Интегрированный урок географии и биологии "Поволжье. Природа. Время. Человек"; 9 класс


 

Тип урока: интегрированный (формирование  новых знаний), проблемный урок

Продолжительность: 2 часа

Цель: интегрирование  знаний об установлении   связей между структурными компонентами содержания в рамках предметов биологии и географии, с целью формирования целостного представления о регионе.

Задачи:

Образовательные:

  •  выявить влияние природных условий на жизнедеятельность человека;
  •  выступить в диалог по проблеме единства и  взаимосвязи человека и природы;
  •  оценить значении адаптации на различных этапах развития общества, устанавливая межпредметные связи

 Развивающие:

  • формировать умение выделять главные, узловые вопросы и понятия, устанавливать причинно-следственные связи, находить ответы на поставленные вопросы.
  • продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
  • формирование умений и навыков в качестве основных источников знаний, интернет-технологий и мультимедиа.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, чувство    взаимопомощи.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Методы работы: иллюстративный, частично поисковый, дискуссия.

Технологии обучения: интерактивные (диалоговое, эвристическое обучение), информационные.

Оборудование и материалы:   электронная карта «Поволжский экономический район»  компьютеры, мультимедиапроектор, инструктивные карточки для каждой группы, презентация к уроку «Поволжский экономический район», фрагмент видео урока «Географическое положение и природа Поволжья».

План урока:

  1. Организационный момент
  2.  Мотивация
  3. Постановка цели и задач  урока
  4. Объяснение нового материала
  5.  Работа с карточками-заданиями на протяжении всего урока
  6.  Обобщение
  7. Закрепление
  8. Рефлексия
  9. Домашнее задание
  10.  Подведение итогов урока и выставление отметок.

1. Организационный моментвключение детей в деятельность.

УГ: Здравствуйте, ребятаЭтот урок я проведу с учителем биологии Гусаровой Е.Е.

УБ: Мы надеемся, что урок вам сегодня понравится, что вы сумеете многое понять и увидеть. Будьте внимательны и у нас с вами все получится. Перед каждой группой лежит лист с отметками от «3» до «5». Прошу вас обсудить группами и  выделить кружочком отметку, которую ваша группа  хотела бы получить на уроке.

2. Мотивация

УБ: Мне на электронную почту пришло письмо, в котором содержится такой вопрос: «Почему переселенцы с Европейского Севера, расселяясь вдоль реки Волги,  успешно освоили этот регион?» 

Я не могу понять, почему этот вопрос был адресован мне, учителю биологии. Может кто-то из вас поможет мне разобраться в этом?

Ученик 1: Потому что люди осваивали новые территории с лучшими природными условиями.

Ученик 2: Возможно здесь идет речь об адаптации людей к лучшим природным условиям.

УБ: Да ребята, действительно речь идет об адаптации переселенцев к более благоприятным природным условиям.

Слайд №2 Информационный  бюллетень  «На перекрестках науки».

УГ: Чтобы обозначить тему сегодняшнего урока, мы полистаем страницы информационного бюллетеня  «На перекрестках науки». Я предлагаю вам перелистать термины, относящиеся к биологии и географии и дать им определение (примерные термины:  экологическая адаптация, природные условия, рельеф, воды, климат, почвы, растения, животные, время)

(учащиеся отвечают, а класс проверяет их по определениям ,которые появляются на экране).

УБ: Все эти понятия неразрывно связаны между собой.   В ходе совместного диалога они помогут нам установить как время изменяет характер взаимоотношений человека и природы.  

Тема  нашего урока: «Природа. Время. Человек. Поволжье»

Слайд №3 «Тема, цель и задачи»

3. Постановка цели и задач  урока

УГ: Цель нашего урока   в рамках предметов биологии и географии  сформировать  образ Поволжского  региона.

УБ: -  Задача нашего урока:    вступить в диалог по проблеме единства и  взаимосвязи человека и природы и  оценить значение адаптации на различных этапах развития общества, устанавливая межпредметные связи.

4. Объяснение нового материала

(Изучение нового материала: объяснение с помощью электронной презентации, фрагмента видеоурока, инструктивных карточек-заданий и работы учащихся в группах с компьютерами)

УБ: Ребята, сегодня мы попытаемся сформировать целостное представление о Поволжском  регионе. Показать регион как часть географического пространства страны , дать комплексную географическую характеристику региона, компоненты этнографической культуры населения.

Интерактивная доска (схема многоаспектного оценивания региона)

«Сила, которая держит в своих руках

колыбель каждого народа,

- природа его страны»

В.О. Ключевский

Для сбора информации о Поволжском регионе были созданы 4 группы, определены лидеры . Каждая группа работает со своей карточкой, которую сейчас получит лидер группы. Вся группа  изучает вопросы карточки и используя  собранный материал (ресурсы Интернет и дополнительная литература)  отвечает на поставленные вопросы.   Результатом работы группы является ответ учащихся. Обязательным условием является выделение ключевых слов, которые мы будем вставлять в нашу опорную схему. Итогом  нашей совместной работы будет образная модель региона Поволжья. Формировать образ региона  мы будем на примере взаимоотношений человека и природы.

Слайд № 4 «Географическое положение», слайд №5 «Волга»

(видиофильм)

УГ:    Уникален этот регион тем,  что по его территории протекает  Волга - самая большая река Европы и одна из красивейших и крупнейших рек на Земле. Она  тысячелетиями служила  людям торговым путем, соединяя разные культуры и мировоззрения с глубокой древности. Про нее писали античные авторы первых веков нашей эры - Клавдий Птолемей и Аммиан Марцееллин. Здесь издревле встречались Восток и Запад, переплетались судьбы народов. Велика роль Волги в жизни России. Издавна она была очень значима в жизни людей, проживавших на ее берегах. С давних пор поражала Волга своей красотой писателей и поэтов. Вдохновленные величием реки, они создавали произведения, посвященные Волге. Сегодня Волга — это не только уникальный природный объект, но и ось Поволжского экономического района.

Ученик читает стихотворение самарского поэта  Александра  Кашунина (под музыку «Течет река Волга»)

Обочины дороги в васильках,
а справа, слева протянулись нивы,
здесь ширина полей и Родины размах,
здесь сердце и душа моей РОССИИ!
Огромные просторы, неба даль,
прекрасные сады до горизонта,
здесь Волга-мать - история страны,
прекрасная земля, большое солнце!

УБ: Итак, продолжаем тему нашего урока «Поволжье. Природа. Время. Человек» Эти понятия неразрывно связаны. В.О. Ключевский писал: «Сила которая держит в своих руках колыбель каждого народа,- природа его страны» Наша задача  подтвердить или опровергнуть высказывание, оперируя фактами.

Характеристика физико-географического и экономико-географического положения района.

Слайд № 5-8 « Географическое положение Поволжья»

УГ: Согласитесь, что  Поволжье  по контурам напоминает “нить жемчуга”.

Почему данный район можно так  назвать. Чтобы дать более точный ответ на поставленный вопрос мы обратимся к учебнику на странице 140-141 и географическому атласу.  

  • Вытянут вдоль среднего и нижнего течения Волги на 1500 км
  • Основные города и промышленные центры располагаются цепочкой вдоль реки.

Да, ребята я с вами согласна.

Слайд №9 «Состав района»

Используя географический атлас и слайд вы должны выделить республики и области которые вошли в состав Поволжского региона.

Далее рассматривая  – карту района, ребята называют области, которые входят в данный экономический район. Цветом на карте – образе выделяется самая значимая, экономически более развитая область. (В данном случае  Самарская), учащиеся называют соседние области. Такую карту – образ  легко перенести на КК, таким образом, появляется опорная схема у ребят.

 Слайд № 10 «Положительные и отрицательные черты положения региона»

Мы с вами познакомились с физико-географическим и экономико-географическим положением региона, поэтому нам легко выделить положительные и отрицательные черты данного региона.

С помощью учебника и атласа  все ребята в классе отмечают  положительные и отрицательные факторы в  экономико- географическом положении Поволжского региона.

(Данный вид работы позволяет активно включиться в работу всему классу, учащиеся извлекают огромное количество информации из карты. Уже на первом уроке можно считать изученной карту данного экономического района. У детей в тетрадях появляется исчерпывающий ответ на вопрос ФГП. Дома учащийся лишь рассматривает материал в тетради и отрабатывает его с атласом.)  

Давайте посмотрим на слайде, что мы еще не назвали.

(Сравнивают свои выводы с выводами на слайде)

Слайд № 3 «Географическое положение Поволжья»

Вывод:   Согласитесь, что  Поволжье  по контурам напоминает “нить жемчуга”,  его расположение мередиональное

- Вытянут вдоль среднего и нижнего течения Волги на 1500 км

- Основные города и промышленные центры располагаются цепочкой вдоль реки.

слайд №11-12 «Климатическая карта Поволжья»

УГ: На странице 143 учебника размещена климатическая карта Поволжья, используя её оцените, как изменялась температура и количество осадков с севера на юг.  Вывод:  да из-за значительной меридиональной протяженности района наблюдаются существенные изменения летних и зимних температур и количества осадков с севера на юг.

Историки предполагают, что Поволжье заселялось  поселенцами   из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги , а также с Русского Севера, Поморья. Позднее из  центральных районов.    У людей, переселившихся в места с наиболее континентальным климатом,  не могло за такое незначительное время произойти серьезных   биологических эволюционных изменений организма. Биологическая адаптация происходит тысячи лет, поэтому в данном случае нами рассматриваться не будет.

 Благодаря своей природной наблюдательности они очень точно отмечали в названиях месяцев природно-климатические особенности своего края. Например: апрель-березол, май-травень, август-зарев, октябрь-листопад, декабрь-студеный, и т.д. одновременно с наблюдением шел процесс адаптации. Жители региона старались изолироваться, защищаться от окружающей среды. Все согласовывалось с окружающими природными условиями: религия и суеверия; жилище и архитектура, национальная кухня и охота; ремесла и одежда. Происходила интенсивная внебиологическая адаптация, формирование культуры в широком смысле.

5. Работа в группах  с карточками-заданиями. ( Приложение № 1 -4 )

УГ: Сейчас каждая группа  в течении 5 мин поработает с материалом карточек,  обсудит и проанализирует эту информацию и даст свой ответ. Задания по группам прилагаются.  

6. Обобщение «Повторяй,  думай, запоминай и прекрасно отвечай»

УБ: В целом русские в Поволжье  успешно адаптировались к природно-климатическим условиям и инокультурному этническому окружению. Этому во многом способствовало сходство условий жизни и хозяйствования на новых местах.

УГ:А теперь я предлагаю вам узнать, насколько вы сегодня хорошо овладели изученным на уроке, выполнив следующие  задания по биологии и географии.

7.Закрепление: Тест-опрос   (Приложение №5)

8. Домашнее задание

УБ: «Стремись за знаниями вперед и непременно сдашь зачет»

Уровень А:  Параграфы по географии № 41-42 и по биологии № 53

Уровень Б: По желанию начать подготовку к мини-проекту или эссэ «Образ региона Поволжье» 

9. Рефлексия

УГ: Ребята. Скажите. Чем вам запомнился сегодняшний урок?

Что было самое интересное в нем? Что вам понравилось и почему?

10.Подведение итогов урока и выставление отметок

УГ: Подводятся итоги урока, анализируются удачные моменты. Выставленные отметки комментируются. Указываются  недочеты и хорошие ответы учащихся в каждой группе. На доске показывается таблица «Желаемое и действительное», где сравниваются отметки, которые группы желали получить и получили за работу на уроке (Приложение № 8)


Полный текст материала Интегрированный урок географии и биологии "Поволжье. Природа. Время. Человек"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Власова Н.М., Гусарова Е.Е.  Публикатор
учителя, ГБОУ СОШ с. Усинское
29.12.2015 0 1344 162

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0