Формирование регулятивных УУД средствами курса математики. На примере ОС "Школа 2100".


Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ КУРСА МАТЕМАТИКИ На примере Образовательной системы «Школа 2100»
Слайд 2
Формирование регулятивных УУД положительно отражается на качестве освоения предметного содержания
Слайд 3
1. Регулятивные – умение организовывать деятельность 2. Коммуникативные – работать в диалоге 3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной или этической оценки ситуации взаимодействия 3
Слайд 4
Регулятивные УУД обеспечивают организацию этапов учебной деятельности • • • • Целеполагание; Планирование; Самооценка (рефлексия); Коррекция.
Слайд 5
Целеполагание постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
Слайд 6
Планирование составление плана и последовательности действий (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата)
Слайд 7
Самооценка сличение с заданным эталоном а)способа действия; б) результата действия
Слайд 8
Коррекция (в случае расхождения с эталоном) внесение необходимых дополнений и корректив в • план; • способ действия.
Слайд 9
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты: • ЦЕЛЬ • МОТИВ • ПРОГНОЗ • СРЕДСТВА • КОНТРОЛЬ • ОЦЕНКА
Слайд 10
Два взгляда на получаемый современный образовательный результат • На формирование на уроках УУД требуется время, таким образом мы отнимаем время, предназначенное для развития важнейших предметных умений. • В результате получим плохо знающих математику резонёров • • УУД можно и нужно формировать на основе работы с предметными заданиями, совместно обеспечивая тем самым предметный и метапредметный результаты. В результате получим человека, умеющего полностью организовать успешное решение любой из обязательных предмет-ных задач.
Слайд 11
Как целенаправленно формировать универсальные учебные действия на основе наших программных материалов Страница 16 Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования • Соотнесение личностных результатов и универсальных учебных действий по материалам ФГОС и в терминах ОС «Школа 2100» • Связь личностных и метапредметных результатов с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы • Типовые задания, направленные на получение личностных и метапредметных результатов
Слайд 12
Планируемые результаты по формированию РУУД на конец 1 класса Планируемые результаты по формированию РУУД выпускников НШ принимает и сохраняет учебную задачу умеет ставить учебную задачу, на основе того, что известно и что еще неизвестно учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале выделяет ориентиры действия в новом учебном материале планирует свои действия совместно с учителем умеет планировать, определять последовательность действий овладевает способами самооценки, адекватно воспринимает предложения умеет вносить изменения в результат своей деятельности владеет способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
Слайд 13
ФОРМИРОВАНИЕ РУУД СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ На примере Образовательной системы «Школа 2100»
Слайд 14
Курс математики в Образовательной системе «Школа 2100» 15
Слайд 15
Взаимосвязь регулятивных УУД и предметных требований в курсе математики • Решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости.
Слайд 16
Математика Требования к результату УУД • Ставить цель. • Планировать. • Производить адекватную самооценку результата Основные предметные линии • Числа и действия над ними • Текстовые задачи • Элементы алгебры • Элементы геометрии • Величины
Слайд 17
МАТЕМАТИКА Регулятивные УУД 1 класс 4 класс Совместно • • • • • определять и формулировать цель одного задания; обнаруживать и формулировать возникшие при этом затруднения; работать по готовому плану, проговаривая последовательность действий; отличать верно выполненное задание от неверного; давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. • • • • • определять и формулировать цели урока; обнаруживать и формулировать учебную проблему урока; составлять план решения проблемы (задачи); сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Слайд 18
1 класс Педагогическое взаимодействие разворачивается преимущественно относительно одного задания Регулятивные УУД Задание • • • • • определять и формулировать цель одного задания; обнаруживать и формулировать возникшие при этом затруднения; работать по готовому плану, проговаривая последовательность действий; отличать верно выполненное задание от неверного; давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. • • Поставьте числа в «окошках» так, чтобы получились верные неравенства. Запишите эти неравенства: 2 > ; >1 «Математика» 1 класс, Ч.1, с.31, №5
Слайд 19
4 класс Педагогическое взаимодействие разворачивается относительно системы заданий, работа с которыми приводит к осознанному формулированию и применению нового Регулятивные УУД Задание • • • • • определять и формулировать цели урока; обнаруживать и формулировать учебную проблему урока; составлять план решения проблемы (задачи); сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. • Сравните дроби (с разными числителями и знаменателями) «Математика» 4 класс, Ч.1, урок 14 «Сравнение дробей»
Слайд 20
Формирование регулятивных УУД у младших школьников требует специальной педагогической работы ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Слайд 21
Чем младше ребёнок, тем больше решение интеллектуальной задачи требует организации коммуникации на уроках Три вида диалога: • Педагог – дети (фронтальная работа с большой группой детей); • Ребёнок – дети (парно-групповая работа); • Диалог в парах или малых группах. 22
Слайд 22
АЛГОРИТМ РАБОТЫ В ПАРАХ • • • • • • • • • • • • • прочитайте задание каждый про себя; обсудите между собой, что нужно сделать в задании (цель работы), в каком виде надо представить результат; сообщите другим детям класса и учителю результаты обсуждения (договоритесь, кто будет отвечать); обсудите цель работы с другими детьми (классом); сформулируйте окончательно в процессе совместного обсуждения с другими детьми и учителем цель работы; договоритесь, как вы будете выполнять задание (наметьте план работы); сообщите другим детям класса и учителю результаты обсуждения (договоритесь, кто будет отвечать); обсудите план работы(алгоритм действия) с другими детьми (классом); сформулируйте окончательно, при совместном обсуждении с другими детьми и учителем, план работы (алгоритм действия); выполните. договоритесь, кто будет отвечать (представлять результат); после того, как результат представлен, второй человек в паре может дополнить ответ; работа пары оценивается сначала самой парой, а затем всеми присутствующими в классе. 23
Слайд 23
Проблемно-диалогическая технология (Этапы урока открытия нового знания) 1. Этап постановки проблемы 2. Этап актуализации знаний 3. Этап «открытия» нового и формулирование темы урока 4. Этап первичного закрепления 5. Этап самостоятельной работы 6. Этап самооценки 24
Слайд 24
Реализация технологий в учебниках 25
Слайд 25
Технология оценивания учебных успехов (мини) Контр. ДневРаботы ники ЧТО: решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге 26
Слайд 26
НАГЛЯДНАЯ ФИКСАЦИЯ АЛГОРИТМОВ ДЕЙСТВИЯ • В виде пиктограмм; • Схем; • Кратких записей.
Слайд 27
МАТЕМАТИКА ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦУ 1 КЛАССА
Слайд 28
Курс математики построен в соответствии с общим для Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса
Слайд 29
1-й уровень (необходимый) МИНИМУМ
Слайд 30
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий: • • • • • • • • знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20; знание названий и обозначений операций сложения и вычитания; знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка); умение сравнивать группы предметов с помощью составления пар; умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; умение находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание); умение решать простые задачи: раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на …», «уменьшить на …»; задачи на разностное сравнение; умение распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Слайд 31
2-й уровень (повышенный) МАКСИМУМ
Слайд 32
Учащиеся МОГУТ уметь : • • • • • • • в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20; использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий; использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм); выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал; выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие); производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
Слайд 33
• • • • • • • • • использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание); сравнивать, складывать и вычитать именованные числа; решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b; решать задачи в два действия на сложение и вычитание; узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол; определять длину данного отрезка; читать информацию в таблице, содержащей не более трёх строк и трёх столбцов; заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Слайд 34
Успешное достижение любого из этих предметных результатов требует постоянных действий регулятивного характера НАЧАЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Слайд 35
Так же, как и в случае предметных умений, УУД проверяется на заданном минимальном уровне, а работа может проводиться на максимальном
Слайд 36
МИНИМУМ • С первых уроков в школе предполагается поэтапное развитие совокупности регулятивных УУД, позволяющих ребёнку к концу первого класса действовать максимально самостоятельно на уровне выполнения одного предметного задания обязательного уровня
Слайд 37
МАТЕМАТИКА Регулятивные УУД 1 класс • • • • • определять и формулировать цель одного задания; обнаруживать и формулировать возникшие при этом затруднения; работать по готовому плану, проговаривая последовательность действий; отличать верно выполненное задание от неверного; давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. • • Задание Поставьте числа в «окошках» так, чтобы получились верные неравенства. Запишите эти неравенства: 2 > ; >1 «Математика» 1 класс, Ч.1, с.31, №5
Слайд 38
Алгоритм работы, связанный с подбором чисел • Задание 1- опознание текста задачи. • Задание 2 – полная последовательность действий, совершаемых при решении задачи в начальной школе.
Слайд 39
МАКСИМУМ • С первых уроков первого класса (помимо работы с конкретным заданием) возможна работа с материалами целого урока
Слайд 40
НАПРИМЕР, мы работаем над совокупностью предметных умений, связанных с глубоким знанием вопросов нумерации: -умение использовать при решении задач знание названий и последовательности чисел от 1 до 20, -таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка); -уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах . 20 • Одновременно мы начинаем работать над совокупностью регулятивных УУД на максимальном для первоклассников уровне: -определять и формулировать цели урока; -составлять план работы на уроке; -в диалоге определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех на уроке.
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 43
План рассказа о числе через регулятивные действия (все вопросы нумерации и состава числа в соответствии с заданиями учебника) • • • • • • Задание 1- правило получения следующего числа. Задание 2 – возможные наглядные модели числа три. Здесь же ясно виден и может быть обсуждён состав числа. С детьми можно обсудить и вопрос о том, как ещё они сами для себя могли бы нарисовать «портрет» числа. Текст в оранжевой рамке – обозначение числа цифрой (условным знаком). Задание 4 - правило получения предыдущего числа. Задание 5 – сравнение чисел. Задание 6 – состав числа и зрительная опора для рассказа о числе.
Слайд 44
ЕЩЁ ОДИН ПРИМЕР: мы создаём совокупность предметных умений, связанных с созданием и применением общего алгоритма решения текстовой задачи, и одновременно - совокупность регулятивных УУД на максимальном для первоклассников уровне. • Эти действия неразрывно связаны друг с другом, так как в их основе лежит умение осознанно создавать предметные алгоритмы и действовать в соответствии с ними
Слайд 45
Слайд 46
Слайд 47
Алгоритм работы с текстовой задачей через регулятивные действия • Задание 1- опознание текста задачи. • Задание 2 – полная последовательность действий, совершаемых при решении задачи в начальной школе.
Слайд 48
ПОДДЕРЖКА ПРЕДМЕТНЫХ КУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Слайд 49
50
Слайд 50
51
Слайд 51
52
Слайд 52
53
Слайд 53
Слайд 54

Полный текст материала Формирование регулятивных УУД средствами курса математики. На примере ОС "Школа 2100". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зубова Инна Михайловна  innazubova
26.02.2012 0 12854 2741

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК