Урок окружающего мира по теме "Многообразие грибов" 2 класс




Белый гриб Подберезовик

Мухомор Бледная поганка

Сыроежка Груздь

Маслёнок Подосиновик

Пояснительная записка к презентации

1) Учебное заведение, город : МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутов, Московская область
2) Автор : учитель начальных классов Белова Анна Анатольевна
3) Название: «Тайны грибного царства»
4) Предметная область, мероприятие, класс: урок окружающего мира во 2 классе.
5) Литература и Интернет ресурсы.

  • Мазин В.В., Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' – М. : Агропромиздат, 1986

  • Надеждина Н. Каждой былинке брат – М.: Детская литература, 1973

  • Черепанова Н.П., Пшедецкая Л.И. 'Грибы' - Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93

  • Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителей общеобр. учреждений/ М.Ю. Новицкая и др. –М. : Просвещение, 2009.

  • http://images.yandex.ru

  • http://www.lukoshko.bloknotwoman.ru


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов»










Урок по окружающему миру во 2 классе

«Тайны грибного царства»










подготовила учитель начальных классов

Белова Анна Анатольевна















г. Реутов, 2010 год

Урок окружающего мира

2 класс



Тема: Многообразие грибов.

(Тайны грибного царства).

Цель: показать детям многообразие представителей царства грибов и сформировать первичное представление об их особенностях.


Задачи:

  • дать понятие о грибах как особом царстве живой природы,

  • показать взаимосвязь царств живой природы,

  • познакомить детей с различными видами грибов, строением грибов,

  • развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам,

  • воспитывать культуру поведения в лесу.

Оборудование: муляжи грибов, учебник-тетрадь, компьютер, проектор, компьютерная презентация по теме урока, карточки с нарисованными грибками, корзинки


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Постановка темы и целей урока.

У нас сегодня на уроке необычный гость. Как его зовут, угадайте. (2 слайд)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы. (Появляется Гриб-боровичок.)

Правильно, это гриб, но не простой, а вот такой забавный Гриб-боровичок.

Скажите, ребята, а вы когда-нибудь с родителями ходили в лес за грибами? Расскажите о своих впечатлениях, наблюдениях.

Сегодня у нас есть возможность отправиться в лес. Боровичок приглашает нас к себе в гости, и готов открыть нам некоторые тайны грибного царства.

(3 слайд)

  • С кем дружат грибы?

  • Какие грибы дымят?

  • Где живут грибы-карлики?

  • Кто живёт в грибном доме?

Надеюсь, что вы будете активны и внимательны. В конце урока мы определим по вашей работе на уроке лучшего грибника.


  1. Знакомство с некоторыми видами грибов и взаимосвязью грибов с растениями.

Отправляемся в лес. Что с собой возьмём? (лукошко, ножик, палочку).

(4 слайд) Звучат звуки леса.


Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если повнимательнее присмотреться, то можно увидеть очень много самых разных грибов. Какие грибы вам доводилось собирать в лесу? (Ответы детей.)

А вот писатель Николай Сладков вот так однажды собирал грибы.

(5 слайд.) Звучит отрывок из рассказа Н. Сладкова. ( читает учитель)

По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом бору среди дубов – гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками – подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен – маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки-ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать!

Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы находил писатель. (щелчок по 5 слайду)

  • Берёза – подберёзовик

  • Дуб (в бору) – боровик (белый гриб)

  • Осина – подосиновик

  • Сосны – маслята

  • Старые пни – опята

Проблемный вопрос: как вы думаете, почему грибы связаны с деревьями? (Предположения детей)


Прочитаем в учебнике ответ на этот вопрос – с. 87, 2 абзац.

Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, и деревья лучше растут, если рядом грибы.

Вывод: вот вам и первый секрет раскрывается: с кем дружат грибы? (С деревьями.)


Вы назвали разные грибы. Их на земле тысячи видов. (6 слайд)

От самых маленьких, которых можно увидеть только под микроскопом, до самых больших размером с человеческую голову.

Среди представленных здесь грибов (6 слайд - щелчок) есть гриб, который называется дождевик. Если вы случайно наступите на созревший дождевик, то он лопнет, и из него пойдёт дымок. На самом деле, это рассыпаются его споры, которыми он размножается, как растения семенами. Вот вам второй секрет раскрыл Боровичок.

4. Строение шляпочного гриба.

(6 слайд - щелчок) Посмотрите на эти фотографии и скажите, что общего есть почти у всех грибов? (Шляпка, ножка.)

Рассмотрим строение гриба. (7 слайд) Как вы назовёте каждую часть?

Давайте проверим. (7 слайд - щелчок) Боровичок нам поможет.

-А теперь в своих тетрадях на стр. 52 № 2 подпишите, как называется каждая часть гриба.

Дети работают в тетради с.52 № 2.(рисуем гриб как на доске и подписываем его части).

- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? (слайд 8)

Пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок (8 слайд - щелчок), и трубчатые – похожа на губку (8 слайд - щелчок).

Учёные долго спорили, куда отнести грибы: к растениям или к животным. И, наконец, приняли решение. Какое, как вы думаете?

Прочитаем об этом в учебнике на страничке умного совёнка. – с.125

Вывод: грибы - это отдельное царство живой природы. Они не похожи на растения и животных. (9 слайд)


5. Физкультминутка (10слайд)


Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)

Белый гриб нашли (разводят руками)

Раз - грибок, два – грибок (наклоны)

Вот и полный кузовок (показывают руками)



6.Классификация грибов по разным признакам. (11слайд)

На какие группы можно разбить грибы?

Работа с учебником с. 88-89 –чтение .

Назовите съедобные грибы , ядовитые. (11 слайд - щелчок).

Дети разбивают грибы на группы по признакам «съедобный-несъедобный» в раб.тет. с.53 № 3



7.Грибы – карлики.

Грибы бывают большие. Например, гриб чага. (показ гриба)

И грибы бывают маленькие , по-другому их называют карлики.

Ребята, как вы думаете, что будет, если вы уедете на месяц с родителями в деревню, а на кухне забудете в кастрюле сваренную кашу? Она заплесневеет. А что такое плесень?

Это тоже грибы, только очень маленькие. А если их рассмотреть под микроскопом, то увидим, что они очень похожи на привычные для нас грибы. И таких грибов-карликов много. (12 слайд)

(12 слайд - щелчок).-Ваши мамы ставят тесто на пирожки?

Тесто должно подняться, а что надо добавить для этого в тесто?

Дрожжевой грибок живёт в хлебе, и без него человеку никогда не приготовить ароматные булочки, батоны и другие хлебные изделия.

(12 слайд - щелчок).

-Что дает корова?

- В магазинах помимо молока есть кефир, сметана, ряженка, творог – это все молочные продукты. А как получают кефир? Его тоже дает корова?

Есть кефирный грибок, благодаря которому молоко превращается во вкусный кефир.

(12 слайд - щелчок).Грибы-карлики нас ещё и лечат. Слышали такое название «пенициллин»? Этот маленький грибок живёт в лекарствах. Он был изобретен во время ВОВ, когда было много раненых и многим из них приходилось ампутировать руки и ноги, т. к. не было этого нужного лекарства. А его изобретателю поставлен за это памятник.

Вывод: грибы-карлики можно встретить в кефире, хлебе, лекарствах.


8. Лесная физкультминутка для глаз. (13 слайд)

9. Правила сбора грибов. Работа в группах. (14 слайд)

Ребята, давайте перечислим правила сбора грибов в лесу.

Могут ли дети одни собирать грибы? Почему?(щелчок)- Дети собирают грибы только со взрослыми

Можно ли собирать незнакомые грибы? Почему?( (щелчок) Собирайте только знакомые грибы

Вася Иванов выдергивает грибы. Правильно ли это? Почему?( (щелчок) Грибы нельзя выдёргивать - их срезают ножом

Что делать с незнакомыми грибами и ядовитыми? Почему?( (щелчок) Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы.

Особенно поясним последнее правило. Ядовитые грибы ядовиты только для человека, а для животных они служат лекарством и пищей. А ещё всякий гриб – это дом для маленьких обитателей леса. Для кого? (прикрепить к грибу улитку)

-Вот сколько много грибов мы назвали. А какие еще вы знаете?


10. Обобщение и подведение итогов.

Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека?


Еще один интересный факт: в Европе люди не употребляют в пищу грибы, растущие в лесу. Они специально выращивают грибы. Эти грибы называются шампиньоны и трюфели. Даже стали разводить специальную породу свиней, которые находят грибы по запаху.


Вывод: в природе любые грибы нужны. Они питают деревья, служат домом для насекомых, и для некоторых животных являются лекарством. Так лоси лечатся мухоморами.


Какие же тайны нам открыл сегодня Боровичок?

Определение лучшего грибника. Благодарность за работу. (15 слайд)


11. Домашнее задание (16 слайд)


  • Учебник: с.86-89, изучить внимательнее и запомнить.

  • Тетрадь: № 1, 4 с. 53




Литература:

1.Жигалкина Т. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах, М: Новая школа, 1997 2. Журнал «Начальная школа» №7 1989г.

3. Ковалько В. Младшие школьники на уроке, М: Эксмо, 2007

4. Мазин В.В., Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' - Москва: Агропромиздат, 1986

5. Надеждина Н. Каждой былинке брат, М: Детская литература, 1973

6.Черепанова Н.П., Пшедецкая Л.И. 'Грибы' - Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93

7. Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителей общеобр. учреждений/ М.Ю. Новицкая и др. –М. : Просвещение, 2009.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы





В приложении материалы для оформления доски

Слайд 1
Тайны грибного царства Урок окружающего мира во 2 классе МОУ СОШ № 2 Учитель Белова А.А.
Слайд 2
Отгадайте загадку Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть, нет головы.
Слайд 3
Тема урока: Тайны грибного царства Хотите узнать • С кем дружат грибы? • Какие грибы дымят? • Где живут грибы-карлики? • Кто живёт в грибном доме ?
Слайд 4
Отправляемся в лес
Слайд 5
Где какие грибы искать • Берёза – подберёзовик • Дуб (в бору) – боровик (белый гриб) • Осина – подосиновик • Сосны – маслята • Старые пни - опята
Слайд 6
Какие бывают грибы
Слайд 7
Строение гриба. шляпка ножка грибница (мицелий)
Слайд 8
Загляни под шляпку: • Пластинчатые • Трубчатые
Слайд 9
Грибы отличаются от растений и животных, поэтому их выделили как отдельное царство
Слайд 10
Лесная физкультминутка
Слайд 11
Грибы Съедобные Несъедобные На какие группы можно разбить грибы?
Слайд 12
Карлики в грибном царстве Дрожжевые грибки Кефирный грибок Пенициллин
Слайд 13
Лесная физкультминутка
Слайд 14
Как и для чего собирают грибы Грибы сушат, варят, солят, маринуют • • • • Дети собирают грибы только со взрослыми Собирайте только знакомые грибы Грибы нельзя выдёргивать - их срезают ножом Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы
Слайд 15
Какие тайны грибного царства вы узнали на уроке? Подведём итоги конкурса на лучшего грибника Приходите ко мне в лес!
Слайд 16
Домашнее задание: • Учебник: с.86-89, изучить внимательнее и запомнить. • Тетрадь: № 1, 4 с. 53
Слайд 17
Список используемых источников • Мазин В.В., Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' Москва: Агропромиздат, 1986 • Надеждина Н. Каждой былинке брат, М: Детская литература, 1973 • Черепанова Н.П., Пшедецкая Л.И. 'Грибы' Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93 • Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителей общеобр. учреждений/ М.Ю. Новицкая и др. –М. : Просвещение, 2009. • http://images.yandex.ru • http://www.lukoshko.bloknotwoman.ru

Полный текст материала Урок окружающего мира по теме "Многообразие грибов" 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белова Анна Анатольевна  Анечка4004
09.06.2011 6 7870 1553

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 6
avatar
6 МаринаДавыденко • 07:00, 07.10.2011
Спасибо.
avatar
5 Evgeny • 02:34, 02.07.2011
Свидетельство №2183
avatar
4 gala-galina • 18:03, 15.06.2011
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1им.Г.К.Нестеренко
станицы Каневской Краснодарского края

Компетентностный подход в урочной деятельности
(реализация требований стандартов нового поколения).

Спасибо за урок. В новом учебном году обязательно использую.
avatar
3 gala-galina • 18:01, 15.06.2011
Спасибо. У меня на следующий год 2 класс, обязательно использую.
avatar
2 Lada1003 • 20:59, 12.06.2011
Очень понравилась разработка урока и презентация. Детям в доступной форме раскрыта взаимосвязь грибов с другими растениями. Используются разные виды работ. Детям на таком уроке не будет скучно!
avatar
1 Larisa0104 • 08:13, 12.06.2011
Хорошая презентация, жаль что её у меня не было, когда проходили эту тему с детьми.
Спасибо за работу!