Слайд 1
Правописание корней с
чередующимися гласными О-А
Условно разделим все
корни с чередующимися
гласными О-А
на 9 групп
Блок «Корни с чередованием гласных О-А»
Различаем 9 групп корней с чередованием 0-А
1. В корнях КАС-/КОС- и ЛАГ-/ЛОЖ- пишем А, если за корнем следует
суффикс А. Например: касаешься, прикоснёшься; прилагательное,
приложение.
В корнях ГАР-/ГОР- А пишем под ударением. Исключение: выгарки, пригарь. Например: загорать, загар.
В корнях ЗАР-/ЗОР- А пишем без ударения; под ударением – по слуху. Например: заря, зарево, зорька. Исключение: зоревать, зорянка.
В корнях КЛАН-/КЛОН- и ТВАР-/ТВОР- О пишем без ударения: под ударением – по слуху. Например: склонение, сотворение, поклон, творчество. Исключение: утварь.
В корнях РАСТ-/РАЩ/РОС- А пишем перед -СТ- и -Щ-; в остальных случаях – О. Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль. Например: вырасти, подросли, выращивать.
Корни РАВН-/РОВН- различаем по лексическому значению. РАВН: равный, одинаковый, похожий, наравне. РОВН: ровный, гладкий, прямой. Исключение: равнина, равняйсь, равнение в строю. Например: математическое уравнение, грядки подровняли.
Корни МАК-/МОК- тоже запоминаем по лексическому значению. МАК: опускать в жидкость с целью ею напитать; МОК: пропускать жидкость, становиться мокрым. Например: макать редиску в соль, сапоги промокают.
Корни ПЛАВ-/ПЛОВ- запоминаем легко и просто: О пишем всего в 2
словах (пловец и пловчиха). Например: жук-плавунец, пловцы, поплавок.
Правописание корней СКАК-/СКОЧ- запоминаем по схеме: АК-ОЧ. Например: поскакали, подскочили. Исключение: скачок, скачу.
Ответы
для тренировочно-закрепительных упражнений,
размещённых в презентации
К существительным подобрать однокоренные глаголы, записать, выделить орфограмму: предложение, предположение, сложение, прикасание, слагать, прикосновение.
Вставить пропущенные буквы, указав исключение из правила: загар, несгораемый, пригоревший, угарный, угар, пригарь, выгарки, гарь, пригорели, загорая, обгорая, разгораясь, разгоришься, сгораешь, сгоришь, загоришь, обгорал, обгорел, горячий, обгоревший.
Выписать из текста по произведениям К.Паустовского слова с корнями ЗАР-/ЗОР-, вставив пропущенные буквы. Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят» хлеб, и от этого хлеба наливаются быстрее. Рядом с зарницей стоит в поэтическом ряду слово «заря», одно из прекраснейших слов русского языка. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. В этот заревой час низко над землёй пылает утренняя звезда. Осенние зори – иные, хмурые, медленные. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия: заход солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце зайдёт за край земли. Горят первые звёзды, а заря ещё
долго догорает над далями и туманами. Северные белые ночи – это непрерывная
вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь. вечерней и утренней.
\4. Из словосочетаний составить предложения, вставив пропущенные буквы: склоняли головы, наклонились над водой, поклониться таланту, колос клонился, не склонились перед врагом, мы склоняемся, ветви склонились, три склонения, три наклонения, сотворение мира, притворились спящими, создание творца, творение искусства не притворяйся больным.
5. Исключить лишнее слово в строке.
А. Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, растение.
Б. Выращенный, приращение, подрасти, сращение, взращённый.
В. Росли, срослись, выросли, росток, подросли.
Г. Вырасти, растение, прирасти, растущий, растяжение.
Д. Отрасль, подросла, сращение, растительность, вырос.
6. Исправить ошибки в тексте там, где есть. Равномерное движение поезда
успокаивало. На сравнительно небольшой горе мы постигали правила альпинизма. Брат старался удержать равновесие, впервые сев на двухколёсный велосипед. На открытой равнине вести бой было сложнее. Курган не сравнялся с землёю, по-прежнему гордо стоит. Уровень воды в реке приближался к критическому показателю. Разделить по-братски – это разделить не поровну, а себе оставить меньше.
Расширить предложения, вставив в пропущенные буквы. Сестра
обмакнула пирог в сахар. Мальчик обмакнул баранку в компот. Ребёнок обмакнул сухарик в чай. Пассажир макал редиску и огурцы в соль. Макали хлеб в постное масло. Желание обмакнуться в море пропало. Мы вымокли под дождём. Сапоги у нас промокали. Промокательная бумага вышла из употребления. Папа приобрёл непромокаемый плащ.
8. Вставить пропущенные буквы и указать вид словосочетания
(согласование, управление, примыкание): поплавок вздрогнул, второй пловец,
плавники рыб, лес сплавляют, смелая пловчиха, наши пловцы, большой плавкран,
пригодились плавсредства, не было пловчих, увиденный жук-плавунец.
Распределить слова на 2 столбика: подскакать, подскочить, скакал, выскочил, подскочил, соскочить, ускакал, наскочил, выскочка, скакун, проскочил, заскочил, скачок, отскочить, на скакуне, поскакал, проскакал.
Ответы к тестовым заданиям.
Слайд12: Б. А.
Слайд13: В. В.
Слайд 14: 2а,4б,5в,3а. 3а,2б.4в,1г.
Слайд15: 4а,5б,1в,2г. 1а,3б,4в.2г.
Слайд16: А3, Б2,В1,Г4.
Автор: Титова Валентина Васильевна
→ Екатерина_Пашкова 23.06.2015 0 5119 426 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.