Кейсы для формирования личностных результатов эстетической направленности у младших школьников


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя школа № 8








Набор кейсов

для формирования личностных результатов эстетического направления

обучающийся 1-4 классов







подготовила

Нажиганова Лариса Владимировна

учитель начальных классов













г. Выкса

Нижегородской области

2024



Кейс «Балалайка»



Педагогическая цель

Формировать уважительное отношение к культуре своего народа.

Развивать познавательный интерес к музыкальному инструменту, являющемуся одним из символов нашей страны.

Проблема

Многие люди не понимают ценности культурных народных традиций, пренебрежительно относятся к народным инструментам. Но есть и те, кому эти ценности дороги.

Возраст детей

9-11 лет (3-4 класс)

Метод кейс-технологии

Метод инцидента

Форма организации

деятельности детей

по решению кейса

Работа в группах по 4-5 человек; фронтальное подведение итогов.

Ситуация

Богдан занимается в музыкальной школе по классу народных инструментов, учится играть на балалайке. Вова тоже интересуется музыкой, но отдаёт предпочтение более современной гитаре. Однажды Богдан побывал на мастер-классе известного педагога и на следующий день восторженно делился с одноклассниками своими впечатлениями: рассказывал, как красиво звучит балалайка в руках профессионала. Но Вова несколько пренебрежительно заметил: “Балалайка – это прошлый век! Да и “Арию” на трёх струнах не сыграешь!”

Богдану стало обидно за свой любимый инструмент.

Задание

I этап. Познакомьтесь с ситуацией.

Почему Вова считает балалайку устаревшим инструментом? Привел ли Вова какие-либо аргументы? Подумайте, прав ли Вова? Почему вы так считаете?


II этап. Ответьте на вопросы:

  1. Когда появилась балалайка?

  2. Почему балалайка считается символом России?

  3. Есть ли сейчас известные музыканты-балалаечники?

  4. Можно ли на балалайке сыграть музыкальные произведения современных жанров (поп, рок)?


III этап. Какие аргументы вы привели бы в “защиту” балалайки?

Методический

комментарий

На первом этапе ученики знакомятся с ситуацией. Учитель подводит детей к тому, что они знают о балалайке недостаточно, нужны дополнительные сведения. Нужную информацию можно найти в энциклопедиях, на специализированных сайтах, можно попросить консультацию у учителя музыки и.т.п.

Выполнение второго этапа задания лучше запланировать на внеурочное время, поскольку детям потребуется работа с дополнительными источниками информации.

На третьем этапе проводится фронтальное обсуждение результатов работы в группах. Результаты могут быть представлены письменно или устно, а также это могут быть видео- и аудиофрагменты.




Кейс «Голубой дракон»



Педагогическая цель

Поддерживать стремление к самовыражению.

Развивать воображение.

Проблема

Нарисовать животное, которое никогда не видел, по описанию.

Возраст детей

8-11 лет (2-4 класс)

Метод кейс-технологии

Метод разбора деловой корреспонденции

Форма организации

деятельности детей

по решению кейса

Работа в микро-группах по 3-4 человека или индивидуальная работа.

Ситуация

Когда еще не было Интернета, смартфонов и возможности в любой момент сделать фотографию и отправить ее в любую точку планеты, одному художнику дали задание нарисовать животное, которое он никогда не видел. У художника есть несколько документов, которые могут помочь ему выполнить задание.


Отрывок из письма путешественника своему другу.

Дорогой друг! В своих морских путешествиях  я встречаю множество невероятных животных. Сегодня я познакомился с моллюском галаукус. Местные говорят, что этого моллюска иногда называют голубым драконом или голубым ангелом. Ты же видел предметы в гжельской росписи? Окраска голубого дракона очень сильно похожа на краски гжельских мастеров! По форме тело дракона как сильно вытянутый треугольник. По обеим сторонам тела есть небольшие полукруглые выступы (по три с каждой стороны), которые «украшены» как будто длинной бахромой…


Отрывок из статьи “20 удивительных животных,

о которых вы даже не подозревали”

Голубой дракон – это небольшое странное создание размером от 5 до 40 мм очень похоже на космического пришельца. Но на самом деле оно относится к классу брюхоногих моллюсков. Живет в тропических морях. Голубые драконы всю свою жизнь проводят, дрейфуя по течению брюхом кверху. Оставаться на плаву им помогают пузырьки воздуха, которые они проглатывают и держат у себя в желудке.

Отрывок статьи о ГОЛУБОМ ДРАКОНЕ из Википедии

Glaucusatlanticus (лат.) — вид брюхоногих моллюсков из отряда голожаберных (Nudibranchia) ...Организмы, обитающие под плёнкой поверхностного натяжения. Распространены в морях всех океанов тропического пояса...

...Для представителей этого вида характерно стройное тело, сильно вытянутое с заднего конца. Голова короткая и слабо отделена от туловища. Широкая, хорошо развитая нога закруглена спереди и продолжается до заднего конца тела. Длина тела 5—40 мм.

По бокам перпендикулярно оси тела располагаются три группы церат — пальцевидных выростов... Длина церат в каждой группе существенно различается, причём наиболее длинные располагаются со спинной стороны. Наличие длинных выростов рассматривают как один из механизмов увеличения плавучести.

Другая адаптация Glaucusatlanticus к удерживанию у поверхности воды — периодическое заглатывания пузыря воздуха, впоследствии хранящегося в желудке моллюска. В связи с таким размещением газового пузыря ... спинная сторона обращена вниз, а нога прилегает к поверхности воды. Таким образом, моллюск как бы ползёт по плёнке поверхностного натяжения.


Отрывок из статьи “20 удивительных животных,

о которых вы даже не подозревали”

Амазонская королевская мухоловка обитает в лесах в бассейне реки Амазонки. Её размер всего 16 сантиметров и она очень любит охотиться на насекомых, выслеживая их, сидя в густой кроне деревьев или спрятавшись в кустах. Кстати, там же, на ветках, мухоловки строят свои большущие гнезда, которые в длину достигают иногда 180 сантиметров. Они висят очень низко, прямо над водой, что делает их труднодоступными для хищников.

Отрывок из статьи с сайта TechInsider.

Откуда взялось название галаукуса?

Полное название этого крошечного существа – моллюск главк атлантический. Считается, что так его назвали в честь древнегреческого бога. Главк Морской, отведав волшебных трав, стал обречен на бессмертие и вечную жизнь в морских водах.
Другое же название, голубой дракон, появилось в народе из-за необычной внешности и удивительной красоты моллюска. Иногда его также называют морской ласточкой, голубым ангелом, голубым морским слизнем или слизнем-драконом.  

Внешний вид голубого дракона

С виду глаукус и правда похож на маленького дракона. В длину моллюск совсем крошечный. Обычно взрослый представитель атлантических главков не вырастает больше 3-4 сантиметров, но иногда встречаются особи, длина которых может достигать 8 сантиметров. Человеку разглядеть существо несложно из-за заметной окраски, а вот от птиц и рыб голубой ангел маскируется отлично. Снизу с поверхностью воды его сливает белое или серебристо-серое брюшко, а сверху – ярко-синяя спинка. 

Тело голубого дракона стройное, вытянутое сзади. Голова маленькая, а нога всего одна – на брюшке. На боках находятся 6 придатков с лучами-щупальцами. Они нужны глаукусу, чтобы переваривать пищу и сохранять плавучесть у поверхности воды.

Задание

Представьте, что вы оказались на месте художника: вам необходимо достоверно изобразить животное, которое вы никогда не видели (например, для статьи в журнале). Внимательно прочитайте документы, найдите сведения о животном, которое называется ГОЛУБОЙ ДРАКОН. Выберите факты, которые помогут представить, как выглядит это животное.

Нарисуйте голубого дракона по описанию.

Методический

комментарий

В зависимости от возраста и особенностей класса, учащиеся делятся на группы или работают индивидуально. Также учитель может по своему усмотрению сократить количество документов. Группы получают одинаковые наборы текстов.


Для работы с незнакомыми словами, которые встретятся в текстах, учитель может предварительно составить словарик или предоставить учащимся толковые словари.


По окончании работы можно предложить детям посмотреть на фотографии животного и выбрать самые похожие рисунки.





Кейс «Живые картины»

Педагогическая цель

Поддерживать стремление к самовыражению.

Развивать интерес к живописи.

Проблема

Суметь представить себя на месте героя живописного произведения, суметь передать позы и выражения лиц героев картины.

Возраст детей

10-11 лет (4 класс)

Метод кейс-технологии

Метод ситуационно-ролевых игр

Форма организации

деятельности детей

по решению кейса

Работа по группам (от 5 человек)

Ситуация

Николай Богданов-Бельский, “Дети” (1910) Николай Богданов-Бельский, “Виртуоз” (1891)


Николай Богданов-Бельский – известный русский художник, который жил и работал на рубеже XIX-XX веков. Чаще всего художник писал жанровые картины — сюжеты из крестьянской жизни. В частности, его кисти принадлежат картины, которые вы видите перед собой: “Дети” и “Виртуоз”. Посмотрите, как тщательно, с какой любовью выписаны черты лиц этих ребятишек! Кажется, что мальчики, сидящие на скамейке, ждут не дождутся вскочить и убежать по своим мальчишеским делам! А может быть им нетерпится бежать в березовую рощу, чтобы послушать игру на балалайке?

Задание

Рассмотрите картины Николая Богданова-Бельского. Представьте, что мальчики с картины “Дети” оказались на картине “Виртуоз”.

  1. Подумайте, кем из героев картины “Виртуоз” могут быть эти мальчики. Почему вы так решили?

  2. Попробуйте предположить, какие события могли произойти между этими двумя моментами (картинами) в таком случае.

  3. Придумайте несколько фраз для каждого героя.

  4. Разыграйте сценку: начните с момента, который изображен на картине “Дети”, и закончите картиной “Виртуоз”. Постарайтесь в диалоге, позе, выражении лиц передать эмоции героев картины.

Методический

комментарий

При подготовке к выполнению задания необходимо:

  • обсудить значение слова “виртуоз”,

  • проанализировать сюжет картин,

  • обратить внимание учащихся на выражения лиц героев картин,

  • сделать предположение о характере каждого из детей.

Также учитель должен быть готов помочь обучающимся распределить роли.

Если в группах окажется больше 5 учащихся, то 1-2 из них могут выполнять роль режиссера, суфлера и т.п.

После выполнения задания учащиеся обсуждают, какая группа наиболее точно смогла передать настроение картин, выражения лиц и позы героев.

Кейс «Фото-лето»



Педагогическая цель

Учить видеть прекрасное в привычных вещах.

Поддерживать стремление к самовыражению.

Проблема

Найти объекты для фотографирования, соответствующие теме.

Возраст детей

7-11 лет (1-4 класс)

Метод кейс-технологии

Метод ситуационного анализа

Форма организации

деятельности детей

по решению кейса

Индивидуальная работа, или работа в микрогруппах по 2-3 человека, или работа семейных команд. Результат – выставка фоторабот.

Ситуация


Сегодня практически у каждого есть если не полноценный фотоаппарат, то смартфон с функцией фотокамеры и даже набором простейших фильтров. Поэтому сделать фото можно в любой момент.

В начале сентября в нашем классе состоится выставка фотографий “Фото-лето”. Фотографии на выставке будут представлять три темы: “Лето крупным планом”, “Лето в отражении”, “Мой идеальный летний день”.

Задание

  1. Рассмотрите фотографии, перечитайте названия тем фотовыставки.

  2. Подумайте, для какой из тем подходит каждая фотография? Почему вы так решили?

  3. Для какой темы вы хотели бы сделать фотографию? Выберите свой объект для фотографирования и сделайте фото для выставки.

Методический

комментарий

Чтобы избежать возможных разногласий, при организации работы с данным кейсом необходимо уточнить: могут ли ученики выбрать только одну тему для фотографирования или при желании сделать фотографии на несколько тем, может ли ученик представить несколько фотографий на одну тему и т.п.

На наш взгляд, выполняя задания данного кейса, ребёнок может обратиться за помощью к родителям (можно даже сказать, что помощь родителей приветствуется)!

Данный кейс рассчитан на решение во время летних каникул. Но в зависимости от времени года, название кейса можно изменить (“Фото-осень”, “Фото-зима”, “Фото-весна”) и сделать аналогичный кейс.

По завершении работы с кейсом обязательно (!) организовать выставку фотографий учеников.













Авторская разработка.



Интернет-источники (материал для кейса «Голубой дракон»)

  1. factroom.ru/zhivotnye/20-unique-animals?ysclid=lvf5w53dbr545196983

  2. Glaucusatlanticus — Википедия (wikipedia.org)

  3. techinsider.ru/science/232099-na-avstraliyskiy-bereg-vybralsya-goluboy-drakon/?ysclid=lvf61ecspw321590124

Источники иллюстраций

  1. Голубой дракон: Glaucusatlanticus где обитает (timeforcook.ru)

  2. Репродукция картины Николая Богданова-Бельского «Виртуоз»:Богданов-Бельский, «Виртуоз» — описание картины (muzei-mira.com)

  3. Репродукция картины Николая Богданова-Бельского «Дети»: «Дети», Богданов-Бельский — описание картины (muzei-mira.com)

Фотографии из личного архива


Полный текст материала Кейсы для формирования личностных результатов эстетической направленности у младших школьников смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нажиганова Лариса Владимировна  nlarra
03.05.2024 0 69 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК