Статья "Как помочь тревожным детям"


Как помочь тревожным детям.

Педагог-психолог

МБОУ СОШ № 3

Манжарова О.В.

Детство—период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.

Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться новому.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.

Человек вообще и ребенок в частности развивается по годам. Линия развития от детства до глубокой старости представляет собой преодоление определенных кризисов ( как ступени развития, по которым он либо поднимается, либо топчется на месте).

На протяжении всей жизни человек проходит 8 этапов психо-социальных кризисов.

 

Мне бы хотелось остановиться на 5 из них.

 

1 стадия – Базового доверия – недоверия от 0 до 2 лет

Кризис связан с удовлетворением или неудовлетворением основных психо- физиологических потребностей со стороны матери. На это влияет система отношений мать- дитя.

Если сформирутся недоверие к окружающим и к самому себе, эта неуверенность остается на всю жизнь.

 

2 стадия – Автономия от 2 до 4 лет

Стадия – упрямство.

Состояние между формирующимся чувством независимости и ощущением стыда. Строгий контроль со стороны родителей приводит к формированию комплекса стыда и неполноценности.

 

3 стадия – Инициативы - вины от 4 до 6лет

Ребенок любит получать и выполнять задания. Ребенок постоянно требует поддержки собственной инициативы. Если поддержки инициативности нет, то переживание повторных неудач приводит к чувству вины и покорности.

 

4 стадия – Активность – недостаточность

От 6 до 10 лет девочки

От 6 до 12 лет мальчики

Подросток начинает видеть ценность своего труда, своей деятельности, особенно если он свой труд доводит до конца. Это период обучения стабильным навыкам. Прививается вкус к труду. Происходит овладение сферой деятельности и постепенное ее расширение. Очень важна роль отца.

 

5 фаза – Идентичность – смещение ролей.

От 10 до 21 девочки

От 12 до 23 мальчики.

Основой становиться понимание принадлежности к определенному полу и непонимание форм поведения данного пола. Подростки не знают в чем их основная роль. Если все благополучно, то происходит усвоение образцов поведения значимых для него людей, особенно одного с ним пола. Девочки обретают черты женственности в конкуренции с матерью. Дружеские отношения возникающие в этот период наиболее прочные.

Если этот этап развивается успешно, то идет формирование определенного типа личности.

И еще хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что при поступлении в сад, в школу или другие заведения ребенок, подросток испытывает тревогу, а если ребенок не смог адаптировать в окружающей его среде, то тревога перерастает в устойчивое состояние тревожности.

Следует отличать тревогу от тревожности.

Если тревога - это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность является устойчивым состоянием, (волнение во время ответа около доски). Если беспокойство прояв­ляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным, то это проявление тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.

 

Тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо
родителями и школой.

  1. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)

  1. Негативными требованиями, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое
    положение.

Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность взрослых передаётся ребёнку.

 

Категории определения тревожности у детей

  1. Постоянное беспокойство

  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём - либо.

  3. Мышечное напряжение.

  4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребёнок тревожен, если хотя бы один из критериев, постоянно проявляется в его поведении.

 

С целью выявления тревожного ребёнка можно использовать следующий опросник (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

 

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ:

тревожный ребенок

  1. Не может долго работать, не уставая.

  2. Ему трудно сосредоточиться на чём - то.

  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

  4. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.

  5. Смущается чаще других.

  6. Часто говорит о напряжённых ситуациях.

  7. Как правило, краснеет, в незнакомой обстановке.

  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

  9. Руки у него обычно холодные и влажные.

  10. У него нередко бывает расстройство стула.
    11
    .Сильно потеет, когда волнуется.

 

  1. Не обладает хорошим аппетитом.

  2. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

  3. Пуглив, многое вызывает у него страх.

  4. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

  5. Часто не может сдержать слёзы.

  6. Плохо переносит ожидание.

  7. Не любит браться за новое дело.

  8. Не уверен в себе, в своих силах.

  9. Боится сталкиваться с трудностями.

 

Суммируется количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность - 15-20 баллов Средняя - 7 - 14 баллов Низкая - 1 - 6 баллов.

Можно использовать проективные методики такие как «Кактус», «Один день в школе» и т.п.

 

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако, порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах.

Полезно снизить количество замечаний.

Ласковые прикосновения помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

 

 

Научить ребенка учиться можно только тогда, когда знаешь чему учить и как.

Очень важно понимать, принимать и любить детей такими - какие они есть.

Удачи Вам !

 

 

 

 


Полный текст материала Статья "Как помочь тревожным детям" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Манжарова Ольга Васильевна  Публикатор
29.09.2018 0 179 12

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0