Работаем устно.
Слова на слайде : 1.еж…вый, 6.лиц…вой, 2.масля..ой, 9.комари..ный, 8.дерз…ий, 13. камыш…вый, 5.оловя..ый, 11.овчи..ый(тулуп), 3.соломе…ая, 10.ключ…вой, 7.плюш…вый, 4.чуж…й, 12.француз…ий,
-От чего зависит написание суффикса – к- и – ск- в прилагательных? (от согласных, на которую оканчивается основа слова.)
- От чего зависит выбор глосных –о – или –е- у прилагательных после шипящих и –Ц-? (от ударения)
Ребята, кто закончил работу по карточкам, включайтесь в работу вместе с нами.
IV. Актуализация знаний.
Помните, вначале урока я сказала, что урок НЕОБЫЧНЫЙ.
-Как мы напишем это слово слитно или раздельно? Почему?
Учитель: частица не самая несговорчивая, чтобы написать ее с именами прилагательными требуются знания и умения. Давайте вспомним какие?
-Когда –НЕ- с прилагательными пишется слитно? Раздельно?
1) проверим ваши знания на практике. Проведем РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ:
ЗАДАНИЯ:
1-й вариант выписывает словосочетания, в которых –Не- с прилагательными пишется слитно;
2-й вариант-, в которых –НЕ- с прилагательными пишется раздельно;
От первого и второго варианта по1 ученику работает у доски.
(Не) добрый, а злой, (не)ряшливый вид, (не)отложные дела, (не)легкий путь,(не)вежлив, а груб, вовсе (не)интересная книга.
Взаимопроверка на местах. Проверка: 1 ученик, стоящий у доски комментирует
2) Работа с текстом.
- Вернемся к прилагательному НЕОБЫКНОВЕННЫЙ. Подберите синонимы к нему: удивительный, сказочный….
А раз сказочный, то я вас приглашаю в сказку.
СКАЗКА: Однажды имена прилагательные отправились в путешествие по замечательной стране Морфология. Было лето. Кругом все цвело и пело. К вечеру друзья подошли к замку. Войдя в замок они увидели, что в тронном зале у камина сидели Существительное и Глагол. Здесь все говорило о строгих вкусах хозяев. Веселые прилагательные неловко чувствовали себя в этом зале. Они рассказали о своем прекрасном Королевстве. И тогда имя Существительное предложило прилагательным поселиться вместе. После чая они пошли в сад. Что же они там увидели? Прочитайте.
(СЛАЙД 6) В саду цвели розы, покрытые каплями росы. Дорога бежала среди растений.
- Но чего-то здесь не хватает. Чего?
Прилагательные тут же принялись за работу. Давайте и мы поможем сделать сад красивым и ярким. Добавим в текст имена прилагательные
( Работу выполняют все в тетрадях)
(СЛАЙД 6) В саду цвели___розы, покрытые каплями____ росы.____Дорога бежала среди____ растений.
(Проверка. Прочитайте каким же стал наш сад. Вам понравился?)
- Для чего нужны имена прилагательные? ( именно прил-е помогают передать красоту окружающих нас предметов)
VФизминутка.
После упорной работы надо отдохнуть.
( Посмотрите в окно, налево. Какие предметы вы видите?Посмотри направо. А теперь прямо, вниз, наверх, назад, опять вперед. Назовите, какие предметы вы видели и их признаки.)
(СЛАЙД 6 )
Продолжаем работу.
Вернемся в сад.
- Да благодаря именам прилагательным и вашей работе замок преобразился.
Веселые птицы с ярким оперением щебетали вокруг. Небо стало выше.
Задание:
- Назовите имена прилагательные и определите их синтаксическую роль в предложении.
Назовите прилагательное во втором предложении.(ВЫШЕ)
- Какая это форма прилагательного? (ПРОСТАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ)
-Какова синтаксическая роль данного прилагательного?
-(СЛАЙД 7)Какие степени сравнения прилагательных знаете?
-Какие прилагат-е имеют степень сравнения?(КАЧЕСТВЕННЫЕ).
-Задание 1 вариант: образовать степени сравнения прилагательного яркое, веселое ( 1 ученик у доски),
2 вариант – поработают редакторами .
. (СЛАЙД 8) Найдите ошибки в предложениях
Вот и наступил самый морозный месяц зимы – январь. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом году, но ребята все равно проводят свободное время на снежных горках. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
-Какие ошибки сделал автор в тексте? (НЕПРАВИЛЬНО ПОСТАВИЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ)
(Слайд 9)
ПРОВЕРКА задания 1варианта
Учитель: В русском языке очень много прилагательных, они могут обозначать различные признаки. Поэтому по значению их разделили на группы. Какие? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
VI Игра «Конструктор»
- Вспомним признаки разрядов прилагательных с помощью игры «Конструктор».
Поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных.
1 ряд- находит признаки качественных прилагательных,
2 ряд – относительных прилагательных,
3 ряд- – притяжательных прилагательных.
(Разряды имён прилагательных: .
Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?
Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ. Обозначают материал, из которого сделан предмет: пространственные, временные признаки предмета. Имеют суффиксы –ОВ-/ -ЕВ-, -ИН-/ -ЫН-, -ИЙ-/ -Й-.
Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой НЕ- .Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ. )
- Что обозначают качественные прилагательные? (Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени )
-Что обозначают относительные прилагательные? (Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.)
-Что обозначают притяжательные прилагательные? (Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: )
VII Исследовательская работа.
(ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ)
Сейчас вы снова поработаете в парах, вы – ученые. Вам нужно исследовать словосочетания, найдете лишнее и объяснить сой выбор.
1-й ряд 1 вар.: Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв - притяжательное;
2-й ряд 1 вар.: Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, золоченный сосуд – относительное
2-й вар.: Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, заячья шапка – относительное, т.е. шапка из меха лисы;
(CЛАЙД 10) 3)Проверка.
VIII. Работа по картине.
1)Игра «Ты- мне, я-тебе? (Устно):
(1-вариант называет словосочетания сущ. + прил.
2-вариант –определяет разряд этих прилагательных. А затем наоборот)
IX.Физминутка.
Все встали. Послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы,
есле слышите:
кач. прил-е, делаете шаг вперед- назад,
относительное- разминаем кисти рук,
притяжательное – выполняете движения головой вверх- вниз.)
Задание понятно? Тогда выполняем.
Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, январский мороз, птичье пение.
Садитесь. Выполните еще одну мою команду: «раз, два, три, на секунду усни», « первый, второй, глазки открой». (Музыка Чайковского из цикла «Времена года». «Зима»)
-Что вы видите?
- Как назвать одним словом описание природы? (Пейзаж)
Из лета мы перенеслись в сказочный зимний лес.
(СЛАЙД 11)
Вот как зимнюю природу в одном из своих произведений описал И.Соколов- Микитов. Прочитайте.
По ств…лам и сучьям ____ деревьев постукивает м…роз, хлопьями осыпается ______ иней. Тихо в _____ л…су и на _____ полянах.
- Но вот беда , из текста пропали имена прилагательные .
Задание:
Восстановите текст И.Соколова- Микитова, вставив на место пропусков имена прилагательные.
1 вар. ( У каждого на парте карточка) Рабтает по карточкам, используя слова для справок.
Слова для справок: снежный, тонких, серебристый , зимний
(СЛАЙД 11)2 вар.Работает с текстом на Слайде.
По ств…лам и сучьям ( кач. ) деревьев постукивает м…роз, хлопьями осыпается (кач.+ относит. ) иней. Тихо, беззвучно в ( относит. ) л…су и на ( относит. + относ. ) полянах.
(По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.)
И. Соколов- Микитов
X. Тестовое задание из ЕГЭ
(СЛАЙД 12)
Дополни предложения: Имена прилагательные согласуются с……( существительными )
Попробуйте согласовать прил-е с сущ-ми. Будьте внимательны: некоторые из слов согласуются только с некоторыми из существительных!
Короткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ)
Краткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ)
Учитель: такие пары прилагательных называются паронимы. Они очень похожи друг на друга. Но согласуются только с некоторыми из существительных. Прочитайте по слайду, что такое паронимы.
(СЛАЙД 13)Паронимы – это слова, которые близки по значению и звучанию, но различны в оттенках смысла и в употреблении.
Паронимы есть и в ЕГЭ. Это задание2. Посмотрим одно из них и попробуем выполнить.
В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из из-под колес.
Самостоятельная работа по группам.
( СЛАЙД. 14) Дано 3 задания: Выберете то, которое вам под силу. Но при этом помните. Что 1-е задание-это «3», 2-е-«4», 3-е – «5».
1-й уровень.– достаточный уровень.
Образуйте прилагательные от каждого из данных существительных.
земля - ….., лебедь - ……, лес - ……, вода - …..
Придумайте свои 2 примера таких пар.
2-й уровень – средний уровень.
Запишите слова с данными морфемами.
3 уровень – высокий уровень.
Составьте словосочетания (существительное + прилагательное), используя слова из левого столбца и признаки предметов из правого.
Малина запах
Заяц вкус
Сахар цвет
Помидор величина
(СЛАЙД 15-16 ) ТЕСТ
XI. Тестовое задание из ЕГЭ
Дополни предложения:
Имена прилагательные согласуются с……( существительными )
Попробуйте согласовать прил-е с сущ-ми. Будьте внимательны: некоторые из слов согласуются только с некоторыми из существительных!
Короткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ)
Краткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ)
Учитель: такие пары прилагательных называются паронимы. Они очень похожи друг на друга. Но согласуются только с некоторыми из существительных. Прочитайте по слайду, что такое паронимы.
(СЛАЙД 13)Паронимы – это слова, которые близки по значению и звучанию, но различны в оттенках смысла и в употреблении.
Паронимы есть и в ЕГЭ. Это задание2. Посмотрим одно из них и попробуем выполнить.
В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ
низине.
3) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из из-под колес.
(СЛАЙД 17)
XII. Домашнее задание.
Домашнее задание на выбор: (на экране)
Составить тест по теме «Имя прилагательное»:
5 заданий - оценка «3»
8 заданий - оценка «4»
10 заданий - оценка «5»
(СЛАЙД 18)
XIII.Рефлексия .
Урок наш подходит к концу.
–О чем говорили на уроке?
-Что повторили?
-Кто почувствовал себя более уверенным в знаниях по теме «Имя прилагательное»
Тогда давайте попробуем оценить свою работу при помощи прилагательных. Какие вы ученики? (ответы детей: умные, упорные, грамотные, целеустремленные, внимательные..)
трудолюбивые,..)
Какую оценку вы поставите уроку? А себе?
Хорошо работали. Не подвели меня. С хорошей стороны себя показали. Вами довольна осталась я
На странице приведен фрагмент.
Автор: Цыганенко Галина Ивановна
→ Публикатор 03.02.2016 0 10034 608 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы