Десять стратегий по отработке лексики на уроке английского языка


Часто у учащихся возникает проблема выбора подходящих к конкретной ситуации слов и проблема понимания незнакомых слов при чтении текстов или общении на иностранном языке. Поэтому необходимо с первых занятий развивать «чувство языка» у учащихся, умение догадываться о значении слова по контексту, которое помогает решить сложившиеся проблемы. Мы расскажем вам о нескольких стратегиях, которые учителя могут применять для того, чтобы дети учили новые слова и выражения прямо на уроке.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Исследования показывают, что обучение лексике должно содержать следующие компоненты:

  • Определение и контекстная информация о слове.
  • Многократное знакомство со словом в различных контекстах.
  • Поощрение активного самостоятельного изучения новых слов учащимися.

Предлагаем вам 10 видов деятельности по изучению лексики, которые вы сможете включить в свой урок, начиная с завтрашнего дня.

Стратегия 1. Графический органайзер

Расчертите лист формата А4 на четыре прямоугольника. На пересечении этих линий напишите слово или фразу, которые нужно запомнить. Каждый прямоугольник подпишите, начиная с левого верхнего по часовой стрелке:

  • Description: Define the term using your own words.
  • Characteristics: Give at least 3 interesting characteristics of the term.
  • Synonym: What is it like?
  • Antonym: What is it not like?

Учащиеся, используя свой словарный запас, заполняют прямоугольники. Дополняют их рисунками или схемами.

Способ запоминания «Графический органайзер» помогает учащимся изучать новые слова. Если своими словами дать определение новым лексическим единицам, привести примеры из знакомых ситуаций и зрительных образов, то любое слово отпечатается в памяти надолго.

Как работать с помощью графического органайзера в классе:

  • Подготовка. Определите список слов для изучения в рамках определенной темы. Работая с группой из 3-4 учащихся, дайте задание каждой группе изучить одно слово.
  • Мини-демонстрация. Объясните классу, что такое графический органайзер и расскажите, как заполнять графы.
  • Групповая работа. Облегчите учащимся работу над новыми словами, обсуждая с каждой группой данное им слово. Используйте наводящие вопросы, чтобы подтолкнуть группу к размышлениям в нужном вам русле.
  • Обсуждение на уроке. Дайте задание одному учащемуся из группы презентовать свое слово. Позвольте членам разных команд пообщаться между собой и познакомиться с другими словами. На это хватит 2-3 минуты, чтобы не прерывать ритм урока.

Стратегия 2. Словари-граффити

Эта вид деятельности на уроке позволяет учащимся приобрести лексические навыки, рисуя картинки, рассказывая рисунком историю, записывая фразы и слова с помощью ассоциаций. Если слова, необходимые для запоминания, ассоциируются с предметами, предложите учащимся создать постеры этих слов.

Организуйте работу в парах. Каждой паре дайте слово-цель. Если вы используете эту стратегию впервые, обсудите с классом, какие ассоциации вызывает эти слова. Направьте мысли учащихся в нужное вам русло. Например, если целевое слово было war, то ассоциации, которые оно вызывает: aggression, battle, conflict, destruction и так далее.

Учащиеся зарисовывают слова на листе, как граффити на стенах. Рисуют образы, которые возникают у них от этих слов.

Как оценить результат? Работа оценивается на «отлично», если:

  • Учащиеся дали правильное определение слову.
  • По крайней мере три новых слова показывают, что учащиеся правильно понимают термин.
  • Как минимум три изображения представляют термин.
  • Страница-постер привлекает внимание.
  • В словах нет грамматических ошибок.

Лучшие постеры учитель размещает в классе. Во время изучения какой-либо темы дети находятся в окружении этих слов. Яркие рисунки привлекают их внимание. Таким образом учитель многократно знакомит учеников со значениями новых слов.

Стратегия 3. Догадки о значении слова

Это отличный способ введения новой лексики. Вы можете предварять им чтение нового текста на уроке. С помощью него вы учите детей догадываться о значении слова по контексту.

В новом тексте определите 4-5 слов, значение которых важно для понимания. Предложите учащимся записать эти слова и написать, что они означают.

Оформить этот вид деятельности в тетради можно в виде таблицы:

New words

Before reading

After reading

 

 

 

Во время чтения используйте мысли вслух, чтобы показать, как контекст придает смысл новому слову. После чтения всего текста проанализируйте догадки учащихся и то, что на самом деле означает каждое слово.

Стратегия 4. Базовые приставки

Часто на уроках во время работы над диалогической речью учитель сталкивается с проблемой — учащиеся боятся общаться на иностранном языке, так как им не хватает слов. Помогите им справиться с этой ситуацией, познакомив с таблицей приставок. Запишите ее в тетради или повесьте на стене в классе. Обратите внимание на то, как приставки помогают изменить значение знакомых для учащихся слов.

На начальном этапе изучения языка в этой таблице должны присутствовать базовые приставки, которые позволят учащимся самостоятельно создавать новые слова.

Prefix

Meaning

Prefix

Meaning

un

not, opposite of

re

again

in, im, ir, il

not

dis

not, opposite of

en, em

cause to

non

not

in, im

in or into

over

too much

mis

wrongly

sub

under

Стратегия 5. Облако слов/тегов

Облако тегов — это коллекция ключевых слов или сведений, выбранных из отрывка или главы, которую учащиеся собираются прочитать. Эта стратегия дает ученикам шанс связать новые слова или сведения с главной идеей текста для чтения. Помогает хорошо пересказывать основное содержание текста.

В сети можно найти достаточно ресурсов, помогающих проанализировать текст и создать облако слов. Учитель может распечатать облако и принести на урок. Но если в классе есть интерактивная доска, то она упростит процесс создания облака.

Как использовать облако тегов на уроках иностранного языка?

  • Для анализа текста. Учитель может обратить внимание учащихся на частоту используемых слов в тексте (наиболее часто используемые выделены более крупным шрифтом). Или провести сравнение текстов посредством облаков слов.
  • Для угадывания рассказа по представленным в облаке словам.
  • Для проведения простого опроса. Например, дома учащиеся должны были работать с новым текстом. Учитель создает облако слов по этому тексту. Учащиеся зачитывают слова, значение которых выучили.
  • На уроках повторения какой-либо темы. Учитель демонстрирует облако из слов темы, а учащиеся повторяют их. Создают с ними предложения или словосочетания.

Стратегия 6. Интервью у слова

Почему бы не превратить работу над лексикой в игру? С помощью этой стратегии учащиеся повторят и обобщат знания, полученные при изучении определенной темы.

  • Выберите ключевые слова, важные для понимания темы.
  • Разделите класс на группы по 2-4 человека.
  • Дайте каждой команде слово и список вопросов для интервью. Другие команды не должны знать, какое слово у соперников.
  • Попросите учеников «стать» словом и написать ответы на вопросы.
  • Не раскрывая слова, учитель или учащийся выступает в роли интервьюера и задает вопросы, а члены команды читают свои письменные ответы. После интервью, класс угадывает слово.

Стратегия 7. Группировка слов

Предоставьте классу список слов темы, которую вы изучаете. Учащиеся должны сгруппировать их по различным категориям (части речи, характер человека, одежда, школа). Усложните игру. Пусть ваши ученики самостоятельно составят списки слов, а одноклассники должны догадаться, по какому принципу осуществлен отбор.

Стратегия 8. Система слов

Сделайте из традиционной проверки лексики деятельность по изучению новых слов. Предложите учащимся понять новое слово, например prediction. На листе формата А4 они должны записать:

  • Определение слова, основанное на их собственном понимании (правый верхний угол). К примеру, foretelling или look forward.
  • Антоним этого слова в противоположном (левом верхнем) углу. Look backward.
  • Написать смешное или глупое предложение, используя свое определение слова (нижний левый угол).
  • Нарисовать набросок, который поможет визуализировать определение слова (нижний правый угол).

Стратегия 9. Кроссворд

Верите вы или нет, но кроссворды — прекрасный способ для учащихся активизировать словарный запас.

Эту стратегию можно использовать на первом уроке изучения новой темы. Учащиеся вспоминают слова, которыми будут пользоваться на следующих уроках.

Кроссворд — отличный способ повторит ранее изученное перед проверочной работой. Предложите учащимся составить кроссворд по новым словам изученной темы. Они повторят их правописание, вспомнят значения. Для слабых учеников вы можете приложить к кроссворду тематический список слов, чтобы они смогли выбрать подходящие.

Стратегия 10. Слова, которые используются вместе

Обратите внимание учащихся на слова, которые всегда используются вместе. Это можно сделать несколькими способами:

  • Представьте два списка слов, необходимо соединить слова из каждой группы попарно.
  • Продемонстрируйте словосочетания из глагола и существительного. Например, make + friends, do + your homework.
  • Можно предложить создавать сложные существительные: snow + boarding, wind + surfing, mountain + biking.
  • Или соединять глагол или прилагательное с предлогом: listen + to, look + at, agree + with, good + at, interested + in.

Конечно, лексическая структура любого языка обширна для запоминания. Учителю можно рекомендовать акцентировать внимание учащихся на способах запоминания новых слов и понимания прочитанного. Задача учителя помогать учащимся развивать «чувство языка», умение замечать фразы и слова, которые помогут им для общения или для описания ситуаций, связанных непосредственно с ними. Хотелось бы надеяться, что развитие у учащихся этих способностей будет выходить за пределы деятельности на уроке иностранного языка.

Об авторе: Рафикова Наталья Алексеевна, учитель английского языка, стаж работы в школе — 11 лет.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: