Методическая работа по созданию учебных ситуаций на уроках русского языка


10


Жданова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 поселка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края

Методическая работа по созданию учебных ситуаций на уроках русского языка

Создать учебную ситуацию на уроке– значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Приемы создания учебной ситуации с постановкой и решением проблемы происходят на трех этапах уроков:

актуализация знаний,

постановка проблемы,

«открытие» детьми нового знания.

Этап постановки учебной ситуации на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Обстоятельства».

- Запишите отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Моя звезда»:

Вверху одна

Горит звезда,

Мой ум она

Манит всегда,

Мои мечты

Она влечёт

И с высоты

Мне радость льёт.

Подчеркните обстоятельства.

Ученик у доски подчеркивает обстоятельства:

вверху; всегда.

- Вы справились с заданием? - Нет, так как не подчеркнули обстоятельство «с высоты».

- Каким правилом вы руководствовались?

- Имена существительные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, в предложении являются дополнениями.

- Что нам сегодня предстоит узнать?

- Как определить каким членом предложения (обстоятельством или дополнением) является существительное в косвенном падеже?

Второй путь постановки учебной ситуации на уроке – подводящий диалог.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

Этап формулирования темы урока русского языка в 5 классе («Знаки препинания в предложениях с однородными членами»).

На доске начерчены схемы:

1. [Ө, Ө =].

2. [Ө и Ө =].

3. [Ө, но Ө =].

4. [Ө и Ө, Ө и Ө =].

5. [и Ө, и Ө, и Ө =].

- На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы?

- Это схемы предложений с однородными членами, в частности с однородными подлежащими.

- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?»)

- В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными.

- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?

- Как правильно расставить знаки препинания.

- Назовите ключевые слова нашего диалога.

- Однородные члены, знаки препинания.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

- Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Третий путь постановки учебной ситуации.

Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Приём «яркое пятно» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Морфологические признаки слов».

- Послушайте стихотворение О. Высотской «Веселые рифмы» и найдите ключевые слова:

Отправляя поздравление,

Помни правила склонения,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

- Склонение, род, число, падеж.

- Какое словосочетание обобщает все эти термины?

- Морфологические признаки.

- Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».

Главный психологический смысл звена постановки учебной ситуации состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того, первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.

Ситуация «выбор».

(до)ехал (до)б...рёзы

(по)бежал (по)д...ревне

(про)читал (про) город

(на)кричал (на)с...баку

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него;

2) слова с приставками и предлогами;

3) глаголы и прилагательные

У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

Ситуация «неопределенность».

Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.

Ситуация «несоответствие».

Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.

Ребята предлагают проверить так:

Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.

Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова «хвост» и «хвастуны» разные по значению. Слово «хвастун» не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом «хвастаться» мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слова, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

Ситуация «неожиданность».

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово «ветка». На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.

Прием создания проблемной ситуации

Вопросы и предложения для формулирования проблемы

1.Предъявить противоречивые факты

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?

Какой вопрос возникает?

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Сколько мнений?

Какова будет задача урока?

3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Что вы предполагали сначала?

Что получилось?

Сформулируйте проблему.

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?

Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?

5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.

Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?

Какова будет тема урока?

Задание, направленное на активацию мыслительного процесса при создании учебной ситуации.

Используя ситуации поставьте учебную задачу.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

На уроках русского языка можно использовать типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий.

Например:

-Как написать изложение (вместе с обучающимися составляем план действий).
- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером». 
- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои». 
- «Найди и выпиши слова, которые являются синонимами к слову…»

-«Четвёртое лишнее» (часто это задание используется  в качестве лингвистической разминки или как способ создания проблемной ситуации)

-«Определи, на основе чего распределены слова по группам, добавь свои слова.

- «Распредели слова на группы, озаглавь каждую группу слов». (Причём, может быть несколько вариантов распределения слов на группы. Важно, чтобы ученики объяснили свой принцип).

-«Заполни предложения с пропусками». (Это задание особенно актуально для слабых учащихся).

- «В тексте расставлены не все знаки препинания, пропущены три запятых. Найди и объясни их постановку».

Также на уроках русского языка используются нестандартные задания

Задание 1. Тема урока: «Имя прилагательное», 5 класс

Задание «Какой я?»

Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием только имён прилагательных. Постарайтесь привлечь всё, что вы знаете о себе.  «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть хорошие и плохие. Далее идёт обсуждение, сравнение описания  каждого учащегося с мнением сверстников.

Задание « Моё мнение»

Запишите текст, подумайте над главной мыслью и выскажите собственное мнение. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Байкал необыкновенное озеро. Оно влечет манит и завораживает нас. Мне нравится здесь все красота суровой природы туманные озерные дали величавое спокойствие. Тихо плещутся прозрачные волны и плавно кружатся в вышине чайки. Когда тяжело на душе я прихожу сюда. Люблю тебя Байкал всем сердцем мысленно говорю озеру.

Тема урока: «Итоговое повторение», 5 класс

Игра Мозговой штурм.

Дети делятся на группы, им раздаются разноцветные карточки. На одной стороне карточки – вопрос, на другой – ответ. Ведущий группы по кругу раздаёт каждому по очереди по одной карточке. Получивший карточку читает предназначенный ему вопрос и затем отвечает на этот вопрос. Сверив свой ответ с правильной версией, отмеченной на обратной стороне карточки, отвечающий или оставляет карточку себе (если ответ верный), или возвращает карточку ведущему ( если ответ неверный). У кого накопится больше карточек, тот и выиграл.

1.Выбери букву а/о_выр..щенный

выращенный

2.Выбери букву ли/е_сичка

лисонька

3.Выбери букву рус/сс_кий язык

русский

4.Выбери букву в приставке Бес/з_ порядок

беспорядок

5.Выбери букву в приставке При/пре _школьный

пришкольный

6.Лыжы ( звук И или Ы)?

[ Ы ]

7.Запиши правильное окончание у существительного песня, деревня в П.п.

Е

Е

8.Начальная форма имени существительного?

Им.п., ед. ч.

9.Определи род существительного неряха, обжора

Общий

10.Определи род существительного тюль,кофе

М.р.

11.Почему слова недруг и несчастье пишем слитно?

Можно подобрать синоним без приставки не

12.Почему слова невидаль и небывальщина пишем слитно?

Без НЕ не имеет смысла.

Не употребляется.

13.Как написать? Извоз ЩИК/ЧИК

чик

14.Каким словом проверим слово чёрный?

чернота

15.Можно ли проверить гласные в слове шоколад?

Нет.

16.

Сколько морфем в слове молочко

3

17.Подели на слоги слово русский

Рус-ск-ий

Тема урока: «НЕ с существительным», 5 класс

Предлагаю учащимися составить таблицу по данной теме. Эта информация дана в виде текста, необходимо преобразовать его в таблицу. В результате должно получиться следующее:

Слитно

Раздельно

Если без Не не употребляется: неряха, невежда. нелепость

При противопоставлении с союзом «а»: Не правда, а ложь. Не друг, а враг.

Если заменяется синонимом без Не: неприятель – враг, неправда - ложь

Тема урока: «Глагол. Повторение изученного»

Детям предлагается выполнить следующее задание: сконструировать «Дерево Познания о глаголе». На стволе написано «Глагол». На ветвях дети должны написать морфологические признаки глагола (время, спряжение, наклонение и др.), на ответвлениях – уточнить данные морфологические признаки: (время: настоящее, прошедшее и будущее) и т.д.

Заключение

Благодаря обучению посредством учебных ситуаций у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:

способность к исследованию;

способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия; способность принимать решения;

способность осуществлять принятое решение;

способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Поэтому главным направлением в обучении школьников должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.


Используемая литература

Асмолов А.Г.. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли: Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с., ил.

Большова Н.В. - Научный поиск, № 2.1. 2012, стр.18

Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. –М.: Изд-во МГУ, 1985.

Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути еѐ реализации. – М.: Баласс, 1999.




Полный текст материала Методическая работа по созданию учебных ситуаций на уроках русского языка смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жданова Ирина Владимировна  Публикатор
12.07.2016 0 9339 505

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК