Разработка урока биологии на тему: "Органы пищеварительной системы"; 8 класс


На уроке учащиеся познакомятся с органами пищеварения и их функциями. В начале небольшая проверочная работа, по изученному материалу, далее учитель в диалоге с классом постепенно переходит к новой теме, опираясь на ранее полученные знания знакомятся с функциями пищеварительной системы. Основная часть урока —  заполнение таблицы по материалу данного урока. Учитель рассказывает новую тему и в то же время класс работает с учебником. Диалоги учителя с учениками не прерывается. Если некоторые учащиеся не успею полностью заполнить таблицу, то они доделают ее дома. В заключительной части фронтальный опрос и  интересные факты.

Цель урока : Изучить органы пищеварения и функции пищеварительной системы.

Задачи:

  1. Формировать умение работать с учебником, составление таблиц и схем.
  2. Научить делать выводы по изученному материалу.
  3. Воспитать правильное отношение к питанию и своему здоровью.

Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. 2014 г. Просвещение

Ход урока.

I. Организационный момент

II.Проверка домашнего задания     

1) Проверочная работа «ДА/НЕТ»  (если ученик согласен с суждением , то пишет ДА ; а если не согласен, то пишет НЕТ)

  1. Обмен веществ – это химические реакции синтеза и расщепления (ДА)
  2. Питательные вещества не поступают в кровь (НЕТ)
  3. Кислород необходим для окисления органических веществ (ДА)
  4. При расщеплении органических веществ энергия расходуется (НЕТ)
  5. Углеводы –основной источник энергии в организме (ДА)
  6. Энергия, которая образуется при расщеплении веществ идет на синтез молекул АТФ (ДА)
  7. При синтезе органических веществ энергия выделяется (НЕТ)
  8. Белок является строительным материалом в нашем организме (ДА)
  9. Расщепление белков на аминокислоты –это пластический обмен (НЕТ)
  10. Для полноценной жизни человеку достаточно употреблять в пищу только белки, жиры и углеводы  (НЕТ)

После  окончания  работы провести фронтальный опрос по данной работе, чтобы учащиеся смогли понять как они написали работу, и узнают верные ответы

III. Изучение нового материала

Вопрос учащимся: «Если человеку прямо в  кровь ввести куриный бульон или молоко, то это может привести к гибели . Почему?»

Ответ : «В крови не могут усваиваться белки ,жиры и углеводы, они должны преобразоваться в доступную для усваивания форму . Для этого необходима пищеварительная система »

Дать определение…

Пищеварение – механическая и химическая обработка пищи в желудочно-кишечном (пищеварительном) тракте — сложный процесс, при котором происходит переваривание пищи и её усвоение клетками. (записать в тетрадь)

Учитель вместе с учениками заполняет таблицу №1 (учащиеся вспоминают тему «Ткани» и «Обмен веществ» , обобщают и анализируют свои знания )

Таблица № 1

Функции пищеварительной системы

Определение

1. Секреторная

Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительную систему.

2. Двигательная

Передвижение пищи по пищеварительному каналу

3. Всасывательная

Обеспечение поступления переваренных органических веществ  в кровь и лимфу

Ученик 1 выходит к доске и заполняет схему, используя таблицы или макет торса человека (учащиеся в классе ему помогают)

Схема 1 «Органы  пищеварения »

Ротовая полость (зубы ,язык, слюнные железы)

Глотка

Пищевод

Желудок

Двенадцатиперстная кишка (поджелудочная железа)

Тонкая кишка

Толстая кишка(слепая кишка )

Прямая кишка

Учитель рассказывает кратко о органах пищеварительного тракта , используя торс человека или таблицы (если есть проектор, то можно показать презентацию) Ученики  параллельно начинают работать с учебником (33 параграф). В процессе рассказа, опираясь на текс учебника необходимо заполнить таблицу № 2

Таблица № 2 «Строение и функции органов пищеварения»

Название органа

Особенности строения

Функции

1.Ротовая полость

В полости рта расположены зубы, десна ,язык и слюнные железы.

Измельчение пищи, смачивание слюной, расщепление углеводов. Язык перекатывает пищевой комок

2.Глотка

Трубка с несколькими отверстиями. Состоит из поперечно  -полосатой мышечной ткани. Изнутри выстлана слизистой

Обеспечивает передвижение пищевого комка в желудок

3.Пищевод

Трубка 25-30 см. Верхняя часть образована поперечно - полосатой мышечной тканью.

Обеспечивает передвижение пищевого комка в желудок

4.Желудок

Большой мышечный мешок.(объем может достигать 3-х литров) Состоит из трех слоев мышц. Внутри имеет слизистые железы

Переваривание пищи под действием пищеварительного сока и ферментов

              

5.Двенадцатиперстная кишка (начальная часть тонкой кишки)

Длина 27-30см. В ее полость открываются протоки поджелудочной железы и печени.

Переваривание и всасывание части органических веществ, образование некоторых гормонов.

6.Тонкий кишечник

Длинная (около 5 м ) трубка, диаметром 2.5-5 см, образующая петлю. Внутри есть слизистая с пищеварительными железами, выделяющими кишечный сок. Внутренняя поверхность имеет много ворсинок.

Окончательное переваривание и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.

7.Толстая кишка

 

Длина 1,5-2м ; диаметр 4-10 см. Железы слизистой выделяю небольшое количество сока

Поглощение оставшейся воды.

8.Прямая кишка

Длина 13-15см

Удаление из организма непереваренных остатков пищи

IV Заключительный этап урока 

 1.Фронтальная беседа с учащимися по изученному материалу.

 2. Учитель рассказывает интересные факты о пищеварительной системе

  • Длина человеческого пищеварительного тракта составляет около 10 метров, а та часть ЖКТ, в которой извлекаются полезные вещества, достигает 7 метров.
  • Если разгладить каждую складку тонкой кишки, то площадь ее поверхности составит примерно 250 кв.м.
  • Если учесть все бактерии и микроорганизмы, живущие в кишечнике человека, то их масса составит примерно 2,5 кг.
  • Объем пустого желудка составляет пол литра, а после принятия еды желудок может растянуться до 1 литра.
  • Каждый день на переваривание еды организм тратит около 10% всей энергии. Большая ее часть идет на переваривания алкоголя и белков.
  • В толстую кишку каждый день попадает примерно 8 литров жидкости, но из нее выходит около 100 грамм. Жидкость – это вода, соли, желчь и слизь.
  • Когда человек только думает о еде, у него начинает вырабатываться слюна. За день организм вырабатывает 1,7 литров слюны.
  • Печень выполняет больше 500 функций, которые очень важны для организма. Нужно следить за состоянием печени, потому что при расстройствах в организме она реагирует первой.  (интернет ресурсы http://gn24.net/publ/therapy/interesny-e-fakty-o-pishhevarenii-cheloveka.html).                 

Домашнее задание: Учить &33 и повторить & 32. Учащиеся дома доделывают таблицу, вносят дополнения и учат ее. Двое учеников пишут небольшие сообщения по темам; «Зубы . Уход и профилактика заболеваний зубов», «Слюнные железы».


Полный текст материала Разработка урока биологии на тему: "Органы пищеварительной системы"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чигирь Елена Александровна  Екатерина_Пашкова
учитель химии и биологии, ГБОУ СОШ № 322 г. Санкт-Петербурга
09.08.2015 0 11773 710
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0