Статья "Уроки развития речи в начальной школе с использованием ИКТ"


Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность детей– быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них, правда в начальной школе вся «работа» ограничивается играми. Этого явно не достаточно.

Нередко случается так, что дети, готовясь к докладу или сообщению по теме, с помощью родителей «скачивают» из интернета необходимую информацию, но, придя в класс, не могут её озвучить или же делают это с трудом. Неудивительно – интернет – ресурсы не адаптированы для детей. В старших классах такой «механический» способ добычи информации стал нормой, что недопустимо. Школьники должны уметь отбирать только нужную информацию, и начинать учить их этому следует как можно раньше. Использование информационных технологий в обучении становится велением времени.

Вот почему, как только у меня появилась возможность работы на персональном компьютере, я задумалась о его использовании не только в качестве демонстрационного пособия, но и средства, позволяющего по – новому организовывать учебный процесс.  Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации из последовательности кадров или слайдов. Эти слайды можно не только выводить на экран компьютера или специального проектора по ходу выступления, но и напечатать на бумаге. Достоинства такой презентации  по сравнению с ворохом плакатов очевидны. Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как может включать самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, диаграммы, тексты, картины, портреты.

Преимуществами  такого способа работы являются:

  • последовательность и системность информации;
  • тезисность и информативность;
  • наглядность и эффективность подачи материала;
  • лёгкость возврата к предыдущей информации;
  • возможность исправления или дополнения информации;
  • копируемость.

Возможны компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажёры, тесты, задания на пополнение и уточнение словаря (по лексическим темам), занятия по развитию речи.

А началось всё именно с уроков по развитию речи. Большие трудности у детей вызывают краткие пересказы, деление текста на части, составление планов, подготовка к сочинениям, изложениям и другие виды работ. Дети быстро утомляются от устной работы. Я решила превратить эту нужную, но рутинную работу в игру.

Работа по развитию речи начинается с первого класса:

  1. Составление устных рассказов (по картинкам, по наблюдениям, на определённую тему)
  2. Работа с деформированным текстом.
  3. Работа с синонимами, омонимами, с многозначными словами.
  4. Работа с пословицами, загадками, стихами.
  5. Редактирование текста.
  6. Ответы на вопросы (устно и письменно).

Приведу пример работы с этими понятиями.

На картинке изображены ветка ели, швейная игла, ёжик. Ученики отмечают, что эти слова неслучайно оказались рядом, путём сравнения они находят общее между ними. У детей формируется представление о том, что слово игла может называть похожие предметы, но его значение лучше раскрывается в словосочетаниях или предложениях:

Портниха вдела в иголку нитку.

Ель распушила зелёные иголки.

Ёжик несёт на иголках яблоки.

Дети приходят к выводу, что слово «игла» имеет несколько значений.

При изучении темы «Звуки и буквы» предлагаю такое задание:

- написать слово «бочка», заменить в нём первую букву на т, д, п. к. Составить с полученными словами предложения.

При изучении темы «Слоги» следующее задание:

- составить предложения из данных слов, написать их в таком порядке, чтобы получился маленький рассказ, озаглавить.

Речка, ребята, бегают, замёрзла, на коньках, по льду.

(Речка замёрзла. Ребята бегают по льду на коньках.)

Во втором классе применимы такие виды работ: свободные диктанты, письмо по памяти, сочинения по сюжетным картинкам, творческие диктанты.

В 3 и 4 классах – сочинения по пословицам, сочинения – миниатюры на определённую тему, краткие (сжатые) изложения.

Сейчас издаётся множество пособий по развитию речи, из которых можно выбрать разнообразные задания. На своих уроках я использую «Практическое пособие по развитию речи» О. Узоровой, Е. Нефёдовой; «Сборник упражнений и текстов по развитию речи» Е. Грабчиковой; «Дидактический материал по развитию речи в начальной школе» Л. Артюховой, Н. Шевердиной.

Одним из первых заданий было составление текста из «рассыпавшихся» предложений. Для каждого ребёнка на отдельном листе были напечатаны предложения и задания. Эту работу учащиеся выполняют в конце 3- го класса.

Составь из предложений текст и озаглавь его:

На шерсти налип мусор.

Мурзик – белый щенок с чёрными ушами.

Мурзик лёг около палатки и уснул.

Глаза покраснели от трудной дороги.

Вдруг среди ночи при свете костра мы увидали морду Мурзика.

Он тяжело вздыхал от усталости.

На Глухом озере мы пробыли четыря дня.

Мурзик визжал от радости.

Мурзика оставили на верёвке у забора.

Однажды мы ушли на Глухое озеро.

Собака дрожала.

На шее болтался обрывок верёвки.

Мы дали собаке мяса из банки.

(По К. Паустовскому)

Учащиеся  знакомятся с текстом. Далее проводится обычная работа по выяснению его содержания. Чаще всего ребята в целом улавливают смысл текста. Трудности будут в перестановке предложений. Нумеровать предложения карандашом, как мы обычно делаем на уроках, неудобно, т. к. текст довольно объёмный.

Как бы поступил человек, работающий на компьютере с данным текстом? Ребята высказывают свои предположения, я обобщаю их и показываю на экране компьютера, как с помощью панели инструментов Word «вырезать – вставить» можно редактировать текст. Учащиеся приходят к выводу, что предложенный текст нужно разрезать на отдельные предложения, а дальше, переставляя их в нужном порядке, составить нужный текст. Итак, работа закипает.

Эту работу можно проводить и в парах.

Далее полученный текст читается вслух по предложениям, и если возникают спорные ситуации, то они обязательно обсуждаются. Вести доказательное обсуждение – одна из задач урока.

После окончательного утверждения текста полосочки с предложениями вклеиваются в тетрадь.

Текст прочитывается ещё раз, и к концу работы у всех готово своё заглавие к нему.  На доске записываются наиболее интересные заголовки, сравниваются с авторским. Если остаётся время, используем его для пересказа: подробного, с использованием слов и выражений из текста, или краткого. Приведу ещё один пример подобной работы.

Составь текст из абзацев, озаглавь его.

Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось.

Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.

Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладёт письма в ящик.

Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти, травинок.

Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальонов класть газеты прямо на крыльцо.

Таким образом, мы упражнялись: делили тексты на части, учились составлять разные виды планов, писали по этим текстам изложения. Вот несколько примеров таких работ.

Составь из абзацев текст. Озаглавь его. Составь план.

Воронёнок подрос. Дети выпускали его на волю. Всякий раз воронёнок возвращался к мальчикам.

Дети принесли птицу домой. Они устроили ей загородку из дощечек. Каждый день мальчики кормили воронёнка. Птица привыкла к детям.

Осенью воронёнок пристал к воронам. Детей он помнил. Увидит мальчиков на улице и садится им на плечи.

Летом дети подобрали в лесу воронёнка. Птенец выпал из гнезда. Он плохо летал.

(По Соколову- Микитову)

Составь текст по вопросам. Озаглавь его

  1. Кем является медведь для лесных обитателей?
  2. Каково поведение медведя по отношению к человеку?
  3. Как действовала медведица при встрече с людьми?
  4. Какой урок получили медвежата? В чём он заключался?

Бродит медведица с медвежатами, обнюхивает каждую кочку. Вдруг она насторожилась. Медвежата тоже приостановились, не поймут в чём дело.. а медведица людей увидела.

Медведь – гроза всех лесных обитателей.

Так медвежата получили первый урок осторожности.

Медвежата тоже людей заметили. Хотели бежать навстречу – они привыкли никого не бояться. Но медведица как рявкнет – и в кусты. Медвежата потрусили за ней. Так и увела медведица малышей от самого страшного врага – человека.

Только человеку он не так уж страшен. Человека медведь сам боится и не нападает первый.

В другой раз зачуяла медведица свежий человеческий след, заворчала и пустилась бежать.

Теперь медвежата будут уходить прочь даже от запаха человека.

(По Г. Скребицкому)

По такому же принципу можно редактировать текст, подготовить его для краткого изложения.

Редактирование текста

Ребята пускают в лужах бумажные корабли.

Мы шли мимо старых сосенок.

Солнце стало лучше подогревать землю.

На деревьях разбухли почки.

Все представленные виды упражнений годятся для 1-4 классов. Необходимо только учитывать объёмы текстов.

При работе со школьниками важно избегать примитивности в словаре, демонстрируемом материале, поскольку кругозор детей, их активный и пассивный словарь может быть весьма разным. Необходимо развивать устную и письменную речь, способствовать образованию понятий.

Вашему вниманию я представляю следующие задания, способствующие пополнению и обогащению словарного запаса учащихся.

Тема «Транспорт».

- исключение четвёртого лишнего (для выделения лишнего объекта предлагаются картинки с изображением наземного, подземного, воздушного и др. видов транспорта)

- найди лишнее слово на строчке.

Машинист, шофёр, пассажир, пилот.

Паровоз, катер, байдарка, теплоход.

Самолёт, вертолёт, планер, аэропорт.

Автобус, трамвай, метро, троллейбус.

- каким транспортом управляет?

Машинист, таксист, мотоциклист, велосипедист, тракторист, пилот, яхтсмен.

- найди и исправь логические ошибки в предложениях.

Василий быстро крутил педали мотоцикла.

Пароход тащил за собой более тридцати вагонов.

Чтобы корабль не сносило течением, надо поднять якорь.

Бензин кончился и трамвай остановился.

- игра «Едет, плавает, летает».  (учитель называет разные виды транспорта, а учащиеся записывают каждое слово в нужный столбик)

Поезд, плот, самолёт.

Такси, катер, вертолёт.

Мотоцикл, яхта, ракета.

Грузовик, пароход, планер.

 

- игра «Переводчик». (на нашу планету прилетели инопланетяне. Не все предметы, которые нас окружают им понятны. Переводчик называет предмет и объясняет его значение).

Чем старше ребята, тем более разнообразным и богатым становится их словарь.

Таким образом, применение информационных технологий улучшает учебную мотивацию учащихся, позволяет делать работу более интересной, современной, позволяет увеличить объём выполненных на уроке заданий.


Полный текст материала Статья "Уроки развития речи в начальной школе с использованием ИКТ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шибитова В.М., Морякова Г.Б.  Екатерина_Пашкова
учителя начальных классов, МБОУ гимназия № 8 г. Мурманска
06.07.2015 0 1061 173
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0