МК "Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала"


Цель: Систематизировать знания у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием природного материала.

Задачи:

  • Расширить представления участников мастер- класса об играх с природным материалом, способствующих развитию мелкой моторики    рук детей дошкольного возраста.
  • Познакомить участников мастер- класса с организацией проведением массажа с использованием в  качестве ручных тренажеров природного материала.
  • Развивать творческий потенциал участников мастер- класса.

Материал: 6 подносов с крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи – 12 шт., схемы- картинки, доски, тарелочки, соленое тесто разных цветов, галька -12 шт, кисти, акриловые краски.

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Участники мастер-класса  приглашаются пройти за столы,  на которых лежат разнообразные предметы: семена, орешки, косточки, подносы с крупой, соленое тесто, галька, акриловые краски, кисти, наклейки.

Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. По определению древнегреческого философа Аристотеля рука- это "инструмент инструментов". В пещерах человека каменного века наряду с абстрактными знаками и изображениями зверей сохранились отпечатки кистей рук, вероятно имевшие сакральное значение. Имея разные инструменты, скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует.    

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Кроме того, учеными и практиками было замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание  и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в  жизнь современного человека, облегчающим  его быт.  Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше  это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины…  Почти все домашние дела так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка.

Мы с вами сталкиваемся в своей работе с  проблемой развития мелкой моторики у детей, стараемся решить ее. Я предлагаю поделиться друг с другом методами и приемами, которые вы используете у себя на группах при решении этой задачи. ( Ответы участников мастер класса).

При изучении методической литературы по данной теме меня заинтересовали игры с природным материалом. Он  всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом  способствуют  развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных  и количественных отношений, знакомству  со свойствами  природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

Ежедневно  я провожу   массаж рук. Он  оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж  рук действует успокаивающим образом. Кстати, на этом свойстве был основан обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, - перебирать в руках грецкие орехи. 

Чтобы массаж проходил интереснее, я использую в качестве ручных тренажеров природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.

(Ведущий предлагает участникам попробовать провести массаж, используя  грецкие орехи: катать орех между ладонями, катать его между пальцами, удерживать орех между растопыренными пальцами, удержать несколько орехов между пальцами.)

А теперь проведем с вами веселые  соревнования:

Кто выше подбросит орех, кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно, у кого дольше всех будет вращаться орех, кто дальше прокатит орех. Заменить грецкие орехи вы можете каштанами, шишками, косточками от персиков, слив.

Игры с крупой и семенами

(Участникам  предлагается на ощупь определить и назвать крупу и семена , находящиеся  в мешочке.). Очень интересны  для детей игры с крупой. В подносы тонким слоем я насыпаю манку (можно для этой цели использовать коробки от обуви, сделав дно коробки темной). Нарисуйте   пальцем   что хотите: волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если вам что то не понравилось вы можете одним движением все разровнять.

Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, сделать тесто из крупы  для этого в крупу добавляем воды и начинаем перемешивать полученную массу, выполнить рисунок  крупой. А еще на манке хорошо выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.

Ведущий предлагает отгадать загадку:

 Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ... (солнце)    и выложить отгадку с помощью семян)

Еще использую схемы- картинки. На них можно выкладывать  изображения контуров предметов,  дорисовывать то, что пропустил  художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. (Ведущий  предлагает участникам выполнить задание по карточке:  Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя  и т.п. ).

Еще работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись  под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.

(Ведущий предлагает выполнить на гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя     зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки) те же движения, поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными); поиграть на «пианино»)

Конструктор из камушков.

Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки  и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки.  Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны. (Ведущий предлагает участникам раскрасить  камушки краской или наклейками)

Соленое тесто

Соленое тесто - это экологически  чистый  материал, который можно смело доверять  ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы  доступны и дешевы, легко  отмывается не оставляет следов,  можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение.  (Ведущий предлагает вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами).

В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Это показала диагностика по развитию речи. (Н: во второй младшей  группе на начало учебного года  низкий уровень составил -34 %, при систематической работе по данной теме на конец года количество детей с низким уровнем сократилось на 7%). Пополнилась предметно - развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, был проведен семинар – практикум для родителей с детьми по пальчиковым играм, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.

Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса  и позволю спросить вас:

  • что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?
  • какие выводы вы для себя сделали?
  • есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?  (вопросы участников)

Ведущий вручает каждому участнику буклет «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Педагоги и психологи,  занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия, которые помогут ему стать успешным в жизни.

За последние годы в своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с тем, что у детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с приходом в нашу жизнь технологического прогресса, который облегчает наш быт. Дети вместе со взрослыми уже не выполняют столько домашней работы руками, как было раньше, а это отражается на развитии мелкой моторики рук, следовательно страдают и речевые навыки.

Я изучила,  методическую литературу по данному вопросу,  поставила перед собой цель: создание условий способствующих развитию мелкой моторики.  В ходе работы  решала следующие задачи: способствовать  развитию мелкой моторики рук, развивать речь детей и  психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

Моя работа по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, комплексный подход к организации педагогического процесса, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Я создала предметно - развивающую среду, в которую включены оборудование и материалы для игр и упражнений - это ковролин с геометрическими фигурами, для обследования предметов собрала всевозможные коллекции (ракушки, кору деревьев, семена, крупы, камушки, шишки и т.п. ), тактильные дощечки, игровизор, пальчиковый театр, уголок художественного творчества, схемы для выкладывания  из природного материала различных картинок, клубочки, чудесный мешочек, мозаика, мелкие конструкторы, сухой бассейн с разными наполнителями для рук, пазлы, цепочки, шнуровка, пуговицы и т.п.

Чтобы достичь хорошего результата, работу по развитию мелкой моторики я проводила  систематически, применяя разнообразные методы и приемы.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую  для развития математических представлений, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, на музыкальном занятии и физкультуре, на прогулке, в сюжетно - ролевой игре, в ознакомлении с художественной литературой и т.д.

В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Это показала диагностика по развитию речи. (Во второй младшей  группе на начало учебного года  низкий уровень по развитию речи составил -34 %, при систематической работе по данной теме на конец года количество детей с низким уровнем сократилось на 11 %). Пополнилась предметно - развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, был проведен семинар – практикум для родителей с детьми по пальчиковым играм, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.

Автор: Педанова Екатерина Викторовна  администратор4840
воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 17" г.Воркуты
11.08.2016 0 240 0



Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0