Самоанализ педагогической деятельности


17 лет проработала учителем русского языка и литературы в своей родной школе, которая находится в сельской местности и не является базовой, от райцентра удалена на 60 км (самая дальняя школа в районе), от ближайшего города – на 100 км. Эти обстоятельства, наряду с низким уровнем технической оснащённости, затрудняют педагогический процесс, успех которого во многом зависит от самого учителя, от выбранных им технологий, методов и приёмов обучения. Поэтому строю свою работу, учитывая одну из важнейших задач школы – обеспечить сельским детям общедоступное качественное образование в соответствии с их интересами и склонностями  через развитие системы предпрофильного образования и внедрение современных образовательных технологий.

Педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Конвенции о правах ребёнка, Концепции модернизации российского образования, БУПа, Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.   

В своей работе учитываю задачи, связанные с реализацией послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ:

  • стремлюсь создать условия для раскрытия способностей детей, подготовки их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире;
  • отношусь к своим ученикам внимательно и уважительно, помогаю им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми;
  • вовлекаю учащихся в исследовательскую, творческую деятельность, поддерживаю талантливых детей;
  • обеспечиваю психологический  и физический комфорт на своих уроках, стремлюсь к тому, чтобы процесс учения был интересным и увлекательным;
  • реализую государственный стандарт общего образования, основанный на компетентностном подходе.

Конечная цель моей профессиональной деятельности – формирование компетентной личности – согласуется с задачами образовательного учреждения, в котором работаю, поскольку «Компетентностный подход в образовании» - ведущая методическая тема района и нашей школы, что, безусловно, отвечает требованиям времени и является актуальным на сегодняшний день. Поэтому обучение любому предмету направлено на  развитие комплекса качеств личности, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях. Отсюда целью моей работы является формирование у учащихся ключевых компетенций – информационной, кооперативной, коммуникативной и проблемной.

Понимая особую роль русского языка  и литературы в развитии ключевых компетенций, строю свою педагогическую деятельность в рамках освоения компетентностного подхода в образовании, поскольку Единый

государственный экзамен выявляет уровень сформированности ключевых и предметных компетенций.

Формирование компетентной личности – это долговременная цель, реализация которой начинается с 5 класса и продолжается до выпускных экзаменов. Отсюда вытекает довольно обширный круг задач, и главные из них следующие:

  • Продолжить освоение новейших технологий обучения русскому языку и литературе на уроках и во внеурочное время.                                                                                    
  • Создать все условия для реализации государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
  • Продолжить формирование дидактического материала для работы в классах.                                                          
  • Продолжить работу по повышению качества образования в условиях проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
  • Наладить работу с одаренными детьми с целью их подготовки к участию в олимпиадах, конкурсах.                                                                                                                                                     

Считаю своим долгом учить школьника не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства. Много внимания уделяю культуре речи. Основной принцип моей работы – учить школьника самостоятельно думать и работать, учить учиться.                                                                                                                 

Достижение указанных целей осуществляю в процессе совершенствования коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

Целью изучения литературы как учебного предмета является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Изучая со старшеклассниками  художественное произведение, стараюсь формировать у них умения давать личную оценку прочитанному, использовать текст как источник вдохновения для собственного творчества и как пример-аргумент в сочинении-рассуждении формата ЕГЭ.

Изучение литературы направлено:

  • на формирование умения понимать и эстетически воспринимать художественное произведение;
  • на развитие речевой деятельности учащихся на уроках, умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Таким образом, изучение литературы на моих уроках способствует приобретению учащимися основ компетентности в литературной сфере:     

  • общекультурной литературной компетентности;
  • ценностно-мировоззренческой компетентности;
  • читательской компетентности;
  • речевой компетентности.

Со времени последней аттестации мне удалось ознакомиться с концепцией личностно ориентированного образования и освоить личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности), культурно ориентированные принципы (принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип), деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве.

Считаю, что за период, прошедший с момента предыдущей аттестации, мной преодолена проблема повышения внимания учащихся к содержанию урока, поиска путей привлечения к активной деятельности учащихся низкой успеваемости. При этом содержанием образования детей на моих уроках является освоение учебного материала, самостоятельный поиск знаний, решение лингвистических, орфографических, пунктуационных задач и т.д.

Владею методикой анализа и самоанализа педагогической деятельности. Постоянно анализирую учебную ситуацию, на этой основе уточняю и конкретизирую цели своей работы, что помогает мне получать стабильные результаты.

В совершенстве владею активными методами преподавания: поисковым, исследовательским, индуктивным, методом наблюдения и анализа языковых явлений, творческого чтения, эвристическими методами (эмпатии,

образной картины, образного видения,  придумывания и др.), в результате применения которых ученик становится самостоятельным исследователем, способным открывать лингвистические законы на уроках русского языка и выводить жизненные правила на уроках литературы. Применение активных методов способствует развитию информационной компетенции, учебно-логических умений и навыков, когнитивных и  креативных  качеств учащихся.

Эффективно использую на уроках разнообразные виды опроса: индивидуального и фронтального, уплотнённого и выборочного. Большое внимание уделяю тем видам контроля, которые позволяют  быстро получить информацию о промежуточных результатах усвоения материала своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся. С этой целью практикую перфокарты, тесты, проверочные работы с применением элементов программирования. Применяю активные способы проверки: выборочную, взаимо- и самопроверку, проверку с помощью диктанта или консультации и др., что помогает мне развивать языковую и

лингвистическую компетенции учащихся и формировать учебно-организационные умения и навыки.

Моя работа над предыдущей темой самообразования – «Активизация мыслительной деятельности учащихся» - способствовала росту познавательной активности детей и позитивной динамике учебных достижений: удалось добиться 100%-ной успеваемости, повышения качества знаний и степени обученности учащихся. Результаты моей работы по этой теме были обобщены в выступлениях перед коллегами на заседаниях ШМО и районной конференции.

Ключевая педагогическая идея             

В основу моей работы положена идея максимальной помощи ученику, сотрудничества педагога и школьников на основе взаимного уважения и доверия. Проблему формирования компетентной личности решаю средствами технологии «Педагогика сотрудничества», проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения Л.В. Занкова, личностно ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской.

Мной освоены также технологии: уровневой дифференциации, развития критического мышления через чтение и письмо, модульные технологии.

Применяя технологии уровневой дифференциации и руководствуясь принципами развивающего обучения, разработала задания разного уровня сложности – от базового до «продвинутого»; организовала индивидуальную работу с одарёнными и слабыми учащимися, опираясь на положения статьи Ю.А. Долженко «Педагогика современной школы» в книге «Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования».

Отдаю предпочтение демократическому стилю педагогического взаимодействия, парной и групповой формам работы, что позволяет мне создавать условия для формирования ведущей компетенции – коммуникативной.

Активно осваиваю информационно-коммуникационные технологии. Уроки-лекции, уроки-практикумы провожу с использованием медиа презентаций, которые составляю самостоятельно, привлекая Интернет-ресурсы. Владею основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.   

Применение современных педагогических технологий в сочетании с современными информационными технологиями позволяет мне добиваться поставленной цели – развития ключевых и предметных компетенций учащихся, повышения эффективности образовательного процесса.

Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания, уважения к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие любознательности, самостоятельности и стремление достичь поставленной цели.
       Стараюсь добиваться высокого уровня познавательной активности учащихся через индивидуальную и внеклассную работу, нестандартные формы проведения уроков: семинары, деловые и ролевые игры, литературно-музыкальные композиции, путешествия, концерты, конкурсы; использую приемы составления кластеров, синквейнов, алгоритмов и др.

Данные уроки посещаются детьми с удовольствием, способствуют их рабочей активности и формированию устойчивого интереса к изучению родного языка и литературы.

Мои ребята принимают активное участие в предметных неделях, в олимпиадах, конкурсах и занимают призовые места,  пишут стихи.

В творческих работах одарённых детей ощущается начитанность, владение искусством слова, культура осмысления и сопереживания. Стихи выпускницы 2011г. (фамилия, имя) печатались на страницах альманаха «Родники» и районной газеты «Заря», ученица награждена дипломом лауреата литературной премии имени А.П. Соболева в номинации «Детское творчество». 


Полный текст материала Самоанализ педагогической деятельности смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шадрина Ирина Савельевна  Публикатор
26.09.2015 0 14913 629

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК