Рабочая программа ИЗО 4 класс


Пояснительная записка 4класс
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» (для начальных классов) (Москва, «Просвещение»,2005г.), в соответствии с учебным планом МОУ - СОШ №20. Программа рассчитана на 34 часа. Изложение материала соответствует содержанию примерной программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.Н. Неменского. Содержание образовательной программы разработано на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработанного в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно - оно выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны - они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно донести до ребенка как целостную художественную личность. В 4 классе художественные представления нужно давать как зримые сказки о культурах. В 4 классе дети еще не готовы к историческому мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать, правда, художественного образа. Приобщаясь к истокам культуры народа. Дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений. Учебные задания в 4 классе предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания связаны с художественными задачами. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4 классе возрастает значение коллективных работ. На уроках должны присутствовать индивидуальные и коллективные формы работы. На уроках необходимо использовать музыкальные произведения, позволяющие создать целостное преставление о культуре того или иного народа.
Содержание образовательной программы
Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»- 34 часа
• Истоки родного искусства – 9 часов
• Древние города нашей земли- 7 часов
• Каждый народ-художник - 10 часов
• Искусство объединяет народы- 8 часов
Учебно - методический комплект
Учебно - методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва) включает в себя учебники под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, Неменская Л.А. Искусство и ты: ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник для 1го класса (2004г)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
• освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
• Приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно - прикладных видах искусства;
• Приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства
уметь
• правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
• свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;
• правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;
• анализировать произведения искусства;
• активно использовать различные термины и понятия;
• выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;
• рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально - ценностных отношений к явлениям жизни

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Этапы оценивания детского рисунка:
 как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
 характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
 качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
 владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
 общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Практические занятия
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Практических работ- 22
Коллективных творческих работ- 4
Контрольный срез знаний- 1

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 4КЛАСС
№ № Тема урока Кол-во часов Тип урока Наглядность, ТСО Виды изобразительной деятельности Домашнее задание Дата проведения
план факт
1 ЧЕТВЕРТЬ. Истоки родного искусства
1
1 Пейзаж родной земли (горный, степной, морской) 1 Урок усвоения новых знаний Методические таблицы, репродукции Рисование по памяти Найти изображение горной, морской степной природы
2 2 Среднерусский пейзаж. 1 Урок усвоения новых знаний Репродукции Левитана, Пластова, Шишкина, фотографии среднерусской природы Рисование по памяти Подготовить сообщение о видах пейзажа
3 3 Гармония жилья с природой. 1 Урок усвоения новых знаний Фотографии ансамблей этнографических музеев, фотографии наличников и образцов домовой резьбы Конструирование Выучить составные части избы
4 4 Деревня, деревянный мир 1 Урок закрепления новых знаний Фотографии деревянной архитектуры, Кижи Коллективная работа Подобрать репродукции картин с изображением русских женщин
5 5 Образ красоты человека, (русская красавица) 1 Урок усвоения новых знаний Репродукции Венецианова, Васнецова, Серова, Врубеля Тематическое рисование Подобрать репродукции картин изображающих мужскую красоту
6 6 Образ русского человека, (мужской образ) 1 Урок усвоения новых знаний Репродукции Васнецова, Корина, Врубеля Тематическое рисование Найти репродукции о труде крестьян
7 7 Труд и его образ в народной культуре 1 Урок закрепления новых знаний Методические таблицы, репродукции Тематическое рисование Подобрать литературные произведения о народных праздниках
8 8 Народные праздники 1 Урок закрепления новых знаний Репродукции Кустодиева, Юона Коллективная работа Сообщение «Истоки родного искусства»
9 9 Обобщение темы «Истоки родного искусства». Ярмарка 1 Комбинированный урок Методические таблицы, репродукции Декоративно - творческое конструирование
2 ЧЕТВЕРТЬ. Древние города нашей земли
10 1 Древнерусский город – крепость 1 Урок усвоения новых знаний Репродукции картин Билибина, Васнецова Конструирование Изображение древнерусского города- крепости
11 2 Древние соборы 1 Урок усвоения новых знаний Фотографии древних соборов Конструирование Изображения храмов, соборов
12 3 Древний город и его жители 1 Урок закрепления новых знаний План - схемы древних городов Коллективная работа Рассказ о русском городе
13 4 Города русской земли 1 Обобщающий урок Фотографии городов Золотого кольца Рисование по представлению Иллюстрации с изображением княжеской дружины
14 5 Древнерусские воины - защитники 1 Урок усвоения новых знаний Репродукции Васнецова, фотографии старинного оружия Коллективное панно, тематическое рисование Изображения древнерусских теремов
15 6 Узорочье теремов 1 Урок усвоения новых знаний Фотографии палат Московского Кремля, Васнецов, Билибин Декоративное рисование Повторение изученного материала
16 7 Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме 1 Урок закрепления новых знаний Фрагменты мультфильмов и художественных фильмов Коллективная работа. Рисование по представлению
3 ЧЕТВЕРТЬ. Каждый народ - художник
17 1 Страна восходящего солнца. Образ японских построек 1 Урок усвоения новых знаний Гравюры Утамаро, фотографии пагоды Рисование по представлению Подобрать произведения японской поэзии
18 2 Отношение к красоте природы в японской культуре 1 Урок усвоения новых знаний Гравюры, фотографии Тематическое рисование Национальная японская одежда
19 3 Образ человека, характер одежды в японской культуре. Японские праздники 1 Урок закрепления новых знаний Репродукции Харинобу. Фотографии с изображением японских женщин в национальных костюмах Коллективная работа, рисование по представлению Стихи о красоте гор и степей
20 4 Искусство народов гор и степей 1 Урок усвоения новых знаний Репродукции Кузнецова, Сарьяна, фотографии горных селений Тематическое рисование Сказки народов Средней Азии
21 5 Художественная культура Средней Азии 1 Урок усвоения новых знаний Фотографии пустыни, архитектурных построек азиатского города Аппликация Мифы Древней Греции
22 6 Древнегреческая архитектура 1 Урок усвоения новых знаний Фотографии памятников греческой архитектуры Конструирование Мифы Древней Греции
23 7 Образ красоты древнегреческого человека 1 Урок закрепления новых знаний Фотографии скульптур, античные вазы Аппликация Пропорции фигуры человека
24 8 Древнегреческие праздники. Олимпийские игры 1 Комбинированный урок Альбомы, книги, слайды Коллективная работа Олимпийские игры
25 9 Образ готических городов, средневековые костюмы 1 Урок усвоения новых знаний Фотографии с изображением средневековой архитектуры Коллективная работа Готические костюмы
26 10 Средневековые готические костюмы 1 Обобщающий урок Детские рисунки Конструирование
4 ЧЕТВЕРТЬ. Искусство объединяет народы
27 1 Все народы воспевают материнство 1 Урок усвоения новых знаний Икона «Владимирская Богоматерь», репродукции Рафаэля, Рубенса Рисование по представлению Пословицы о материнстве
28 2 Все народы воспевают мудрость старости 1 Урок усвоения новых знаний Репродукции Рембрандта, Рубенса, Дюрера Тематическое рисование Стихи и пословицы о старости
29 3 Сопереживание - великая тема в искусстве 1 Урок закрепления новых знаний Пикассо, Рембрандт, Перов Лепка, эскиз памятника Сообщение о памятниках Мамаева кургана
30 4 Герои, борцы и защитники 1 Урок усвоения новых знаний Фотографии памятников - ансамблей Лепка, эскиз памятника Наброски фигуры человека
31 5 Герои, борцы и защитники 1 Урок закрепления новых знаний Фотографии Мамаева Кургана Тематическое рисование Сообщение о скульпторах
32 6 Тема юности и надежды в искусстве 1 Урок усвоения новых знаний Репродукции Серого, Тропинина, Рубенса Викторина Выставка рисунков
33 7 Искусство моей Родины и народов мира 1 Обобщающий урок Детские работы
34-35 8 Искусство моей Родины 2 Обобщающий урок Праздник искусства

Полный текст материала Рабочая программа ИЗО 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаронова Надежда Александровна  sharonova
14.09.2010 14 51745 3442

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК