Урок + презентация по окружающему миру по теме "Органы чувств" для 2 класса


Государственное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 121

г. Санкт – Петербург







Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI век»









Тема: «Наши помощники – органы чувств».





















Разработка учителя начальных классов

Костроминой О.В.



Цель: уточнить представления об органах чувств.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;

  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;

  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Ход урока.

  1. Проверка готовности к уроку.

  2. Объявление темы и целей урока.

-На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются. У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)



1.У зверушки на макушке,

А у нас – выше глаз. (Ухо)



2.На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)



3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (
Кожа)



4.Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)



5. Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)








3 к



1 у



о


5 я

х



ж


з

о

р

2 г

а

4 н

ы



л


о

к



а


с




з







-Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств, которые присутствуют в нашем организме.


  1. Работа по теме.

  1. Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

- Какой цвет этого предмета?

- Почему не можем сказать? (Не видим)

- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

- Что вам помогло?

- Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей. Возможно составление правил о том, как беречь глаза)

Глаза - орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа - глазницах, защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение.



2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.

-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

- Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)

- Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом - это часть уха - ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В  среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где  находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

- Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

Высказывания детей.

Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.



3. Работа с учебником. Орган обоняния.

-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

-Что? Как узнали?

-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?

- Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)

-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

- Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?

Обоняние – это способность чувствовать запахи.

Выступление ребенка: Парфюме́р  — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.

4.Орган вкуса

- А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)

- Прочитаем об этом органе на стр.22.

-Как он называется?

-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)

Язык помогает различать вкус еды.



5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»

- И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

- Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.



6. Работа в рабочей тетради.

  1. Итог урока.

-Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:

Напиши органы чувств.

ухо -____________ язык - ______________ глаз - ________________

нос - ____________ кожа - __________



и проверка Слайд 8



- Какую роль для человека они выполняют?

Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.

- Вам понравился урок?

-Вы хорошо работали. Молодцы.









Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.

Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?

Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?

Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.

При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.

Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.

Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.

Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.


Использовались материалы:

Загадки:

http://zanimatika.narod.ru/Nachalka3.htm

Картинки:

http://zanimatika.narod.ru/Nachalka3.htm

http://www.all-plastic.ru/stati/otoplastika_ushi.html

http://stud.ibi.spb.ru/183/lapteli/pages/facecharacteristics.shtml

http://www.photoshop-master.ru/users.php?id=279700&page=4

http://misswomen.ucoz.ru/publ

http://theinnerjourney.wordpress.com/



Слайд 1
Органы чувств Окружающий мир 2 класс Презентацию подготовила Костромина Ольга Владимировна Учитель начальных классов ГОУ СОШ №121 г. Санкт – Петербурга сентябрь 2011г.
Слайд 2
    у х о   р             к     о ж а г л а з       н о с я з ы к     ч у в с т в
Слайд 3
Глаза – орган зрения Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение
Слайд 4
Уши – орган слуха Слух – это способность воспринимать звуковые волны.
Слайд 5
Нос – орган обоняния Обоняние – это способность чувствовать запахи
Слайд 6
Язык – орган вкуса Язык помогает различать вкус еды.
Слайд 7
Кожа – орган осязания Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения
Слайд 8
Органы чувств надо беречь! Глаза – это орган зрения Уши – это орган слуха Нос – это орган обоняния Язык – это орган вкуса Кожа – это орган осязания Внешние органы
Слайд 9
Домашнее задание : с 19-23, читать; подготовить правила сохранения зрения и слуха в картинках. Источники материала: http://zanimatika.narod.ru/Nachalka3.htm http://www.all-plastic.ru/stati/otoplastika_ushi.html http://stud.ibi.spb.ru/183/lapteli/pages/facecharacteristics.shtml http://www.photoshop-master.ru/users.php?id=279700&page=4 http://misswomen.ucoz.ru/publ http://theinnerjourney.wordpress.com/

Полный текст материала Урок + презентация по окружающему миру по теме "Органы чувств" для 2 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Костромина Ольга Владимировна  Ольга1973
22.05.2011 6 30307 9860

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 6
avatar
5 lol • 19:05, 18.10.2013
непомогло
avatar
6 Ольга1973 • 20:48, 18.10.2013
Жаль,
"не помогло" пишется раздельно
avatar
3 16Toma • 11:34, 08.06.2011
Благодарю за работу, пригодится для урока.
avatar
4 Ольга1973 • 01:13, 02.07.2011
Спасибо.
avatar
2 Ольга1973 • 23:54, 07.06.2011
Спасибо за комментарий
avatar
1 nadin_ka • 21:06, 24.05.2011
Спасибо, хороший материал