Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном"; 6 класс

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном"; 6 класс

Тема: Обобщение и систематизация знаний об имени  прилагательном.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

1) Обучающая-повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»; закреплять орфографические навыки правописания прилагательных.

2) Развивающая- развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать  формы степеней сравнения;

3) Воспитывающая-воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, разноуровневые карточки.

Ход урока:
( Слайд1) 
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас бодрыми и здоровыми. У нас сегодня урок необычный: много гостей районных,  гостей школьных. Подарим гостям улыбку. Улыбнемся друг другу.

Садитесь.

II.Целеполагание

Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: 1)отзывается на вопросы какой? чей?; 2) легко приспосабливается к любому предмету.

- Какое слово разыскивается? (ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

-Какова тема нашего урока? (ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

Учитель:  Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой замечательной части речи.

-Какой урок обычно проводится после изучения большой темы?

-Как  будет звучать тема нашего урока?

(СЛАЙД 2).          Обобщение по теме: «Имя прилагательное»

В тетрадях  запишите число, классная работа и тему урока.

- Дайте определение имени прилагательному.

- СЛАЙД  3). Найдите  и назовите признаки прилагательного. ( ( лицо, число, род, склонение, падеж, определение, дополнение, сказуемое, краткая форма)

- Что нового вы узнали о прилагательном в 6 классе? (имеют степени сравнения и разряды)

- Какова  же цель  нашего урока? ( Как вы думаете над чем мы с вами будем работать?) . А в конце урока проведем небольшую самостоятельную работу.

( СЛАЙД 4)  Что же мы должны знать и уметь по данной теме. Прочитайте!

III. Орфографическая разминка.

Начнем проверять наши умения и навыки с орфографической минутки.

Ребята, у которых лежат КАРТОЧКИ, (Кристина, Марина) работают по карточкам, а остальные- внимание на экран                                                          (СЛАЙД.5)

Перед вами 13 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте разыскать слова по порядку (1,2,3,4….), вставить орфограмму, объяснить. Работаем устно.

Слова на слайде : 1.еж…вый,   6.лиц…вой,   2.масля..ой,   9.комари..ный,   8.дерз…ий,   13. камыш…вый,    5.оловя..ый,   11.овчи..ый(тулуп),   3.соломе…ая,   10.ключ…вой,    7.плюш…вый,    4.чуж…й,  12.француз…ий,

-От чего зависит написание суффикса – к- и – ск- в прилагательных? (от согласных, на которую оканчивается основа слова.)

- От чего зависит выбор глосных –о – или –е- у прилагательных после шипящих и –Ц-? (от ударения)

Ребята, кто закончил работу по карточкам, включайтесь в работу вместе с нами.

IV. Актуализация знаний.

Помните,  вначале урока я сказала, что урок НЕОБЫЧНЫЙ.

-Как мы напишем это слово слитно или раздельно? Почему?

Учитель: частица не самая несговорчивая, чтобы написать ее с именами прилагательными требуются знания и умения. Давайте вспомним какие?

-Когда –НЕ- с прилагательными пишется слитно? Раздельно?

1)  проверим ваши знания на практике. Проведем РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ:

ЗАДАНИЯ:
1-й вариант выписывает словосочетания, в которых –Не- с прилагательными пишется слитно;

2-й вариант-, в которых –НЕ-  с прилагательными пишется раздельно;

От первого и второго варианта по1 ученику работает у доски.

(Не) добрый, а злой, (не)ряшливый вид, (не)отложные дела, (не)легкий путь,(не)вежлив, а груб, вовсе  (не)интересная книга.

Взаимопроверка на местах. Проверка: 1 ученик, стоящий у доски  комментирует

2) Работа с текстом.

-  Вернемся к прилагательному НЕОБЫКНОВЕННЫЙ. Подберите синонимы к нему: удивительный, сказочный….

А раз сказочный, то я вас приглашаю в сказку.

СКАЗКА: Однажды имена прилагательные отправились в путешествие по замечательной стране Морфология. Было лето. Кругом все цвело и пело. К вечеру друзья подошли к замку. Войдя в замок  они увидели, что в тронном зале у камина сидели Существительное и Глагол. Здесь все говорило о строгих вкусах  хозяев. Веселые прилагательные неловко чувствовали себя в этом зале. Они рассказали о своем прекрасном Королевстве. И тогда имя Существительное предложило прилагательным поселиться вместе. После чая они пошли в сад. Что же они там увидели? Прочитайте.

(СЛАЙД 6)   В саду цвели розы, покрытые каплями росы. Дорога бежала среди растений.

- Но  чего-то здесь не хватает. Чего?

Прилагательные тут же принялись за работу. Давайте и мы поможем сделать сад красивым и ярким. Добавим в текст имена прилагательные

( Работу  выполняют все в тетрадях)

(СЛАЙД 6)    В саду цвели___розы, покрытые каплями____ росы.____Дорога бежала среди____ растений.

(Проверка. Прочитайте каким же стал наш сад. Вам понравился?)

- Для чего нужны имена  прилагательные? ( именно прил-е помогают передать красоту окружающих нас предметов)

VФизминутка.

После упорной работы  надо отдохнуть.

( Посмотрите в окно, налево. Какие предметы вы видите?Посмотри направо. А теперь прямо, вниз, наверх, назад, опять вперед. Назовите, какие предметы вы видели и их признаки.)

(СЛАЙД 6 )

Продолжаем работу.

Вернемся в сад.

- Да благодаря именам прилагательным и вашей работе  замок преобразился.

Веселые птицы с ярким оперением щебетали вокруг. Небо стало выше.

Задание:

- Назовите имена прилагательные и определите их синтаксическую роль в предложении.

Назовите прилагательное во втором предложении.(ВЫШЕ)

- Какая это форма прилагательного? (ПРОСТАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ)

-Какова синтаксическая роль данного прилагательного?

-(СЛАЙД 7)Какие степени сравнения прилагательных знаете?

-Какие прилагат-е имеют степень сравнения?(КАЧЕСТВЕННЫЕ).

-Задание 1 вариант: образовать степени сравнения прилагательного  яркое, веселое ( 1 ученик у доски),

2 вариант – поработают редакторами .

. (СЛАЙД 8) Найдите ошибки в предложениях

Вот и наступил самый морозный месяц зимы – январь. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом году, но ребята все равно проводят свободное время на снежных горках. А затем идут домой  и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

-Какие ошибки сделал автор в тексте? (НЕПРАВИЛЬНО ПОСТАВИЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ)      

(Слайд 9)                 

ПРОВЕРКА задания  1варианта

Учитель: В русском языке очень много прилагательных, они могут обозначать различные  признаки. Поэтому  по значению их разделили на группы. Какие? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

VI Игра «Конструктор»

- Вспомним признаки разрядов прилагательных с помощью игры «Конструктор».
Поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных.

1 ряд- находит  признаки качественных прилагательных,

2 ряд – относительных прилагательных,

3 ряд- – притяжательных прилагательных.

 (Разряды имён прилагательных:  
   Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?        

Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?       ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?
   Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ. Обозначают материал, из которого сделан предмет: пространственные, временные
признаки предмета.  Имеют суффиксы –ОВ-/ -ЕВ-, -ИН-/ -ЫН-, -ИЙ-/ -Й-.
   Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой НЕ- .Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ.
 )

- Что обозначают качественные прилагательные? (Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени )

-Что обозначают относительные прилагательные? (Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.)

-Что обозначают притяжательные прилагательные? (Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: )

VII Исследовательская работа.

(ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ)

Сейчас вы снова поработаете в парах,   вы – ученые. Вам нужно исследовать  словосочетания,  найдете лишнее  и объяснить сой выбор.

1-й ряд 1 вар.:       Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв - притяжательное;

2-й ряд 1 вар.: Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, золоченный  сосуд – относительное

2-й вар.: Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, заячья шапка – относительное, т.е. шапка из  меха  лисы;

(CЛАЙД 10)        3)Проверка.

 

VIII. Работа по картине.

1)Игра «Ты- мне,  я-тебе? (Устно):

(1-вариант  называет словосочетания сущ. + прил.

2-вариант –определяет разряд этих прилагательных. А затем наоборот)

IX.Физминутка.
 Все встали. Послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы,

есле слышите:

кач. прил-е, делаете шаг вперед- назад,

относительное- разминаем кисти рук,

притяжательное – выполняете движения головой вверх- вниз.)

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, январский мороз, птичье пение.

Садитесь. Выполните еще одну мою команду: «раз, два, три, на секунду усни»,  « первый, второй, глазки открой». (Музыка Чайковского из цикла «Времена года». «Зима»)

-Что вы видите?

- Как назвать одним словом описание природы? (Пейзаж)

Из лета мы перенеслись в сказочный зимний лес.

(СЛАЙД 11)

Вот как зимнюю природу в одном из своих произведений описал  И.Соколов- Микитов. Прочитайте.

По ств…лам и сучьям ____ деревьев  постукивает м…роз, хлопьями осыпается  ______ иней.    Тихо в _____  л…су и на _____ полянах.

- Но вот беда , из текста пропали имена прилагательные .

Задание:

Восстановите текст И.Соколова- Микитова, вставив на место пропусков имена прилагательные.

1 вар.  ( У каждого на парте карточка)  Рабтает по карточкам, используя слова для справок.

Слова для справок:  снежный, тонких, серебристый , зимний

(СЛАЙД 11)2 вар.Работает с текстом на Слайде.

По ств…лам и сучьям ( кач. ) деревьев  постукивает м…роз, хлопьями осыпается  (кач.+ относит. ) иней. Тихо, беззвучно в (  относит. ) л…су и на ( относит.  +  относ. ) полянах.

(По стволам и сучьям  толстых  деревьев постукивает мороз,  хлопьями осыпается легкий  серебряный иней      Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.)

И. Соколов- Микитов

X. Тестовое задание из ЕГЭ

(СЛАЙД 12)

Дополни предложения: Имена прилагательные согласуются с……( существительными )

Попробуйте согласовать прил-е с сущ-ми. Будьте внимательны: некоторые из слов согласуются только  с  некоторыми из существительных!

Короткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ)

Краткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ)

Учитель: такие пары прилагательных называются паронимы. Они очень похожи друг на друга. Но согласуются только с некоторыми  из существительных. Прочитайте по слайду, что такое паронимы.

(СЛАЙД 13)Паронимы – это слова,  которые близки по значению и звучанию, но различны в оттенках смысла и в употреблении.

Паронимы есть и в ЕГЭ. Это задание2. Посмотрим одно из них и попробуем выполнить.

В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?

1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.

3) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из из-под колес.

Самостоятельная работа по группам.

( СЛАЙД. 14)     Дано 3 задания: Выберете то, которое вам под силу. Но при этом помните. Что 1-е задание-это «3», 2-е-«4», 3-е – «5».

1-й уровень.– достаточный уровень.

Образуйте прилагательные от каждого из данных существительных.

земля - ….., лебедь - ……, лес - ……, вода - …..

Придумайте свои 2 примера таких пар.

2-й уровень – средний уровень.

Запишите слова с данными морфемами.

 

3 уровень – высокий уровень.

Составьте словосочетания (существительное + прилагательное), используя слова из левого столбца и признаки предметов из правого.

Малина                   запах

Заяц                        вкус

Сахар                     цвет

Помидор               величина

(СЛАЙД 15-16 )                       ТЕСТ

XI. Тестовое задание из ЕГЭ

Дополни предложения:

Имена прилагательные согласуются с……( существительными )

Попробуйте согласовать прил-е с сущ-ми. Будьте внимательны: некоторые из слов согласуются только  с  некоторыми из существительных!

Короткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ)

Краткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ)

Учитель: такие пары прилагательных называются паронимы. Они очень похожи друг на друга. Но согласуются только с некоторыми  из существительных. Прочитайте по слайду, что такое паронимы.

(СЛАЙД 13)Паронимы – это слова,  которые близки по значению и звучанию, но различны в оттенках смысла и в употреблении.

Паронимы есть и в ЕГЭ. Это задание2. Посмотрим одно из них и попробуем выполнить.

В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?

1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ

низине.

3) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из из-под колес.

(СЛАЙД 17)                           

XII. Домашнее задание.

Домашнее задание на выбор: (на экране)

Составить тест по теме «Имя прилагательное»:

5 заданий - оценка «3»

8 заданий - оценка «4»

10 заданий - оценка «5»

(СЛАЙД 18)

XIII.Рефлексия .

Урок наш подходит к концу.

–О чем говорили на уроке?

-Что повторили?

-Кто почувствовал себя более уверенным в знаниях по теме «Имя прилагательное»

Тогда давайте попробуем оценить свою работу при помощи прилагательных. Какие вы ученики? (ответы детей: умные, упорные, грамотные, целеустремленные, внимательные..)
трудолюбивые,..)
Какую оценку вы поставите уроку?  А себе?

Хорошо работали. Не подвели меня. С хорошей стороны себя показали. Вами довольна осталась я


Полный текст материала Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Цыганенко Галина Ивановна  Публикатор
03.02.2016 0 10034 608

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК