Конспект урока изобразительного искусства «Донской натюрморт»


План-конспект урока на тему: «Донской натюрморт» для 2 класса основной детской художественной школы.

Цель:

а) Обучающая: закрепить знания о «цветовом контрасте»; повторить новые методы работы цветом; научить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.

б) Развивающая: Развитие творческого воображения учащихся, развитие мыслительных способностей, эстетического вкуса.

в) Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись», воспитывать любовь к родному краю.

Тип занятий: Комбинированный.

Задача урока: Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

1. Репродукции картин художников.

2. Репродукции картин Донских художников.

3. Альбомы с репродукциями в жанре натюрморт.

4. Работы преподавателя, показывающие первоначальный этап натюрморта в цвете.

Для учащихся:

Гуашевые краски;

кисти; вода; палитра;

бумага (формат А2).

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Повторение

3. Объяснение

4. Самостоятельная работа

5. Анализ работы

Ход урока:

Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: «Донской натюрморт». Природа Дона весьма разнообразна и красочна. Мы продолжаем изучать цветовые контрасты, поэтому наш натюрморт как нельзя лучше раскрывает эту тему:

Начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания о живописи: «Живопись - это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись...» (Эжен Дэлякруа).

Повторение пройденного материала.

Что же такое «Живопись»? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений «живописи». Одно из них гласит: «Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль». И еще одно определение – «Живопись» означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность.

Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:

Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр, бытовой, исторический.

Хорошо ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет, что такое натюрморт? И натюрморты, каких художников вы знаете?

Натюрморт” в переводе с французского означает «мертвая натура», т.е. “натюрморт” - это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого «натюрморт» — означает «тихая жизнь».

А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он поставлен на тему Донского края. Эти степные растения растут на Анинской крепости вблизи станицы Старочеркасской, а изразцы и осколки посуды были найдены при раскопках в окрестностях станицы.

Ребята, работы каких известных художников Дона вы знаете.

Рассматриваем репродукции натюрмортов художников.

- А кто может сказать какие из просмотренных нами натюрмортов можно назвать Донскими? И почему?

- Хорошо ребята. Достаточно.

Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.

Например, задача наших постановок - это выявление разнообразия форм и материалов, различия цвета и тона.

Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный -зеленый, желтый - фиолетовый, синий - оранжевый).

Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи:

Во-первых, цвет можно по-разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;

Во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.

В-третьих, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Задача урока:

Итак, сегодня на уроке нам необходимо за компоновать в листе наш натюрморт, выполнить линейно конструктивное построение предметов и проработав большими цветовыми отношениями «раскрыть» холст (лист).

В процессе работы над нашим натюрмортом помним что, все цвета могут быть разделены на две основные группы:

1. Хроматическую… Какие цвета называются называется хроматическими? (цветовую) - в которую входят все цвета солнечного спектра.

2. Ахроматическую… Какие цвета называются называется ахроматическими? … (не цветную)- в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.

При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:

объем предметов натюрморта;

фактуру предметов (их материальность);

плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма.

(Рассматриваем живописные работы различных авторов).

Объяснение нового материала

Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работы в цвете.

Сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по тепло холодности и тональности - от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте- до самого светлого.

а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону!

б) затем переходим к предметам, менее насыщенным по цвету и светлоте

(средней тональности)

в) определяем самый светлый предмет в натюрморте

Внимательно рассмотрим натюрморт.

Мы видим:

- собственную тень на каждом предмете,

- падающие тени от предметов на плоскости,

- рефлексы на предметах - касание с фоном:

- полутень на предметах;

- свет на предмете - касание с фоном.

Приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предыдущего, чтобы определить насколько светлее нужно взять цвет.

Затем, в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее - полутени на предметах и в заключении - освещенные части предметов натюрморта.

Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета. Нужно всегда помнить: чем предметы ближе к нам - тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета).

Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению.

Смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот - в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом.

- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала); если цилиндрическую или коническую поверхность - то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.

- Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия . Мы должны на этом занятии за компоновать в листе наш натюрморт, выполнить линейно конструктивное построение предметов и проработав большими цветовыми отношениями «раскрыть» холст (лист) ..А на следующем занятии мы будем уточнять построение и прорабатывать детали нашего натюрморта. В последнюю очередь напишем степные растения

Самостоятельная работа.

Анализ результатов работы.

Итог урока.


 

4

 


Полный текст материала Конспект урока изобразительного искусства «Донской натюрморт» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шамшура Наталья Юрьевна  нат0403
07.11.2018 0 133 6

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0