Конспект урока истории "Владимиро-Суздальское княжество"; 6 класс


Урок истории (6 класс)

с применением технологии критического мышления

на тему:

«Владимиро- Суздальское княжество»

(по учебнику История России, 6 класс,

под редакцией А.В. Торкунова)

Цели и задачи: создать условия для знакомства учащихся с особенностями развития Владимиро-Суздальского княжества; определить характер княжеской власти в северо-восточных землях Руси.

Планируемые результаты: 

предметные:

 объяснить, в чем заключались социально-экономические причины раздробленности Руси; определить хронологические рамки периода раздробленности Руси; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выделять последствия раздробленности; описывать особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Владимиро-Суздальского княжества;

метапредметные УУД:

коммуникативные: 

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; 

- регулятивные: ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; формировать целевые установки учебной деятельности; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; 

-познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; владеть общими приемами решения учебных задач; комплексно характеризовать исторические события и явления; анализировать духовные ценности наших предков;

- личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.

Оборудование: учебник «История России», Часть 1 (авторы учебника: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева, под редакцией А.В. Торкунова), раздаточный материал для докладчиков, мультимедийная презентация, компьютер, интерактивная доска.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока:

Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь.

  1. Стадия вызова.


Краткое вступительное слово учителя:

- Ребята, уверена, что вы читали много русских сказок. И, как вы помните, во многих сказках главный герой оказывается перед выбором, размышляя, как поступить ему в конкретной ситуации. Давайте представим, что у развилки, от которой отходят три дороги, остановились три всадника, которые символизируют Юго-Западную, Северо-Восточную и Северо-Западную Русь. Перед ними- указатель, на котором написано: «Направо пойдешь — будешь полным хозяином в своем уделе. Налево пойдешь — будешь считаться со своеволием бояр. Прямо пойдешь — объединишь свои земли с соседними княжествами».

Какой путь выбрали различные русские князья, по какому пути пойдет Владимиро-Суздальское княжество и т.д.? (Создание проблемной ситуации).

На этой же стадии учитель применяет прием «Верные-неверные утверждения»:

На доске – запись, которую дети переносят к себе в тетрадь:

  1. 1149 - первое упоминание о Москве

  2. 1155 - второе взятие Киева Юрием Долгоруким

  3. 1147 - строительство первой деревянной крепости в Москве

  4. 1156 - первое взятие Киева Юрием Долгоруким



Учитель просит учащихся стрелками соединить даты и события. По ходу урока они смогут проверить свои предположения.

Рассказ учителя:

1. Освоение земель Северо-Восточной Руси

- «Земля за великим лесом» — Залесская Русь в XI в. была окраиной Древнерусского государства. На этой огромной и очень богатой территории с реками, лесами, болотами и плодородными землями тогда еще только начинался процесс заселения. Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский называл эти земли «Чудским захолустьем», которое изначально не привлекало внимания киевских князей. Так что же послужило поводом для того, что именно эта территория стала претендовать на первенство в последующие периоды русской истории?

- Как думаете, ответы на какие вопросы нам сегодня предстоит найти, чтобы характеристика Владимиро- Суздальского княжества была достаточно полной?

Ученики высказывают свои предположения, составляют схему на доске и в тетради совместно с учителем

- Молодцы! Вы составили алгоритм работы, по которому нам необходимо будет сегодня плодотворно поработать. Этот алгоритм мы будем использовать в дальнейшем, изучая различные земли и княжества периода политической раздробленности Руси.





Работа с учебником:

- Сейчас вам необходимо отыскать на карте (с. 105 учебника) такие города, как: Владимир, Ростов, Суздаль. Определите границы Владимиро-Суздальского княжества в середине XII в. Сравните размеры территории различных земель и княжеств. Работая с п. 1 § 13 учебника, определите, какие природные факторы помогли Владимиро-Суздальскому княжеству приобрести большое влияние.

По ходу выполнения задания составляется кластер на доске и в тетради

Причины возвышения Владимиро-Суздальского княжества:

1) ополье — территория с плодородной почвой (весьма много плодородных земель);

2) увеличивающийся приток переселенцев, спасающихся от половецких набегов, усобиц и иных невзгод;

3) леса, в которых живут дикие звери, растут ягоды и грибы;

4) реки, богатые рыбой;

5) ремесленники и земледельцы;

6) отсутствие опасности набегов степняков;

7) расположение на пересечении торговых путей (по рекам Оке и Волге).

Основные занятия населения: земледелие, скотоводство, рыбная ловля, добыча соли, бортничество, бобровый промысел, ремесла.


2. Характер княжеской власти в северо-восточных землях

- Но не только природные и экономические условия могут способствовать возвышению одних и ослаблению других княжеств. Большую роль в истории играет личность правителя. Владимиро-Суздальская земля отличалась сильной княжеской властью, потому что здесь не было старинных боярских вотчин и развитого городского самоуправления.

- Работая в парах, изучите п. 2 § 13 учебника и предположите, какие факторы способствовали усилению власти северо-восточных князей.

Заслушивание ответов учеников

- Верховная власть (это касалось и законодательной, и исполнительной), принадлежала великому князю. В XIII—XIV вв. титул великого князя владимирского считался главным в Северо-Восточной Руси. При князе был совет, состоявший из служилого боярства, духовенства и княжеской дружины. Для решения наиболее важных вопросов созывались феодальные съезды, а в чрезвычайных ситуациях — вече.

Физкультминутка.

- Сегодня мы познакомимся с тремя правителями Владимиро-Суздальского княжества, проанализируем их деятельность и выработаем собственное отношение к этим личностям.

II. Стадия осмысления новой информации. Русские князья, правившие в Владимиро- Суздальском княжестве.

Материал дается в виде устного журнала, подготовленного тремя учащимися, сопровождающегося просмотром презентации. По ходу слушания сообщений учитель предлагает ребятам составить (индивидуально) первичный кластер.

Выступление первого докладчика:

Юрий Долгорукий (1125—1157)

Князь Юрий, правитель богатого края и основатель Москвы, обнаружил стремление к единодержавию на Руси, пытаясь распространить свою власть на главные города севера и юга страны — Новгород и Киев. За это он и получил прозвище Долгорукий.

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» описывает его так: «... Георгий (Юрий) властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким, знаменит в нашей Истории гражданским образованием восточного края древней России, в коем он провел все цветущие лета своей жизни. Распространив там Веру Христианскую, сей Князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли... оживил дикие мертвые пустыни знамениями человеческой деятельности; основал новые селения и города... Но Георгий не имел добродетелей великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного Мономахову племени. Скромные летописцы наши редко говорят о злых качествах государей, усердно хваля добрые; но Георгий, без сомнения, отличался первыми, когда, будучи сыном Князя столь любимого, не умел заслужить любви народной. Мы видели, что он играл святостию клятв и волновал изнуренную внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия. Одним словом, народ Киевский столь ненавидел Долгорукого, что, узнав о кончине его, разграбил дворец и сельский дом Княжеский... Граждане, не хотев, кажется, чтобы и тело Георгиево лежало вместе с Мономаховым, погребли оное вне города...»

Возможные вопросы обучающихся для первого докладчика:

- Какие положительные черты можно выделить в Юрии Долгоруком как в государственном деятеле? Объясни свой ответ.

- Какие отрицательные качества князя ты можешь выделить?



Выступление второго докладчика:

Андрей Боголюбский (1157—1174)

Андрей Боголюбский родился в 1111 г. (согласно «Истории» Татищева, написанной спустя 600 лет после этого события). Когда он подрос, отец дал ему в управление Владимир-на-Клязьме. В этом маленьком городе Андрей прокняжил несколько лет, ни разу не побывав в Киеве. Только в середине 1140-х гг., когда Юрий начал борьбу за киевский стол и ввязался в бесконечную войну с южными князьями, Андрей провел в Приднепровье несколько лет, участвуя во всех отцовских походах. Захватив киевский престол, Юрий посадил Андрея у себя под рукой в Вышгороде. Но Андрею не жилось там. Не спросившись отца, он в 1150 г. ушел на свой родной север.

Летописец так объяснял этот поступок Андрея: «Смущался князь Андрей, видя настроение своей братии, племянников и всех сродников своих: вечно они в мятеже, в волнении, все добиваясь великого княжения киевского, ни у кого из них ни с кем мира нет, и оттого все княжения запустели, а со стороны Степи все половцы выпленили; скорбел об этом много князь Андрей в тайне своего сердца и, не сказавши отцу, решился тайно уйти к себе в Ростов и Суздаль — там-де поспокойнее».

В мае 1157 г. Юрий Долгорукий умер в Киеве. Андрей принял власть в Суздале и Ростове, но не поехал в эти города, а сделал своим стольным городом Владимир. Князь украсил новую столицу великолепными сооружениями. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников блеском иконостаса, стенной живописью и обильной позолотой, он построил во Владимире Спасский и Вознесенский монастыри, церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей в разных частях своей волости. Владимир был превращен в неприступную крепость. Андрей Боголюбский, согласно летописному источнику, наполнил город «купцами хитрыми, ремесленниками и рукодельниками всякими».

Князь Андрей был очень набожен, и его часто можно было видеть в храме на молитве со слезами умиления на глазах. Нередко по ночам он один входил в церковь, сам зажигал свечи и долго молился перед образом. При этом Боголюбский оставался суровым хозяином, который всегда поступал по-своему, а не по обычаю. В методах его правления было много нового, прежде на Руси невиданного.

Никому из братьев князь Андрей не дал волости в Суздальской земле. В 1162 г. он выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вторую жену Юрия Долгорукого, вместе с ее детьми Мстиславом, Васильком и восьмилетним Всеволодом (будущим его преемником Всеволодом Большое Гнездо), потом удалил и племянников — двух сыновей своего старшего брата Ростислава Юрьевича. Точно так же не любил Андрей старшей отцовской дружины. Многих Юрьевых бояр он выгнал, других заключил в темницу.

При Андрее Боголюбском Северо-Восточная Русь начала оказывать большое влияние на жизнь всех окружающих земель.

Возможные вопросы обучающихся для второго докладчика:

- Какие положительные черты можно выделить в личности Андрея Боголюбского как государственного деятеля? Свой ответ аргументируй.

- Какие отрицательные качества князя ты можешь выделить?

- В чем отличие правления князя Андрея от правления его отца?


Выступление третьего докладчика:

Всеволод Большое Гнездо (1154—1212)

По свидетельству летописей, Всеволод не слишком любил воевать, но его полки ходили на Волжскую Болгарию, на половцев, на Рязань, которую ему удалось временно подчинить. Но не только ратными делами прославился князь: он продолжил строительство городов и храмов. При нем был возведен знаменитый Дмитровский собор во Владимире.

Всеволод — продолжатель дела отца (Юрия Долгорукого) и брата, так как он пошел по пути, указанному Андреем Боголюбским. Он заложил основу того княжения, в результате которого из сильного Владимирского княжества впоследствии возросло новое Московское княжество и возникло Московское государство.

Всеволод Большое Гнездо подчинил Новгород, сам выбирал епископа. Не мучаясь от угрызений совести, он сеял вражду между удельными князьями для укрепления собственной власти. В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» указывал на жесткий характер Всеволода и утверждал, что этот правитель заставил признать себя великим князем всей Русской земли.

Историк Д.И. Иловайский говорил, что князь — расчетливый, способный к жестокому образу действий, то есть обладает именно теми чертами, «на которых построилось государственное здание Великой России». Н.М. Карамзин полагал, что князь Всеволод «княжил счастливо, благоразумно от самой юности и строго соблюдал правосудие. Не бедные, не слабые трепетали его, а вельможи корыстолюбивые...». Т.П. Мятлева считала Всеволода справедливым, но жестоким: «...тем не менее, воспитанный в Византии, он научился там жестокой мести, безжалостно проявляя ее порой на своих врагах». С.М. Соловьев в «Истории отношений между русскими князьями Рюрикова дома» называл Всеволода Большое Гнездо любимцем народа и победителем и утверждал: «Одним словом, он был рожден царствовать...»

Возможные вопросы обучающихся для третьего докладчика:

- Какие положительные черты ты можешь выделить в личности Всеволода Большое Гнездо как государственного деятеля? Свой ответ аргументируй.

- Какие отрицательные качества ты можешь выделить в нем? Почему?

- Чем отличалось правление князя Всеволода от правления его сводного брата?

Первичный кластер выглядит примерно так:

Юрий Долгорукий

Андрей Боголюбский



Владимиро- Суздальское княжество











Всеволод Большое Гнездо









Затем в парах дети дорабатывают этот кластер.

После проверки и обсуждения кластеров учитель предлагает заполнить «бортовой журнал».



Что было известно по теме?

Что узнали нового?





Следующая часть урока проходит в форме рассказа учителя «Культура Владимиро- Суздальской земли». Учащиеся должны записать ключевые моменты рассказа.

III стадия – рефлексии. Учитель проводит ее, используя прием вопросов Блума.

Примерные вопросы:

- Как проходило освоение Северо- Восточной Руси? (простой вопрос)

- С чьим именем связано первое упоминание о Москве? (простой вопрос)

- Каковы были особенности системы управления во Владимиро- Суздальском княжестве? С чем они были связаны? (оценочный вопрос)

- Почему многие были не довольны политикой Андрея Боголюбского? (оценочный вопрос)

- За что Всеволод Большое Гнездо получил такое прозвище? (практический вопрос)

- Если я правильно понимаю, ты утверждаешь, что Владимиро- Суздальское княжество было наиболее могущественным на территории Руси? (уточняющий вопрос)

Затем учитель просит учащихся (в парах) составить синквейн по прослушанному материалу по алгоритму, который они видят на доске:

1. одно существительное, выражающее главную тему синквейна

2. два прилагательных, выражающих основную мысль

3. три глагола, описывающие действия в рамках темы

4. фраза, несущая определенный смысл

5. заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Домашнее задание: 1) подготовить пересказ по параграфу 13 (стр.108-117), 2) от имени купца-иноземца напишите в тетради письмо о посещении им Владимиро- Суздальского княжества (1-2 страницы)

Выставление отметок и комментарий учителя деятельности детей.




Полный текст материала Конспект урока истории "Владимиро-Суздальское княжество"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерохина Марина Михайловна  Публикатор
15.09.2019 0 161 8

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0