Статья "Художественная картина мира как часть целостной картины мира"


Художественная картина мира как часть целостной картины мира

По законам естественного отбора, каждое живое существо на нашей планете пытается приспособиться к различным условиям жизни. Это гарантирует выживание вида. Но человека отличает от остальных умение создавать определённую искусственную среду, которая способствует его выживанию, прежде всего не с физической точки зрения, а с психологической. Эта среда носит название — культура. И помимо представлений о мире, которые формируются за счёт воздействия на живое существо (климатические условия, природные явления и др.), человек воспринимает мир через социальное взаимодействие. Культура, в свою очередь и искусство, как её часть, является основой социального взаимодействия, раскрывает нам представление человека о мире, отражает мировоззрение людей разных эпох и рас.

Формирование целостной картины мира — одна из главных задач образования и воспитания. Ведь именно формирование картины мира является одной из главных предпосылок формирования личности, понимания своего места в мире, то есть участвует в формировании мировоззрения личности.

Картина мира всегда индивидуальна, но не является неизменной, так как она постоянно корректируется в соответствии с новой информацией и опытом, но и в то же время, ее главные черты долго остаются неизменными.

Е. И. Изотова и Н. С. Полева рассматривают картину мира как своеобразную сетку координат, которая детерминирует и структурирует восприятие информации от окружающего мира, ее интерпретацию, отношение к миру и к себе, а также поведение человека и его взаимодействие с окружающим. «Каждый человек воспринимает этот мир по — своему, создавая свою субъективную карту — схему пространства и времени, в котором он живет. Эти различия детерминированы целым комплексом факторов — от психофизиологических и индивидуально-личностных до социокультурных» [1].

Люди, которые принадлежат к разным культурам, имеют разные картины мира. И даже в одном обществе люди имеют различные картины мира, так как культура, по мнению Е. И. Изотовой и Н. С. Полевой, неоднородна и представлена различными субкультурами. «Субкультура — это сообщество людей, объединенных общими ценностями и сходной картиной мира» [2].

Безрукова В.С. даёт следующее понятие картины мира «Картина мира — это целостная эволюционирующая система знаний и представлений человека о мире, выполняющая функцию ориентировочной основы сознательных действий человека. Эта система складывается из бытовых, научных и интуитивных знаний, распадаясь на подсистемы, социально значимые для человека: экономическая картина мира, научная картина мира, техническая картина мира, эстетическая картина мира и т. д. Каждая из этих подсистем опирается на свою систему понятий, имеет свою структуру, историю и назначение. На основе картины мира и ее отдельных составляющих у каждого человека складывается своя концепция мира и самого человека в нем, в соответствии с которой он и живет, осуществляя категориальное поведение» [3].

Художественное восприятие мира — часть картины мира личности. Оно имеет отличное качество—иное преломление картины мира через призму искусства.

Как свет, проходя через призму, рассеивается спектром, так и окружающие

явления, преломляются через призму искусства, находя своё отражение в художественно — образном языке.

По мнению Мусат Р. П. на основе этого образного содержания происходит формирование художественной картины мира. «Целостно она складывается в процессе реконструкции художественных произведений и выявления отражаемой в них картины мира. В искусстве наглядно можно наблюдать, как авторские замыслы реализуются при помощи богатого разнообразия художественно выражаемых форм» [4]. Это является сложным процессом, так как связано с работой художественного мышления и творческим интерпретированием.

Сам термин художественная картина мира был введен в научный оборот Б.С. Мейлахом [5].

На сегодняшний день существует несколько терминов — синонимов: художественный образ мира; художественная действительность; художественная модель мира. Как отмечает Чернышова Т. А. только термин художественная картина мира «призван не только подчеркнуть относительную самостоятельность и самоценность художественного мира, но, прежде всего, раскрыть познавательные возможности искусства, свойственный ему уровень и глубину постижения объективной реальности» [6].

Вопросом изучения истории развития искусства с применением комплексного подхода к изучению художественной картины мира занимались: Ю. М. Лотман, Б. С. Мейлах, П. К. Соболев и др. По мнению Л. К. Минихановой и Ф. Г. Фаткуллиной «в результате этих общетеоретических исследований художественного опыта человечества в теории картины мира появилось такое понятие, как генеральная (глобальная) художественная картина мира, которая представлена огромным фондом произведений литературы, живописи, музыки, кино, театра и т.п. и формируется на основе их восприятия и под воздействием искусствоведческих исследований и критических работ» [7].

Сама художественная картина мира имеет двойственную природу, потому что структура и её система строится на основе пересечения двух типов категорий: философско — мировоззренческих и художественно — эстетических, и их синтез способствует формированию художественной модели мира.

«В свою очередь художественная картина мира связана с картиной мира личности, которая формируется воздействием социальной среды и на основе взглядов, задаваемых «жизненным рядом» Активизация какого — либо из этих уровней в разновременных этапах развития культуры диктуется сменой мировоззренческих установок, что, в свою очередь, сказывается на характере художественной картины мира. Содержание и форма художественной картины мира формируются под влиянием картины мира, которая транслирует мировоззренческие установки определенной ментальной культуры и специфику сложившихся здесь субъект — объектных отношений. При этом все мировоззренческие основания предварительно интерпретируются в искусстве» [8].

Исходя из работ различных учёных Л. К. Миниханова и Ф. Г. Фаткуллина выделяют следующие признаки художественной картины мира:

  • антропологичность и связанная с ней субъективность, так как художественная картина мира выражает отношение автора произведения к миру;

  • философская основа: художник, создающий художественную картину мира, придерживается философских идей, хотя иногда этого не осознает; они могут быть выражены в неявном виде;

  • существование художественной картины мира в произведениях конкретных авторов и ее постоянное воссоздание в процессе восприятия произведений адресатами;

  • особая образность: художественная картина мира основывается на системе художественных архетипов, то есть на фундаментальных образах как носителях художественного знания; для образов художественной картины мира характерна многозначность, способность вызвать массу ассоциаций;

  • ценностное, эстетическое и этическое освещение действительности;

  • единство универсального и единичного: художественная картина мира отражает универсальное через категории эстетики: прекрасное, возвышенное, безобразное, низменное, трагическое, комическое и т.д.; но сознанием всеобщее может быть схвачено лишь через частное, единичное;

  • обусловленность социальными, национальными и другими факторами;

  • историчность, преемственность и динамизм: художественная картина мира формируется в конкретных исторических условиях, претерпевает изменения, как правило, новая художественная картина мира не уничтожает, не отрицает и не обесценивает старую;

  • многослойность: наличие концептуальной (понятийной), чувственно — наглядной и других частей, различных типов мироощущений; возможность включения в себя элементов других картин мира.

Помимо этого С. Б. Аюпова выделяет еще два признака:

  • идеальность, иллюзорность, поскольку художественная картина мира — это форма бытия идеального мира эстетической действительности;

  • амбивалентность: художественная картина мира не только обеспечивает целостный взгляд на мир, но и отличается фрагментарностью, так как она отражает действительность лишь в определенных аспектах и не в состоянии представить ее во всем бесконечном многообразии [9].

Функции художественной картины мира определяют её признаки и структурные особенности. Одной из основных функций выделяют функцию катарсиса, суть которой состоит в том, что главной целью художественного произведения и картины художественного мира, которая включена в него, состоит в нравственном очищении человека, через эмоциональные переживания, возникающие при взаимодействие с произведением искусства.

При этом возникает особый вид взаимодействия — художественная коммуникация. При подобном виде коммуникации происходит воздействие на воспринимающее сознание. Через отражение в искусстве мировоззрения автора, эстетических и этических норм, прекрасного в мире происходит изменение сознания воспринимающего произведение искусств.

Главное отличие художественной картины мира от других заключается в ее образно — эмоциональном, в эстетическом и этическом способе освоения действительности, в силе нравственного воздействия.

В книге «Ступеньки к творчеству» А. А. Мелик – Пашаев и З. Н. Новлянская отмечают, что при творческой деятельности «возникает не просто изображение жизни, но выразительное её изображение. Да, художник изображает обычные предметы, явления, события реального мира, в котором живет и он, и все читатели или зрители, но делает это так, что, знакомясь с произведением, мы видим уже не просто объективный мир. Мы входим в мир этого художника, понимаем его мысли о жизни, видим ту ценность, которую имеет для него окружающая действительность, приобщаемся к его идеалам. Такова сила воображения художника, которая непреложно действует во всех видах искусства, во все времена, независимо от смены стилей, направлений, тематики художественного произведения» [10].

Художник, в широком смысле этого слова, переносит нас, благодаря произведению искусства в свой мир. Чтобы отразить этот мир ему необходимо обладать определёнными способностями. Например, способностью «быть другим». Средневековый китайский художник сказал: «Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом». И эта способность важна не только для художника, но имеет огромное значение для нравственного формирования каждого человека, a приобщение к искусству помогает приобрести и развить её. Во время творческой деятельности идёт приобщение к истории и культуре народа, к духовному общению с природой, пониманию неутилитарной ценности её существования. Это способствует формированию неотчужденного отношения к прошлому, развивает экологическое воспитание, а это качества, которые необходимое каждому человеку. Всё это способствует развитию эстетического отношения человека к миру. «Эстетическое — это значит: связанное с чувственным восприятием. И для человека с развитым эстетическим отношением особое значение приобретает внешний облик мира, его «форма», всё то в мире, что можно непосредственно воспринимать чувствами».[11]

Благодаря этому человек способен воспринимать иную информацию о мире. «Человек начинает воспринимать неповторимый чувственный облик людей, предметов, явлений природы, событий общественной жизни не как внешнюю их сторону, а как прямое выражение внутреннего состояния, настроения, характера, судьбы… Предмет уже не распадается на внешнюю форму, которую человек воспринимает, а на внутреннее содержание, которое он познаёт: сама форма становится для него прозрачным носителем содержания».[12]

Одно из важных, наивысших, психических качеств по праву считается развитое эстетическое отношение человека к действительности. Это способность воспринимать чувственный облик предметов и явлений как выражение внутреннего, близкого человеку содержания и благодаря этому переживать своё непосредственное единство с окружающим его миром.

Благодаря подобным переживаниям человек обогащает свой внутренний мир и у него появляется «материал», который он может воплотить при помощи языка искусства. Они так же пробуждают заниматься искусством, так как человек ощущает необходимость в облачении своих эмоциональных переживаний в нечто «материальное». П. Флоренский утверждает, что форма создается творчески, без духовного звучания она мертва [13]

Поэтому одной из важных задач художественного развития детей является пробуждение и укрепление у них эстетического отношения к действительности, что является основой формирования художественной картины мира.

Помимо этого любой творческий процесс требует присутствия у личности определённых специальных способностей. Художественный замысел, образ, складывающийся в воображении, осуществляется и уточняется в ходе практической деятельности, то есть при материальном воплощении.

И для того, чтобы умело владеть языком и средствами определённых видов искусств, необходимо иметь представление об их видах языка, и иметь некоторые специальные способности, которые являются служебными в творческом процессе, но в тоже время и сами по себе становятся художественными способностями (например: зрительная память или тонкое

умение понимать художественно — образный язык различных видов искусств,что является основой в процессе формирования художественной картины мира, которая определяет отношение между человеком и действительностью.

Умение владеть различными художественными средствами позволяет личности не только понять авторскую позицию, произвести оценку и интерпретировать произведения искусств, но и использовать их для самовыражения. Основным смыслом анализа произведения искусства является выявление скрытых в его содержании духовно — нравственных установок. Восприятие и интерпретация произведения возможны только при включенности человека в деятельные отношения с произведением. Поэтому важным является научить ребёнка понимать язык искусств, так как «каждое искусство обладает неповторимой художественной ценностью, ибо разные искусства не только по — разному рассказывают об одном и том же, но и рассказывают о нём разное. Каждое из них воздействует на душу человека в целом, но затрагивая разные её струны и потому может доставить такую радость и наслаждение, которые недоступны другому». [14]

Всё это является значимым в процессе формирования художественной картины мира.

 

Библиография

[1] Изотова Е.И. , Полева Н.С. Роль культуры и искусства в формировании современных подростков//Мир психологии. – 2017.– №2.– С.158 –166. С.159.

[2] Изотова Е.И. , Полева Н.С. Роль культуры и искусства в формировании современных подростков//Мир психологии. – 2017.– №2.– С.158 –166. С.160.

[3] Энциклопедический словарь педагога/ Безрукова, В.С. Основы духовной культуры. – Екатеринбург, 2000. – С.367.

[4] Мусат Р. П. Художественная картина мира. Принципы взаимосвязи формы и содержания.[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/17/philosophy/musat.pdf свободный. Дата обращения 14.10.2018. – С.2.

[5] Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. – 1983.– №7. – С. 116 –125.

[6] Чернышова Т. А. Художественная картина мира, экологическая ниша и научная фантастика // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения.— Л.: Наука, 1986. С. 55 – 74. С . 55.

[7] Миниханова Л. К., Фаткуллина Ф. Г. Художественная картина мира как особый способ отражения действительности //Вестник Башкирского Университета.– 2012.– №3.– С.1626 ­–1627.

[8] Мусат Р. П. Художественная картина мира. Принципы взаимосвязи формы и содержания.[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/17/philosophy/musat.pdf свободный. Дата обращения 14.10.2018. – С.2.

[9] Аюпова С. Б Дискурс художественной литературы и языковая художественная картина мира // Дискурс: проблемы функционирования, анализа, интерпретации: Матлы Междунар. заочной науч. конф. (г. Караганда, 20 апреля 2009г.). – Караганда: Центр гуманитарных исследований.–2009.–С. 83 ­- 87.

[10].Мелик – Пашаев А.А., , Новлянская З. Ступеньки к творчеству. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.2012. – С.19.

[11].Мелик – Пашаев А.А., , Новлянская З. Ступеньки к творчеству. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.2012. – С.31.

[12]. Мелик – Пашаев А.А., , Новлянская З. Ступеньки к творчеству. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.2012. – С.31.

[13] Завизион С.П. Кандинский и Флоренский. Искусство как единство внешнего и внутреннего // Философские науки. – 2005. –№ 1.– С. 123.


Полный текст материала Статья "Художественная картина мира как часть целостной картины мира" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пальцева Екатерина Александровна  Публикатор
04.11.2019 0 79 4

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0