Конспект урока по Всеобщей истории по теме "Столетняя война"; 6 класс

Конспект урока по Всеобщей истории по теме "Столетняя война"; 6 класс

Тип урока: комбинированный

Цель:

  • ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.
  • закрепить умения обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.
  • сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д' Арк.

Оборудование урока:

  1. Презентация «Столетняя война»
  2. Карты «Англия и Франция во времена Столетней войны».

Раздаточный материал:

  1. Индивидуальные карточки для опроса
  2. Таблицы «Армии двух сторон» (для групповой работы)
  3. Контурные карты «Столетняя война» (для парной работы)

Понятия: «Столетняя война», арбалет, партизанская война, народная освободительная война.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний по теме «Англия и Франция накануне Столетней войны»
  • Опрос
  1. Изучение нового материала.
  2. Закрепление изученного материала

План урока:

  1. Причины войны и повод к ней.
  2. Готовность к войне Франции и Англии.
  3. Основные события войны. Жанна д`Арк.
  4. Итог войны.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Слайд 1) На прошлых уроках мы с вами рассмотрели как Англия, и Франция постепенно превратились в централизованные государства, но процесс объединения ещё не был завершён ни в одном, ни в другом государстве.

(Слайд 2) Сейчас мы проверим,  как вы усвоили данный материал. Опрос в начале урока

  1. Проверка знаний по теме «Англия и Франция накануне Столетней войны»

Опрос:

  1. Соотнесите события и даты (работа на доске)

А) Первое заседание парламента в Англии.

Б) Созыв Генеральных штатов во Франции.

В) Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом.

Г) Подписание Великой хартии вольностей королём Иоанном.

А)

Б)

В)

Г)

3)

4)

1)

2)

1) 1066г.

2) 1215г.

3) 1265г.

4) 1302г.

  1. (Слайд 3) Выстроите хронологию событий в Англии (работа на интерактивной доске)

А) Появление «Книги страшного суда»

Б) Правление в Англии Вильгельма I Завоевателя из Нормандской династии

В) Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей

Д) Перепись всех земель и населения Англии

Г) Созыв парламента

Е) Проведение Генрихом II судебной и военной реформ

Ж) Разделение парламента на палату лордов и палату общин

З) Гражданская война под руководством Симона де Монфора

1

2

3

4

5

6

7

8

Б)

Д)

А)

Е)

В)

З)

Г)

Ж)

  1. Работа на индивидуальных карточках
  2. Блиц-опрос:
  1. На сколько областей была раздроблена Франция к концу XII века? (10).
  2. Чем постепенно XII веке заменялся продуктовый оброк и барщина? (денежным оброком)
  3. Во сколько лет вступил на Французский престол Филипп II Август? (15 лет)
  4. Какое графство было им присоединено к Франции? (Тулузское)
  5. Какое прозвище было у Французского короля Людовика IX? (Святой).
  6. Что было им сделано для страны, за что он получил такое прозвище? (Законы действовали на всей терр-и страны; запретил междоусобные войны; в не присоединенных областях феодалы не имели права начинать военные действия в течении 40 после объявлен войны – за это время слабый противник мог подать жалобу в королевский суд; чеканил собственную монету, котор. Приним. повсюду – это облегчило торговлю)
  7. Какие территории были присоединены к Франции Филиппом IV Красивым? (Графства Шампань и Наварра)
  8. Что такое Генеральные штаты? (собрание представителей сословий)
  9. Какие сословия входили в Генеральные штаты? (духовенства, дворянства, бюргерства)
  10. Что такое сословная монархия? (госуд-во, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий)
  11. Кем была завоевана Англия в начале XI века? (герцогом Нормандии Вильгельмом)
  12. Какая династия начинает править в Англии? (Нормандская династия)
  13. Каково значение судебной реформы Генриха II? (введен суд присяжных)
  14. Каково значение военной реформы Генриха II? (вводились «щитовые деньги», которые мог оплатить рыцарь и не участвовать в походе; на эти деньги король мог набрать наемное войско; восстановил народное ополчение)
  15. Кто такие шерифы? (королевские чиновники - управляли графствами, собирали налоги, судили, командовали ополчением)
  16. Чем считают историки Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного? (первой в Европе конституцией)
  17. Что такое парламент? (от франц. «парле» - говорить; сословное собрание)
  18. Какие сословия входили в парламент в 1265 году? (крупные духовные и светские феодалы, представители рыцарей и городов)
  1. Изучение нового материала.

(Слайд 4) Сегодня на уроке мы будем рассматривать самую длинную войну в истории средневековья, начавшуюся в XIV веке и закончившуюся в XV веке, получившую название – «Столетняя война».

Как вы думаете, между какими двумя странами возникнут военные действия? (ответ: между Францией и Англией)

По какому плану мы всегда изучаем военные действия? (ответ: причины войны, ход войны, итог войны)

Правильно. Поэтому цель нашего урока – рассмотреть основные причины, повод и этапы Столетней войны.

Давайте в начале урока откроем дневники и запишем домашнее задание  (Д/З - §20 С.178 в.1-5, творч. задание – написать историческое сочинение о личности Жанны д׳Арк, о ее жизни и подвиге - проанализировать ее подвиг и высказать свою точку зрения, дать свою оценку.)

Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Столетняя война».

(Работа с учебником С. 167) Найдите в учебнике хронологические рамки войны и запишите их в тетрадь  (1337-1453 гг.). Кто хочет записать хронологические рамки на доске (желающий подходит к доске).

Как определить, сколько лет длилась эта война?   (116 лет).

Название войны «Столетняя…», т.е. имеется ввиду более 100 лет.

(Слайд 5) Задание на урок: «Почему Англия и Франция вели длительную Столетнюю войну? И почему победу одержала Франция?»

(Слайд 6) Давайте вновь прочитаем план урока, по которому мы сегодня будем работать. (Учащиеся со слайда читают план урока)

  1. Причины войны и повод к ней.

(Слайд 7) Давайте обратимся к учебнику С. 167 и найдем основную причину войны (работа с учебником).

Ответ: Борьба за Аквитанию между Англией и Францией.

Давайте проверим, правильно ли указана причина войны, для этого обратимся к карте, вспомним: какими территориями владели Англия и Франция к концу XII века, и как изменились их территории к началу войны. (Работа с картой)

Рассмотрев и проанализировав карты, какой мы можем сделать вывод, правильно ли найдена причина войны? (Дети отвечают: «ДА», и подтверждают свои ответы аргументами).

Записываем в тетрадь.

Теперь давайте найдем, что послужило непосредственным поводом к войне (работа с учебником С.167)

Ответ: Английский король предъявил свои права на французский престол.

Записываем в тетрадь.

  1. Готовность к войне Франции и Англии.

(Слайд 8) Переходим ко второму пункту плана.

Я предлагаю вам поработать в группах и постараться вместе заполнить таблицу «Армии двух  сторон». Давайте начертим таблицу.

Линии сравнения

Франция

Англия

Командующие армий

(1 группа)

Возглавляли сеньоры

Возглавлял король

Состав армий (2 группа)

Рыцарские отряды, пехота из чужеземных наемников

Рыцарская конница, пехотинцы-лучники из свободных крестьян

Дисциплина (3 группа)

Не признавали дисциплины

Четкая дисциплина

 

Мы будем применять метод сравнения. Давайте вспомним, что значит «сравнить»? (Ответ: найти сходства и отличия).

Задание: Каждой группе необходимо сравнить армии Франции и Англии по предлагаемым линиям сравнения. Откройте учебник на С.167 п.2, соберитесь в группы, каждой группе необходимо поработать со своей линией сравнения, на работу выделяется 2 минуты, после чего представители групп покажут результаты. Таким образом, мы совместно заполним всю таблицу.

(Группы получают таблицы и начинают работать, после чего поэтапно выступают)

Таблица на доске заполнена, давайте перенесем полученную информацию в тетрадь и сделаем вывод, какая армия была лучше подготовлена.

Вывод (ответ учащихся): Английская армия была лучше подготовлена, во главе стоял король, она имела лучшее снаряжение и четкую дисциплину.

Закрепление материала.

Давайте закрепим материал по двум рассмотренным пунктам.

Блиц-опрос:

  1. Какие государства являются участниками «Столетней войны»?
  2. Назовите хронологические рамки войны.
  3. Назовите основную причину войны.
  4. Назовите, что послужило поводом к войне?
  5. Скажите, какая из стран была лучше подготовлена к войне и почему?

Физминутка

Давайте немного отдохнем и сделаем легкую зарядку. (Зарядку проводит один из учеников)

  1. Основные события войны. Жанна д`Арк.

(Слайд 9) Для того чтобы нам рассмотреть основные этапы войны, нам необходимо вновь начертить таблицу.

Дата

Событие

Итог (результат)

1340г.

Морское сражение при Слейсе (в проливе у берегов Фландрии)

  • Поражение французского флота.
  • Победа Англии

1346г.

Сражение у Креси

Победа Англии – захвачена Нормандия

1356г.

Сражение у г. Пуатье

  • Победа Англии
  • Французский король попал в плен

1360г.

Перемирие между Англией и Францией

К Англии отошли:

  • территории на юго-западе Франции;
  • порт Кале

1380г.

Сражение за Аквитанию

  • Победа Франции
  • Англия потеряла большую часть Аквитании

Откройте учебник на С. 168 и карту С.177. Начинаем заполнять таблицу, находим даты и основные события. (работа с учебником).

Ученики находят даты, события и подводят итоги событий с 1340-1380гг. Затем закрепление материала

Давайте закрепим материал, поработав в парах с контурной картой, выполнив первые три задания:

  1. Обозначьте границу Франции к началу войны (1337г.). Выделите территории Англии, и ее владений во Франции к этому времени.
  2. Определите две знаменитые битвы периода Столетней войны. Отметьте условным знаком места, где они произошли.
  3. Нанесите на карту стрелками разного цвета действия английских и французских войск в 1346-1379гг.

 Поможет вам в работе атлас. Напишите свои фамилии, оцениваться будет совместная работа, на выполнение этого задания отводится 3 минуты, по минуте на каждое задание.

(Парная работа с контурной картой)

Время вышло. Сдайте, пожалуйста, работы.

(Слайд 10) Продолжаем рассматривать основные события войны и заполнять таблицу. (Работа с таблицей).

Дата

Событие

Итог (результат)

1415г.

Битва у деревни Азенкур

  • Разгром французов
  • Победа Англии

1421г.

Англичане вступили в Париж

Законный наследник принц Карл бежит из Парижа

1422-1461гг.

Правление Карла VII

Начало партизанской войны (массово участие крестьян)

1429г.

Осада Орлеана

Освобождение Орлеана Жанной д’Арк.

1431г.

Жанна д’Арк попала в плен к англичанам.

  • Казнь Жанны д’Арк в Руане англичанами.
  • Начало народной освободительной войны

1453г.

Захват французами города Бордо в Аквитании

  • Победа Франции
  • Конец Столетней войны
  1. Итог войны.

(Слайд 11) Давайте подведем итоги войны и сделаем вывод: каково значение Столетней войны для истории Франции?

Дети, работая с учебником, подводят итоги войны:

  • После  гибели Жанны  д`Арк  развернулась народная  освободительная  война
  • Король создал  постоянную  наемную   армию,  увеличил   артиллерию
  • В  войске  укреплялась    дисциплина
  • У Англичан  после  войны  остался  один  порт  Калле

(Слайд 12) Вывод (ответ учащихся): Значение Столетней войны в том, что она  способствовала объединению Франции в единое централизованное государство.

Давайте выполним задание, полученное в начале урока, и ответим на вопросы.

Задание на урок: «Почему Англия и Франция вели длительную Столетнюю войну? И почему победу одержала Франция?»

Учащиеся дают ответы

  1. Закрепление изученного материала

Блиц-опрос

  1. Сколько лет длилась война между Англией и Францией? (более 100 лет или 116 лет)
  2. Назовите хронологические рамки войны (1337-1453гг)
  3. Назовите основную причину войны (Борьба за Аквитанию между Англией и Францией)
  4. Назовите основной повод к войне (Английский король предъявил свои права на французский престол)
  5. Скажите, какая из стран была лучше подготовлена к войне и почему? (Английская армия была лучше подготовлена, во главе стоял король, она имела лучшее снаряжение и четкую дисциплину)
  6. Скажите, какая из сторон одерживала победы в сражениях с 1340-1360гг. (Англия)
  7. Почему в 1380 в сражении за Аквитанию Франция одержала победу? (Король Франции увеличил отряды наемников; начал строить флот; создал сильную артиллерию; армию возглавил талантливый полководец)
  8. Что такое партизанская война? (Война, в которой участвуют народ, с помощью подручных средств и засад истребляют захватчиков)
  9. Как звали народную героиню, благодаря которой был освобожден Орлеан? (Жанна д’Арк)
  10. Что произошло с Жанной д’Арк, после того как она была схвачена в плен англичанами? (В 1431 году по приговору инквизиции она была сожжена на костре в городе Руане)
  11. Что произошло после ее смерти? (После гибели Жанны д’Арк началась народная освободительная война)
  12. В каком году закончилась Столетняя война, и кто одержал в ней победу? (1453г. – Франция)
  13. Каково значение Столетней войны? (Столетняя война способствовала объединению Франции в единое централизованное государство)

Выставление оценок                                     

Д/З - §20 С.178 в.1-5, творч. задание – написать историческое сочинение о личности Жанны д׳Арк (жизнь и подвиг)


Полный текст материала Конспект урока по Всеобщей истории по теме "Столетняя война"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федорова Юлия Евгеньевна  Публикатор
учитель истории и обществознания, города Мурманска средняя общеобразовательная школа № 20
19.11.2015 0 4034 309

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0