Презентация "Казачество в Великой Отечественной войне" для 9,11 классов (ррtx)


КАЗАЧЕСТВО В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Преподаватель социально-экономических дисциплин

ГБОУ СПО «ВПТ», г. Волжский

Мельникова Наталья Георгиевна


На историю незачем наводить глянец. Она

признает только истину, которая рано или

поздно займет свое место в ее анналах.

Д. Волкогонов

Чем дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, тем более грандиозным предстает подвиг нашего народа. Преданность Родине, верность долгу, самоотверженность – эти качества составляющие основу военной доблести, особенно ярко проявились в менталитете казачества, внесшего неоценимый вклад в достижение победы. Казачество практически всегда выступало как носитель идей Российской государственности, являясь своего рода державной опорой. Но накануне второй мировой войны наша государственность, за достаточно короткий исторический промежуток времени, претерпела серьезные изменения. Это отразилось на позиции казачества, его отношении к советскому государству; фактически привело к расколу этого «оплота державности» на сторонников царской и советской России, что наглядно проявилось в годы Великой Отечественной войны.

Эта трагедия большой социальной группы вызывает сегодня и интерес исследователей, и различного рода политические спекуляции. Как это отражается в сознании нашего современника? Что он знает о тех событиях? Откуда получает информацию? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Изучая роль казачества в Великой Отечественной войне, нельзя не заметить, какая серьезная идеологическая борьба велась за влияние на эту социальную группу. Поэтому я хочу рассмотреть политико-идеологический аспект этой проблемы.

Цель работы: рассмотреть представление современного человека о роли казачества в Великой Отечественной войне; охарактеризовать факторы, определившие это представление.

С началом войны перед казаками возник непростой вопрос: против кого поднять оружие - против большевиков, планомерно уничтожавших казачество, или против Германии, извечной противницы России?

Несмотря на тяготы форсированной индустриализации и коллективизации, массовые репрессии, казачество сохраняло веру в социалистические идеалы и доверие к руководству страны. Кроме коммунистической агитации и традиционного патриотизма, на позицию казаков повлияли и серьезные изменения в политике советского государства, возвращавшегося к традиционным ценностям. У православного казачества эти действия вызвали доверие; отвечали глубинным идеям этой социальной группы, способствовали укреплению связи «партия – народ - государство».

Казачество с самого начала войны привлекало к себе внимание гитлеровских чиновников из "восточного министерства". Германским войскам было приказано всячески демонстрировать уважение к традициям казаков, поддерживать их стремление к борьбе с большевизмом и содействовать восстановлению традиционных структур самоуправления. В Германии и оккупированных ею странах развернулось Казачье национально-освободительное движение. Организацией казачьих частей занимался штаб Войска Донского во главе с атаманом С. В. Павловым. В ноябре 1942 г. немецкому полковнику Г. фон Панвицу было поручено сформировать кавалерийский корпус из кубанских и терских казаков.

При формировании частей из граждан СССР главное внимание уделялось привлечению добровольцев, прежде всего тех, кто пострадал от Советской власти в период коллективизации и сталинских чисток, был озлоблен репрессиями. До сих пор нет ясности относительно численности тех граждан СССР, которые вместе с вермахтом сражались против Красной армии. По разным оценкам, она колеблется от 200 - 300 тыс. до 1,5 млн. человек, из них казаки составляли около 70 тыс.

Но активная пропаганда ведется не только в годы войны. Сегодня на нас постоянно обрушивается огромный объем информации. И государство, и идеологи возрождения казачества, и сторонники «деградации русского духа» предлагают (а иногда и навязывают) свою точку зрения, пытаются манипулировать общественным сознанием. Так ли это просто? Доходит ли до широких слоев населения та информация (в том числе и о Великой Отечественной войне), которую нам так настойчиво предлагают?

Что бы получить ответы на эти вопросы мы провели анкетирование среди преподавателей, студентов нашего техникума и их родителей. Было опрошено 150 человек: из них 100 студентов в возрасте 15 - 18 лет и 50 человек в возрасте старше 36 лет.

Подавляющее большинство наших респондентов проживает на территории Волгоградской области («казачьей земле») в течение длительного времени, многие родились здесь. Хотелось бы предположить, что и сегодня, и в советском прошлом, краеведческая и патриотическая работа поставлена на достаточно высоком уровне. Но выяснилось, что и тогда, и сейчас, имена казаков – героев Великой Отечественной войны, более того, – наших земляков: К. И. Недорубова и В. М. Платонова, неизвестны подавляющему большинству опрошенных. Участника Великой Отечественной войны Венедикта Платонова все «вспомнившие» перепутали с героем Отечественной войны 1812 года Матвеем Платовым. На вопрос: «назовите имена казаков – героев Великой Отечественной войны», студенты давали ответы: Краснов, Махно и даже Тарас Бульба. Респонденты старшей возрастной группы оказались не более информированными: на уровне узнавания («фамилия знакомая, но кто конкретно – не помню») наиболее часто отмечали имена Л. М. Доватора, К. И. Недорубова (около 60% респондентов), но самостоятельно назвать конкретные фамилии смогли только 2 человека.

Об участии казаков в Великой Отечественной войне на стороне СССР информированы 77% опрошенных, на стороне Германии – 14% студентов, около 40% взрослых.

На вопрос об источниках знаний студенты выбрали варианты ответов: «упоминания преподавателей, родных, знакомых» - 68%, «школьный учебник» - 50%, «СМИ, литература, музеи» - около 30%. Ответы старших респондентов предсказуемо отличались: около 40% выбрали вариант ответа «упоминания преподавателей, родных, знакомых». «СМИ, литература» являются источником знаний для 24%. И только 18% взрослых респондентов смогли назвать учебники в качестве источника знаний.

Я предполагала, что респонденты, ассоциирующие себя с казаками, будут более осведомленными, но процент правильных ответов, отражающих уровень знания истории казачества, у этой группы не отличался от всей массы опрошенных (а иногда оказывался ниже среднего).

В результате анализа анкет можно прийти к неутешительным выводам:

  • к сожалению, большинство наших земляков не знает историю своего родного края;

  • люди, ведущие свой род от казаков и считающие себя казаками, не знают имена казаков – участников и героев Великой Отечественной войны;

  • в сознании опрошенных нами людей (особенно студентов), образ казака – изменника Родины «не укладывается», большинство даже не допускают мысли о возможности участия казачества в войне на стороне Германии. Возможно, сам факт формирования положительного образа казачества в общественном сознании, должен нас радовать, но нельзя забывать о том, что сознание, не отягощенное знанием, становится легкой добычей для манипуляций; открыто для лжи и исторических спекуляций. Обнадеживает только то, что до глубокого осмысления широкими слоями населения, никакая настойчиво предлагаемая СМИ информация не доходит. Что это: невосприимчивость к пропаганде, социальное безразличие, или, может быть, деградация? Я не могу дать окончательного ответа на этот вопрос. Возможно, его нам подскажет дальнейшее историческое развитие общества.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Учебная литература

  1. Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века: 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 2007

  2. Дмитриенко В. П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества. ХХ век. 11 кл.: Пособие для общеобразовательных школ. - М.: Дрофа, 1998

  3. Загладин Н. В., Козленко С. И., Минаков С. Т., Петров Ю. А. История Отечества. ХХ – начало ХХI века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. - М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2004

  4. История донского казачества: Учебное пособие /под ред. А. В. Венкова - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2001

  5. Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. История России, ХХ – начало ХХI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005

  6. Островский В. П., Уткин А. И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007

  7. Попов В. П. Страницы истории донского казачества: Учебное пособие. - Волгоград: Принт, 2006



Дополнительная литература

Монографии

  1. Воскобойников Г. Л., Прилепский Д.К. Казачество и социализм. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1986

  2. Дробячко С. И. Советские граждане в рядах вермахта. К вопросу о численности // Великая Отечественная война в оценке молодых. М., 1997

  3. Крикунов П. Казаки. Между Гитлером и Сталиным. Крестовый поход против большевизма. М.: «ЯУЗА». «ЭКСМО», 2005

  4. Мюллер Н. Вермахт и оккупация. М., 1974

  5. Народный подвиг Сталинграда: добровольческие формирования гражданского населения 1941- 1945 гг.: документы и материалы / НИИ проблем экономической истории России XX века ВолГУ и др. / - Волгоград: Издатель, 2007 (История Волгограда в докумен­тах и материалах / под ред. М. М. Загорулько; т. 5)

  6. Ортенберг Д. И. Год 1942-й. Рассказ-хроника. М.: Политиздат, 1988.


Материалы периодической печати

  1. Александров К. М. Казачество России во Второй мировой войне: к истории создания Казачьего Стана (1942-1943) // Новый часовой. – 1997. №5

  2.  Гареев М. А. О мифах старых и новых // Военно-исторический журнал. 1991. № 4

  3. Кирсанов Н. А., Дробячко С. И. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: национальные и добровольческие формирования по разные стороны фронта // Отечественная история, 2001, № 6

  4. Козлов А. И. Великая Отечественная война и казаки //Официальный интернет- портал центральное казачье войско www.ckw.ru

  5. Лукаш С. Н. Социально-педагогические ценности культуры казачества Юга России //Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2

  6. Решин Л. Е. Коллаборационисты и жертвы режима // Знамя. 1994. № 8

  7. Чесноков И. Казачий крест или крест на казачестве? //Воронежский областной еженедельник «Берег». 2009. № 488





Слайд 1
КАЗАЧЕСТВО КАЗАЧЕСТВО ВВ ВЕЛИКОЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ВОЙНЕ: ПОЛИТИКОПОЛИТИКОИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АСПЕКТ Преподаватель социально-экономических дисциплин Преподаватель социально-экономических дисциплин ГБОУ СПО «ВПТ», г. Волжский ГБОУ СПО «ВПТ», г. Волжский Мельникова Наталья Георгиевна Мельникова Наталья Георгиевна
Слайд 2
НА ИСТОРИЮ НЕЗАЧЕМ НАВОДИТЬ ГЛЯНЕЦ. ОНА ПРИЗНАЕТ ТОЛЬКО ИСТИНУ, КОТОРАЯ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ЗАЙМЕТ СВОЕ МЕСТО В ЕЕ АННАЛАХ. Д. Волкогонов
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
ЦЕЛЬ  Рассмотреть представление современного человека о роли казачества в Великой Отечественной войне  Охарактеризовать факторы, определившие это представление.
Слайд 6
Слайд 7
УЧАСТИЕ КАЗАЧЕСТВА В ВОЙНЕ НА СТОРОНЕ СССР
Слайд 8
УЧАСТИЕ КАЗАЧЕСТВА В ВОЙНЕ НА СТОРОНЕ СССР
Слайд 9
УЧАСТИЕ КАЗАЧЕСТВА В ВОЙНЕ НА СТОРОНЕ СССР
Слайд 10
УЧАСТИЕ КАЗАЧЕСТВА В ВОЙНЕ НА СТОРОНЕ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ
Слайд 11
УЧАСТИЕ КАЗАЧЕСТВА В ВОЙНЕ НА СТОРОНЕ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ
Слайд 12
УЧАСТИЕ КАЗАЧЕСТВА В ВОЙНЕ НА СТОРОНЕ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ Павлов С.В. Г.фон Панвиц
Слайд 13
УЧАСТИЕ КАЗАЧЕСТВА В ВОЙНЕ НА СТОРОНЕ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ
Слайд 14
УЧАСТИЕ КАЗАЧЕСТВА В ВОЙНЕ НА СТОРОНЕ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ
Слайд 15
Слайд 16
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ОБ УЧАСТИИ КАЗАЧЕСТВА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ВЗРОСЛЫЕ; 33.33% СТУДЕНТЫ; 66.67%
Слайд 17
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ОБ УЧАСТИИ КАЗАЧЕСТВА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Известны ли вам имена казаков - героев Великой Отечественной войны? ДА; 21.00% НЕТ; 79.00%
Слайд 18
Слайд 19
Петр Краснов Нестор Махно Тарас Бульба
Слайд 20
Лев Доватор Константин Недорубов
Слайд 21
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ОБ УЧАСТИИ КАЗАЧЕСТВА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Участвовали ли казаки в Великой Отечественной войне на стороне СССР? НЕ ЗНАЮ; 12.00% НЕТ; 11.00% ДА; 77.00%
Слайд 22
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ОБ УЧАСТИИ КАЗАЧЕСТВА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Участвовали ли казаки в Великой Отечественной войне на стороне Германии? НЕ ЗНАЮ; 20.00% ДА; 23.00% НЕТ; 57.00%
Слайд 23
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ОБ УЧАСТИИ КАЗАЧЕСТВА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 70 60 50 40 30 20 10 0 СТУДЕНТЫ ВЗРОСЛЫЕ
Слайд 24
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ  большинство не знает историю своего края  люди, ассоциирующие себя с казаками, не знают имена казаков – участников и героев Великой Отечественной войны  в сознании большинства образ казака – изменника Родины «не укладывается»
Слайд 25
ТОТ, КТО НЕ ПОМНИТ СВОЕГО ПРОШЛОГО, ОСУЖДЕН НА ТО, ЧТОБЫ ПЕРЕЖИТЬ ЕГО ВНОВЬ ДЖ. САНТАЯНА
Слайд 26
БЛАГОДАРНОСТЬ Благодарим за предоставленную информацию:  Библиотеку ФГОУ СПО «ВПТ»  www.soldatru.ru  www.ru.wikipedia.org  www.historic.ru

Полный текст материала Презентация "Казачество в Великой Отечественной войне" для 9,11 классов (ррtx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мельникова Наталья Георгиевна  nata174
23.07.2012 1 10287 1056

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК