Конспект и презентация к уроку "Крепостное право под углом зрения истории и русской литературы"



 

План-конспект учебного занятия регионального Конкурса интегрированных уроков «Практика интеграции»

Преподаватель: учитель русского языка и литературы Антонова Ольга Васильевна, учитель истории Зырянова Светлана Цыденовна

Класс 8

Учебный предмет: история, литература

Тема раздела программы: «Из русской литературы 18-19 в.в.», «Российская империя при Екатерине II»

Тема учебного занятия: «Крепостное право под углом зрения истории и русской литературы»

Планируемые образовательные результаты: учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: углубить понятия учащихся о крепостном праве; сформировать представление о положении крепостного крестьянина; проанализировать образы помещиков-крепостников в художественной литературе.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: воспитывать чувство неприязни к угнетению человека человеком; учить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления событий и явлений историками и литераторами.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, работать с источниками информации, находить нужную информацию, анализировать её, использовать в самостоятельной практической деятельности;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения; научить учащихся находить связи между фактами, событиями, делать выводы.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Цель: Рассмотреть понятие «крепостное право» с исторической точки зрения, а также проанализировать, как данная тема раскрывается в русской литературе.

Тип занятия: Интегрированный урок систематизации ЗУН.

Технологии: технология развития критического мышления, информационно-коммуникативные технологии.

Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация по теме урока, карточки, иллюстрация помещика и крепостного крестьянина, распечатанные тексты из произведений Н.А.Некрасова, В.Я.Шишкова, костюмы для инсценирования.

Межпредметные и внутрипредметные связи: литература и история, живопись, музыка.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Место проведения: МОУ «Семигорская средняя общеобразовательная школа»

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приемы работы

1. Самоопределение к деятельности.

 

Учитель истории:

-Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

Учитель литературы:

-Добрый день, желаем вам успехов на нашем уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 

 

Слово учителя

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

 

Стадия «Вызов»

Внимательно просмотрите подборку иллюстраций (Слайд 1,включается музыка.)

- Какой темой они все объединены?

-  Верно, и тема нашего урока « Крепостное право под углом зрения истории и русской литературы».

-Все иллюстрации посвящены теме «Крепостное право в России»

Метод наблюдения.

Наглядный метод.

Прием «Интеллектуальная разминка»

 

 

 

3. Целеполагание

 

- Поскольку сегодня на уроке присутствует учитель истории и учитель литературы, какова будет цель нашего урока?

 

Рассмотреть понятие «крепостное право» с исторической точки зрения, а также проанализировать, как тема крепостного права раскрывалась в русской литературе.

 

 

 

4. Первичное закрепление материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия «Осмысления»

- Ребята, что такое крепостное право?

Я раздам вам карточки с определениями, а вы найдите более полное из предложенных и прокомментируйте его.

В России не было рабовладельческого строя, но по сути крепостничество, как форма социальных отношений – белое рабство. Проблема крепостничества в России является одной из сложных и неоднозначных в истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Заполните, пожалуйста, пустые графы в таблице «Этапы закрепощения крестьян в XVXVII веках»

(Слайд 2,3)


 


 


 

- Назовите главные признаки крепостного права.

(Слайд 4)

Ребята читают несколько определений, выбирают более полное, комментируют свой выбор.

1.Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею повинности. Крестьянин является собственностью барина.

2. Крепостное право – это форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли.

 

 

Ребята восстанавливают таблицу, объясняют, что происходило на каждом этапе закрепощения крестьян.

1. Крестьянин прикреплен к земле, без согласия помещика он не мог изменить место жительства;

2. Помещик имел право наказать крестьянина: продать, избить, оштрафовать;

3.Крестьянин нёс ряд повинностей (барщина, оброк)

Метод проблемно-поисковый

Прием « Решение проблемных задач»

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблемных задач

Прием «Слепая таблица»

 

 

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

Учитель литературы:

- В русской литературе 18 и 19 веков ярко представлены данные признаки крепостного права.

- Назовите литературные произведения и их авторов, в которых показаны отношения помещика и крепостного.

Сегодня мы попытаемся создать собирательный образ русского помещика и крепостного крестьянина, опираясь на художественные произведения 18 и 19 веков. Вам необходимо, работая в группах, распределить карточки с обозначенными типичными качествами помещиков и крепостных крестьян на доску, а в конце урока мы сделаем вывод, каким образом крепостное право повлияло на тех и других.

В XVIII веке в русской литературе тема крепостного права поднимается «смелым властелином сатиры». Сильно прозвучали в ту эпоху слова, произнесенные одним из героев его замечательной комедии: «Угнетать рабством себе подобных – беззаконно!»

- Назовите это бессмертное произведение и его автора.

(Слайд 5)


 

-Сейчас вы посмотрите инсценирование эпизода из этой комедии, а затем его прокомментируете.

- Какие отношения между людьми показывает данный эпизод?


 

 

-Попытайтесь сделать вывод, почему   Денис Иванович  Фонвизин  обратился к теме крепостничества? Что он говорит своим произведением?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А теперь прикрепите к доске нужные качества: 1 группа – помещикам, 2- крестьянам.

 

 


 

- В романе Вячеслава Яковлевича Шишкова «Емельян Пугачев» представлен реальный образ помещицы Дарьи Николаевны Салтыковой, в народе прозванной «салтычихой». (Слайд 6)

- Прочитаем вслух 6 главу «Мучительница и губительница»

- Как характеризуют Салтычиху, как назвала ее Екатерина II «Сей урод человеческий», ее поступки, слова?

-Что бы вы еще добавили?

 

-Как вы считаете, все ли помещики и крепостные были такими? Приведите примеры.

 

Добавим другие личностные качества.
 

-Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» и определите его основную мысль.

 

 

 

 

 

 

- К чему призывает Некрасов русский народ?

 

 


 

- Мы говорили с вами об одном из таких помещиков, который был крупным государственным деятелем.

- Посмотрите на слайд, определите, кто это?

- Что это за личность?

(Слайд 7)

-Александр Николаевич Радищев эпиграфом к своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (Слайд 8) взял несколько измененную первую  строку поэмы  Василия Кирилловича Тредиаковского «Телемахида» древнегреческой мифологии  приключения Телемаха (сына Одиссея и Пенелопы). Так поэт описывает огромного трехголового пса Цербера, который, согласно мифам, охраняет вход в подземное царство Аида, то есть в  ад, преисподнюю.  "Чудище обло, огромно, стозевно и лаяй".

(Слайд 9)

- Попробуйте перевести его на современный язык. Какими словами называет Радищев адское чудовище аллегорическое олицетворение господствовавшего в России самодержавно-крепостнического строя?

(Слайд 10)

Меняя «тризевную» на «стозевно», автор в первую очередь выражал идею многоликости того зла, описанию которого посвящено «Путешествие».

На самом деле крепостное право это то зло, от которого надо было освобождаться, так как оно в целом тормозило развитие страны. Решился на это лишь Александр II в 1861 году. (Слайд 11)

Стадия «Рефлексия»

-Составьте синквейн по слову «Помещик» (1 группа), по слову «Крепостной крестьянин» (2 группа).

Учитель истории:

- Таким образом, мы видим тесную связь истории и литературы. Литература, как зеркало, правдиво отражает все исторические события, факты, реально показывает судьбы отдельных людей и всего государства.

Выставление оценок за урок.

 

 

 

 

 

 

 

И.С.Тургенев «Муму», А.С.Пушкин «Дубровский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Денис Иванович Фонвизин, комелия «Недоросль»

 

Идет инсценирование

1 действия, явления 1,2, госпожа Простакова, Митрофан, Еремеевна,

Тришка.

Данный эпизод показывает собственнические отношения, крепостные принадлежат помещикам.

- Фонвизин своим произведением говорит нам о том, что крепостное право - это порок общества, который унижает человека.

 

Ребята закрепляют на доске выбранные качества помещика и крепостного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вслух читают 6 главу из романа.

 

Дети отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.

 

 

Работа с понятиями.

Ребята рассказывают о Н.А.Некрасове, Л.Н.Толстом.

 

Работа с понятиями.

 

Читают отрывок, находят ключевые строчки «…эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил?...»

-Подняться всему русскому народу с колен и бороться за свои права и свободу.

 

 

 

 

 

 

Александр Николаевич Радищев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют синквейны, зачитывают их, обобщают сказанное, делают выводы

Метод словесный

Объяснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Театрализация»

 

 

 

Эвристическа я беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод словесный

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение фрагментов текста

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод анализа языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод проблемно-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Синквейн»

Беседа

6. Этап разъяснения домашнего задания.

 

Ребята, домашнее задание у вас будет творческим.

Подготовить выступление по теме «Мой проект по отмене крепостного права».

Ребята записывают домашнее задание

Метод объяснения

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Приложение 1

Личностные качества

1. Барское пренебрежение и презрение

2. Бесправие

3. Садизм, зверство

4. Чувство человеческого достоинства

5. Уважение

6. Хамство, грубость

7. Рабское, холопское сознании

8. Унижение человеческого достоинства

9. Жестокость

10. Безнаказанность

11. Несправедливость

12. Доброта

13. Жалость

14. Защитник угнетённых

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

Отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3

Глава 6 «Мучительница и душегубица» из романа

Вячеслава Яковлевича Шишкова «Емельян Пугачев»
 

1.  Владетельница многих деревень, она жила в собственных палатах на углу Кузнецкого моста и Лубянки; убийства совершала либо в этом доме, либо в своем подмосковном сельце Троицком, где проводила летние месяцы.
   Овдовев в 1756 году и имея двадцать пять лет отроду, она делается полноправной хозяйкой и начинает терзать своих подданных. Она истязала людей не ради каких-либо страшных с их стороны преступлений, а за самые пустячные проступки: то женщины якобы плохо вымоют пол, то не чисто выстирают белье или грубовато ответят помещице.
   Был у нее конюх Ермолай Ильин. Она убила у него жену. Он женился во второй раз. Она убила и вторую жену его. Спустя время он женился в третий раз. Салтычиха собственноручно — скалкою и поленом — убила и третью жену его, Федосью.
   Это убийство произошло в Москве, священник хоронить Федосью отказался, Салтычиха велела везти тело в сельцо Троицкое и там закопать. А мужу убитой пригрозила:
   — Ты хоть и в донос на меня пойдешь, — знаю, голубчик, знаю! — только ничего не сыщешь. В Сыскном приказе тебя кнутом выдерут и на каторгу сошлют.
   Ездила разбойница на богомолье в Киев. На возвратном пути остановилась в одном из своих имений — Вокшине, где и убила девку свою Марью Петрову. Сначала якобы за нечисто вымытые полы Салтычиха принялась бить Марью тяжелою скалкою. Натешившись, приказала гайдуку Богомолову драть ее езжалым кнутом. Затем замученную девушку загнали в пруд, а был ноябрь, вода с краев в пруду подмерзала. Обезумевшая, с полчаса простояла несчастная в ледяной воде по горло. Салтыкова приказала ей снова перемыть полы, но Марья работать уже не могла, а только тряслась и стонала.
   Разбойница добила ее палкой с гвоздями. Марья тут же в хоромах испустила к вечеру дух.
   В разные сроки и в разных местах — то в Москве, то в Троицком — были таким же образом убиты еще шесть девушек; младшей из них, Паше Никитиной, всего двенадцать лет.
   Замужнюю Прасковью Ларионову Салтычиха собственноручно била железною клюкою и поленом, а гайдук с конюхом добивали батожьем. Барыня кричала из окна:
   — Бейте до смерти!.. Я в ответе. Хоть от вотчин своих отстать готова, а вас вышколю! Никто ничего сделать мне не может…
   Тело замученной, прикрыв рогожей, повезли из Москвы в Троицкое; на тело, по приказу Салтыковой, положили грудного ребенка убитой; дорогой ребенок замерз на трупе матери.
   Так же зверски были изничтожаемы и мужчины.

Приложение 4

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль» (1 действие, 2 и 2 явления)

   ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ I
Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.

   Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.
   
Митрофан отходит.

ЯВЛЕНИЕ II
Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.

   Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
   
Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.
   
Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
   
Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.
   
Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.
   
Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.
   
Митрофан(вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.
   
Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.
   
Митрофан. Да вот и батюшка.

 


 


 


 


 


 


 

Приложение 5

Иллюстрации с изображением помещика и крепостного крестьянина

 


 

 

Слайд 1
Крепостное право под углом зрения истории и русской литературы
Слайд 2
Этапы закрепощения крестьян в XV – XVII веках Дата ??? год 1550 год ??? год Событие Судебник великого князя Ивана III установил двухнедельный срока перехода крестьян на Юрьев день ??? Первый заповедный год, когда крестьянам запрещалось менять владельца 1597 год ??? 1649 год ???
Слайд 3
Этапы закрепощения крестьян в XV – XVII веках Дата Событие Судебник великого князя Ивана III установил 1497 год двухнедельный срока перехода крестьян на Юрьев день Судебник царя Ивана IV увеличил размер пожилого, 1550 год которое крепостной крестьянин платил при смене помещика Первый заповедный год, когда крестьянам 1581 год запрещалось менять владельца 1597 год Введение сроков сыска крепостных – урочных лет 1649 год Отменен срок давности, окончательное закрепощение
Слайд 4
Главные признаки крепостного права 1. Крестьянин прикреплен к земле, без согласия помещика он не мог изменить место жительства; 2. Помещик имел право наказать крестьянина: продать, избить, оштрафовать; 3. Крестьянин нёс ряд повинностей (барщина, оброк).
Слайд 5
Денис Иванович Фонвизин (1745 -1792) Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Слайд 6
«Салтычиха»
Слайд 7
8 сентября 1790 года в кандалах был увезен в Сибирь Александр Николаевич Радищев Илимский острог
Слайд 8
«Путешествие из Петербурга в Москву» Александр Николаевич Радищев
Слайд 9
"Чудище обло, огромно, стозевно и лаяй" "Телемахида"
Слайд 10
Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее.
Слайд 11
Александр II – царь-освободитель Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии — Освободи́ тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку "Крепостное право под углом зрения истории и русской литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Ольга Васильевна  Публикатор
06.01.2023 0 820 41

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК