Самоанализ педагогической деятельности
17 лет проработала учителем русского языка и литературы в своей родной школе, которая находится в сельской местности и не является базовой, от райцентра удалена на 60 км (самая дальняя школа в районе), от ближайшего города – на 100 км. Эти обстоятельства, наряду с низким уровнем технической оснащённости, затрудняют педагогический процесс, успех которого во многом зависит от самого учителя, от выбранных им технологий, методов и приёмов обучения. Поэтому строю свою работу, учитывая одну из важнейших задач школы – обеспечить сельским детям общедоступное качественное образование в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы предпрофильного образования и внедрение современных образовательных технологий.
Педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Конвенции о правах ребёнка, Концепции модернизации российского образования, БУПа, Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
В своей работе учитываю задачи, связанные с реализацией послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ:
- стремлюсь создать условия для раскрытия способностей детей, подготовки их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире;
- отношусь к своим ученикам внимательно и уважительно, помогаю им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми;
- вовлекаю учащихся в исследовательскую, творческую деятельность, поддерживаю талантливых детей;
- обеспечиваю психологический и физический комфорт на своих уроках, стремлюсь к тому, чтобы процесс учения был интересным и увлекательным;
- реализую государственный стандарт общего образования, основанный на компетентностном подходе.
Конечная цель моей профессиональной деятельности – формирование компетентной личности – согласуется с задачами образовательного учреждения, в котором работаю, поскольку «Компетентностный подход в образовании» - ведущая методическая тема района и нашей школы, что, безусловно, отвечает требованиям времени и является актуальным на сегодняшний день. Поэтому обучение любому предмету направлено на развитие комплекса качеств личности, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях. Отсюда целью моей работы является формирование у учащихся ключевых компетенций – информационной, кооперативной, коммуникативной и проблемной.
Понимая особую роль русского языка и литературы в развитии ключевых компетенций, строю свою педагогическую деятельность в рамках освоения компетентностного подхода в образовании, поскольку Единый
государственный экзамен выявляет уровень сформированности ключевых и предметных компетенций.
Формирование компетентной личности – это долговременная цель, реализация которой начинается с 5 класса и продолжается до выпускных экзаменов. Отсюда вытекает довольно обширный круг задач, и главные из них следующие:
- Продолжить освоение новейших технологий обучения русскому языку и литературе на уроках и во внеурочное время.
- Создать все условия для реализации государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
- Продолжить формирование дидактического материала для работы в классах.
- Продолжить работу по повышению качества образования в условиях проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
- Наладить работу с одаренными детьми с целью их подготовки к участию в олимпиадах, конкурсах.
Считаю своим долгом учить школьника не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства. Много внимания уделяю культуре речи. Основной принцип моей работы – учить школьника самостоятельно думать и работать, учить учиться.
Достижение указанных целей осуществляю в процессе совершенствования коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Целью изучения литературы как учебного предмета является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Изучая со старшеклассниками художественное произведение, стараюсь формировать у них умения давать личную оценку прочитанному, использовать текст как источник вдохновения для собственного творчества и как пример-аргумент в сочинении-рассуждении формата ЕГЭ.
Изучение литературы направлено:
- на формирование умения понимать и эстетически воспринимать художественное произведение;
- на развитие речевой деятельности учащихся на уроках, умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Таким образом, изучение литературы на моих уроках способствует приобретению учащимися основ компетентности в литературной сфере:
- общекультурной литературной компетентности;
- ценностно-мировоззренческой компетентности;
- читательской компетентности;
- речевой компетентности.
Со времени последней аттестации мне удалось ознакомиться с концепцией личностно ориентированного образования и освоить личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности), культурно ориентированные принципы (принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип), деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве.
Считаю, что за период, прошедший с момента предыдущей аттестации, мной преодолена проблема повышения внимания учащихся к содержанию урока, поиска путей привлечения к активной деятельности учащихся низкой успеваемости. При этом содержанием образования детей на моих уроках является освоение учебного материала, самостоятельный поиск знаний, решение лингвистических, орфографических, пунктуационных задач и т.д.
Владею методикой анализа и самоанализа педагогической деятельности. Постоянно анализирую учебную ситуацию, на этой основе уточняю и конкретизирую цели своей работы, что помогает мне получать стабильные результаты.
В совершенстве владею активными методами преподавания: поисковым, исследовательским, индуктивным, методом наблюдения и анализа языковых явлений, творческого чтения, эвристическими методами (эмпатии,
образной картины, образного видения, придумывания и др.), в результате применения которых ученик становится самостоятельным исследователем, способным открывать лингвистические законы на уроках русского языка и выводить жизненные правила на уроках литературы. Применение активных методов способствует развитию информационной компетенции, учебно-логических умений и навыков, когнитивных и креативных качеств учащихся.
Эффективно использую на уроках разнообразные виды опроса: индивидуального и фронтального, уплотнённого и выборочного. Большое внимание уделяю тем видам контроля, которые позволяют быстро получить информацию о промежуточных результатах усвоения материала своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся. С этой целью практикую перфокарты, тесты, проверочные работы с применением элементов программирования. Применяю активные способы проверки: выборочную, взаимо- и самопроверку, проверку с помощью диктанта или консультации и др., что помогает мне развивать языковую и
лингвистическую компетенции учащихся и формировать учебно-организационные умения и навыки.
Моя работа над предыдущей темой самообразования – «Активизация мыслительной деятельности учащихся» - способствовала росту познавательной активности детей и позитивной динамике учебных достижений: удалось добиться 100%-ной успеваемости, повышения качества знаний и степени обученности учащихся. Результаты моей работы по этой теме были обобщены в выступлениях перед коллегами на заседаниях ШМО и районной конференции.
Ключевая педагогическая идея
В основу моей работы положена идея максимальной помощи ученику, сотрудничества педагога и школьников на основе взаимного уважения и доверия. Проблему формирования компетентной личности решаю средствами технологии «Педагогика сотрудничества», проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения Л.В. Занкова, личностно ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской.
Мной освоены также технологии: уровневой дифференциации, развития критического мышления через чтение и письмо, модульные технологии.
Применяя технологии уровневой дифференциации и руководствуясь принципами развивающего обучения, разработала задания разного уровня сложности – от базового до «продвинутого»; организовала индивидуальную работу с одарёнными и слабыми учащимися, опираясь на положения статьи Ю.А. Долженко «Педагогика современной школы» в книге «Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования».
Отдаю предпочтение демократическому стилю педагогического взаимодействия, парной и групповой формам работы, что позволяет мне создавать условия для формирования ведущей компетенции – коммуникативной.
Активно осваиваю информационно-коммуникационные технологии. Уроки-лекции, уроки-практикумы провожу с использованием медиа презентаций, которые составляю самостоятельно, привлекая Интернет-ресурсы. Владею основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Применение современных педагогических технологий в сочетании с современными информационными технологиями позволяет мне добиваться поставленной цели – развития ключевых и предметных компетенций учащихся, повышения эффективности образовательного процесса.
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания, уважения к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие любознательности, самостоятельности и стремление достичь поставленной цели.
Стараюсь добиваться высокого уровня познавательной активности учащихся через индивидуальную и внеклассную работу, нестандартные формы проведения уроков: семинары, деловые и ролевые игры, литературно-музыкальные композиции, путешествия, концерты, конкурсы; использую приемы составления кластеров, синквейнов, алгоритмов и др.
Данные уроки посещаются детьми с удовольствием, способствуют их рабочей активности и формированию устойчивого интереса к изучению родного языка и литературы.
Мои ребята принимают активное участие в предметных неделях, в олимпиадах, конкурсах и занимают призовые места, пишут стихи.
В творческих работах одарённых детей ощущается начитанность, владение искусством слова, культура осмысления и сопереживания. Стихи выпускницы 2011г. (фамилия, имя) печатались на страницах альманаха «Родники» и районной газеты «Заря», ученица награждена дипломом лауреата литературной премии имени А.П. Соболева в номинации «Детское творчество».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шадрина Ирина Савельевна
→ Публикатор 26.09.2015 0 15248 629 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.