Статья и разработка "Адаптация первоклассников с помощью коррекционных сказок"


Автор: Сушко М.О.

Место работы: ГОУСОШ №541ЮЗАО

Должность: учитель начальных классов

Статья «Адаптация первоклассников с

помощью коррекционных сказок» 1 класс



Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Поступление в школу подвергает малыша серьёзным испытаниям: он становится учеником и начинает заниматься незнакомым видом деятельности, причём в абсолютно новых условиях.

Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

Учебная деятельность ребенка содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный , логический, педагогический, психологический, физиологический и др., а значит, и механизмы адаптации ребенка к школе имеют то же многообразие аспектов.

Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

В начале учебного года мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, только формируются постепенно в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избегания наказания (к сожалению, на практике чаще всего формируются именно эти «ради») — вот что должно быть основой учебной деятельности. «Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих задач.

Таким образом, можно сказать, что основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. На всех, вышеперечисленных этапах, ребенка преследует чувство страха, неуверенности, агрессии. Реальную помощь детям в преодолении страхов, эгоизма, агрессии может оказать сказка.

Сказка - это процесс воспитания Внутреннего Ребенка.

В. Даль считал, что “...сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.. ” Важно, чтобы обучение в начальных классах проходило без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки ребят. Ознакомившись трудами отечественных авторов по проблеме сказкотерапии, такими как:Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Бачков И. В., Панфилова М . я решила помочь моим ученикам адаптироваться в школе с помощью сказок. За основу я взяла книгу Марины Панфиловой «Лесная школа».

С помощью коррекционных сказок я окажу детям реальную помощь в преодолении эгоизма, агрессии, страхов и т.п. Сказки М.Панфиловой помогают развитию духовного мира детей, созданию гармонично-развитой личности учащихся. «Лесная школа» - это целая программа, по повышению уровня самосознания, как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития, способствует к психологическому личностному развитию учащихся. В программе прослеживаются межпредметные связи, а методы и приемы, используемые на занятиях, имеют широкий аспект. Используются практические действия учащихся (перегруппировка текста, пометы и т. д.), изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами викторинами), речевая деятельность — письмо (дописывание, сочинение) и устная речь — составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений.

Сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление детей, учат использовать позитивные модели поведения в реальной жизни. Исходя из целей и задач программы занятия построены так, чтобы научить первоклассников обращаться со школьными предметами, адекватно относится к ним, проявлять аккуратность и самостоятельность.

В период адаптации к школе у детей бывают сложности с выполнением уроков, домашних заданий. Для одних учеников оценки являются мощными стимулами, а для других — серьезными препятствиями. Данные сказки учат детей адекватно относиться к результатам учебы — позволяют понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда, ли усвоения материала.

Провожу я уроки один час в неделю, что составляет 32 часа в год. Два резервных урока.

Безусловно, вижу положительные результаты. Детишки видят связь между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Дети, с помощью «перекидывания» своих страхов на персонажей из сказки, находят способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. Это помощь в преодолении негативных сторон его формирующейся личности.

Сказки “Лесная школа” раскрывают пять основных тем:

  1. Адаптация детей в школе. 5-6 ч.

  2. Отношение к вещам. 6-7 ч.

  3. Отношение к урокам. 5 ч.

  4. Школьные конфликты. 10 ч.

  5. Отношение к здоровью 5 ч.



Конспект урока, который я привожу для ознакомления, относится к 3

разделу. Цели: Адекватное отношение учеников к результатам учебы, учить

понять логику процесса обу­чения, прямую зависимость оценки от

затраченного труда, или усвоения материала. Прививать интерес к учебной

деятельности, к получению знаний.



Источники материалов:

  1. Панфилова «Лесная школа», Газета «Психолог».


  1. Голубь В. Т. «Графические диктаты», Издательство «Вако» г. Москва, 2004 г.


  1. Волина В. «Праздник числа», Издательство Знание» г. Москва, 1994 год.



  1. http://blogs.privet.ru/community/zveruchci?year=2009&month=4&day=17



изображение лося; Яндекс

Автор составитель урока: Сушко М.О.

Место работы: ГОУСОШ №541

Класс: 1 «Б»

Цели. Адекватное отношение учеников к результатам учебы, учить понять логику процесса обу­чения, прямую зависимость оценки от затраченного труда, или усвоения материала Прививать интерес к учебной деятельности, к получению знаний.





«Подсказка»



Ход урока.



  1. Орг.момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

  1. Психологический настрой



Презентация. (слайд 1)



Читаем все вместе.











  1. Проверка д/задания.

  • Кто же из вас может сказать, что означает выражение: «медвежья


услуга»


  • А вы когда-нибудь оказывали такую услугу? (Если да, то кому и когда).


4. Вступительное слово учителя.

Что ж, будем дальше знакомиться с жителями леса и школы. Один из них пришел сегодня к нам на урок.

Кто же это?(слайд 2)

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.



  1. Графический диктант



(слайд 3)





Одна клетка вправо, три-вверх, три-вправо, две-вверх, одна-влево, одна-вниз, одна-влево, одна-вверх,одна-влево, одна-вниз, одна-вверх, одна-влево, две-вниз, одна-влево,

одна-вниз, две-влево, две-вниз,одна-вправо,три-вниз,одна-вправо,пять-вниз, одна-вправо, две-вверх, одна-вправо,две-вверх, три-вправо, две-вниз, одна-вправо, две-вниз, одна-вправо, шесть-вверх, одна-вправо, две-вниз, одна-вправо, три-вверх, семь-влево,одна-вверх.







  1. Физминутка



Двигательно – релаксационное упражнение «Подсолнух»



  1. Работа со сказкой.

Лось вчера был в хорошо нам знакомой Лесной школе. Присутствовал на уроках и, пришел сегодня к нам, рассказать об одной истории. Хочет, чтобы мы помогли ему и ответили на вопросы. Поможем?



Чтение учителем сказки.

  • Вот какую историю принес нам лось.


  • Почему Волчонку так не повезло?


  • А что надо было делать ему?


  • Почему друзья сначала смеялись над волчонком, зато потом очень внимательно стали слу­шать?




8. Итог урока.

Что же такое подсказка?

Возьмете вы ее себе в друзья. Почему?

Мне хочется верить, что вы будете думать только сами и никогда не будете ждать подсказок.

Спасибо за урок.





Слайд 1
Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!  
Слайд 2
Травы копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.
Слайд 3

Полный текст материала Статья и разработка "Адаптация первоклассников с помощью коррекционных сказок" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сушко марина Осиповна  Mari2277
24.02.2011 3 5537 866

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 shnuro4ek • 07:53, 05.03.2011
1365
avatar
2 k2806 • 20:24, 26.02.2011
Ваш материал очень необходим современному учителю, спасибо огромное за проделанную работу!
avatar
1 raisa0663 • 19:22, 25.02.2011
В этом году у меня тоже 1 класс.Для меня это своевременная информация. Большое спасибо.