Статья и разработка "Адаптация первоклассников с помощью коррекционных сказок"


Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Поступление в школу подвергает малыша серьёзным испытаниям: он становится учеником и начинает заниматься незнакомым видом деятельности, причём в абсолютно новых условиях.

Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

Учебная деятельность ребенка содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический, психологический, физиологический и др., а значит, и механизмы адаптации ребенка к школе имеют то же многообразие аспектов.

Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

В начале учебного года мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, только формируются постепенно в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избегания наказания (к сожалению, на практике чаще всего формируются именно эти «ради») — вот что должно быть основой учебной деятельности. «Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих задач.

Таким образом, можно сказать, что основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. На всех, вышеперечисленных этапах, ребенка преследует чувство страха, неуверенности, агрессии. Реальную помощь детям в преодолении страхов, эгоизма, агрессии может оказать сказка.
Сказка - это процесс воспитания Внутреннего Ребенка.

В. Даль считал, что "...сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.. ”   Важно, чтобы обучение в начальных классах проходило без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки ребят. Ознакомившись трудами отечественных авторов по проблеме сказкотерапии, такими как: Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Бачков И. В., Панфилова М . я решила помочь моим ученикам адаптироваться в школе с помощью сказок. За основу я взяла книгу Марины Панфиловой «Лесная школа».

С помощью коррекционных сказок я окажу детям реальную помощь в преодолении эгоизма, агрессии, страхов и т.п. Сказки М.Панфиловой помогают развитию духовного мира детей, созданию гармонично-развитой личности учащихся.  «Лесная школа» - это целая программа, по повышению уровня самосознания, как основного условия развития ученика и учителя,  их становления как субъектов саморазвития, способствует к психологическому личностному развитию учащихся. В программе прослеживаются межпредметные связи, а методы и приемы, используемые на занятиях, имеют широкий аспект. Используются практические действия учащихся (перегруппировка текста, пометы и т. д.), изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами викторинами), речевая деятельность — письмо (дописывание, сочинение) и устная речь — составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений.

Сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление детей, учат использовать позитивные модели поведения в реальной жизни. Исходя из целей и задач программы занятия построены так, чтобы научить первоклассников обращаться со школьными предметами, адекватно относится к ним, проявлять аккуратность и самостоятельность.

В период адаптации к школе у детей бывают сложности с выполнением уроков, домашних заданий. Для одних учеников оценки являются мощными стимулами, а для других — серьезными препятствиями. Данные сказки учат детей адекватно относиться к результатам учебы — позволяют понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда, ли усвоения материала.

Провожу я уроки один час в неделю, что составляет 32 часа в год. Два резервных урока.

Безусловно, вижу положительные результаты. Детишки видят связь между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Дети, с помощью «перекидывания» своих страхов на персонажей из сказки, находят способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. Это помощь в преодолении негативных сторон его формирующейся личности.

Сказки "Лесная школа”  раскрывают пять основных тем:

1.    Адаптация детей в школе. 5-6 ч.
2.    Отношение к вещам. 6-7 ч.
3.    Отношение к урокам. 5 ч.
4.    Школьные конфликты. 10 ч.
5.    Отношение к здоровью 5 ч.

Конспект урока, который я привожу для ознакомления, относится к 3 разделу.

Цели: Адекватное отношение учеников к результатам учебы, учить понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда, или усвоения материала. Прививать интерес к учебной деятельности, к получению знаний.


Полный текст материала Статья и разработка "Адаптация первоклассников с помощью коррекционных сказок" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сушко марина Осиповна  Mari2277
24.02.2011 3 5391 853
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 3
avatar
3 shnuro4ek • 07:53, 05.03.2011
1365
avatar
2 k2806 • 20:24, 26.02.2011
Ваш материал очень необходим современному учителю, спасибо огромное за проделанную работу!
avatar
1 raisa0663 • 19:22, 25.02.2011
В этом году у меня тоже 1 класс.Для меня это своевременная информация. Большое спасибо.