Урок окружающего мира "Великая война. Великая победа"; 4 класс (УМК "Школа России")


Урок окружающего мира



Тема: Великая война и великая победа.


Цели: 1. Сформировать представление о Великой Отечественной войне и о её

героях.

2. Сформировать представление об основных сражениях Великой

Отечественной войны и историческом значении коренного перелома

В ходе войны.

3. Раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа

В сражениях Великой Отечественной войны.

4. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению, к Родине.

5. Воспитывать чувство патриотизма.

6. Развивать память, мышление, расширять кругозор.


Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.Плешакова, аудиозапись «Священная война», презентация «Великая война. Великая победа»,




Ход урока


1. Организация класса.

- Встали ровно. Садитесь. Начнем урок.


2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей родины. Начнем с проверки домашнего задания. Назовите тему предыдущего урока.

( Страницы истории 20-30 годов)

- На ваших партах лежат листочки. Вам надо ответить на вопросы.


Страницы истории 20-30 годов.

1.Как стала называться наша страна в 1922 году?

(Напиши полное и сокращенное название)



2. Выпиши новые слова, которые появились в 20-30е годы ХХ века.


Советская власть. Император. Коммуналки. Колхозы. Князь. Дань.



3.Соедини линиями.


- фабрикант

- метростроевец - колхозники

- учащийся курсов по борьбе

с неграмотностью - царь

- помещик





Российская империя



Советский Союз


- Закончили работу. Отложили листочки.


3. Изучение нового материала.

- Переходим к теме сегодняшнего урока. Прежде чем ее назвать послушайте запись и подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок.


Звучит запись песни «Священная война». После прослушиванья- ответы детей.


- Тема нашего урока «Великая война. Великая победа» (СЛАЙД 1)

- Вы много слышали о Великой Отечественной войне, читали, смотрели фильмы, встречались с ветеранами. Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной?

(Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)


-Почему отечественная война?

(Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)


- Почему победу в этой войне называют великой?

( не смотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)


- Когда началась Великая Отечественная война?

- Когда закончилась? (СЛАЙД1- щелчок)

- Сколько лет длилась?

- 4 долгих, страшных года. Но что предшествовало этой войне?


- В 1939 году началась Вторая Мировая война. Главными ее виновниками были руководители Фашистской Германии, которые мечтали о мировом господстве.

1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей Германии покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.


Рассказ учащегося.

- 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке- от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны. ( СЛАЙД 2, ЗАПИСЬ)


- Враг рассчитывал на молниеносную войну. Посмотрите на карту. (СЛАЙД 3)

- На какие города направляла Германия самые главные удары .

- Это были самые крупные города Советского Союза.

-Через полгода от Советского Союза должны были остаться только воспоминания. Но планам фашистов не суждено было сбыться.


С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина- мать зовет». Что он символизировал? ( СЛАЙД 4)


- Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым. «Все для фронта! Все для победы!»- этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.


- А что вы знаете о Великой Отечественной войне?


Рассказы детей.


-У каждой войны есть свои герои. В истории ВОв остались имена тысячи героев, многие из которых отдали свою жизнь за наше Отечество. Семь российских городов получили высокое звание город-герой. Как вы думаете, за что городу давали такое высокое звание- герой?


(Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг)


- Сегодня мы пролистаем героическую летопись Великой Отечественной войны. (СЛАЙД 5)


4. Работа с учебником.


- Откройте учебник на стр.142. прочитаем. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА.

(СЛАЙД 6: блокада Ленинграда)


Рассказ учащегося

- Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце. Запасы продовольствия были малы и тем, кто не успел покинуть город, предстояло пережить самое страшное - голод. (СЛАЙД 7)


- Уже 17 июля были введены продовольственные карточки, чтобы навести порядок в снабжении города продуктами.

15 сентября- норма выдачи продуктов снизилась.

Октябрь- жители города почувствовали явную нехватку продовольствия.

Ноябрь- начался голод. (СЛАЙД 8)

- были введены нормы на выдачу хлеба: рабочим-250г, служащим и детям-125г.(показать) 50% хлеба- несъедобные примеси.


-Что же помогло городу выстоять?

(Страна не бросила город и как могла помогала: когда Ладожское озеро покрылось льдом –сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название- дорога жизни. Также вывозили из города людей на большую землю, весной жители города разбивали огороды и сажали овощи. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить) (СЛАЙД 9)


- Приказом Верховного главнокомандующего 1 мая 1945 года за героизм и мужеств, проявленные жителями города во время блокады Ленинграду присвоили звание город-герой.

- Самое знаменитое сооружение – монумент героическим защитникам Ленинграда, расположенный на площади Победы. Вам знаком этот памятник героической обороны Ленинграда. (СЛАЙД 10)


- Продолжаем работать по учебнику. БИТВА ЗА МОСКВУ

- Итак, город-герой Москва- столица. Почему вражеским войскам бал необходим захват Москвы?

( СЛАЙД 11: МОСКВА)


- Битва за самый крупный и главный город нашей страны состояла из двух этапов: оборонительная и наступательная. Кто принял участие в обороне столицы?

- Обратите внимание на продолжительность обороны Москвы.

- На Красной площади на могиле Неизвестного солдата горит вечный огонь, символизирующий вечную память погибшим в Великой отечественной войне. (СЛАЙД 12)

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

- Какие еще героические сражения вы знаете? (Слайд 13: Сталинград)

- Прочитаем об этом в учебнике.

- Когда начались бои под Сталинградом?

- Когда закончились?

- 200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины. Сейчас это город Волгоград. В нем находится историко-мемориальный музей «Сталинградская битва». (СЛАЙД 14)

- Летом 1943 года началось ключевое сражение в ВО войне. Кто знает, какое?

( сражение на Курской дуге) СЛАЙД 15


- Прочитаем об этом в учебнике. КУРСКАЯ ДУГА

- Какое значение в ходе войны имело сражение на Курской дуге?

( Победа под Курском стала началом массового изгнания фашистов, началом крупного наступления Советской Армии.)


- Послушайте, что нам расскажут об этом сражении.

Рассказ учащегося.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной армии.


- В память об этом великом событии на поле сражения был установлен памятник «Звонница» (СЛАЙД 16)


Рассказ учащегося.

- Однако враг по- прежнему был силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от врага Украину, Молдавию, Прибалтику.


-Давайте прочитаем о продолжении освободительной войны советского народа от фашистских захватчиков.


РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.(чтение)


- В каком году наши войска вышли к границам Германии?

- Когда начался штурм Берлина?

- Кто руководил войсками во время штурма Берлина? (СЛАЙД 17)

- Что сделали советские воины, чтобы сообщить всем о своей победе? (СЛАЙД 18)

-Назовите еще раз дату Великой Победы.

- Посмотрите как советские солдаты встретили Победу. (СЛАЙД 19)

- Какой была цена победы?


- 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся парад Победы, где к ногам народа- освободителя пали фашистские знамена. (СЛАЙД 20)

(СЛАЙД 21)

- Каждую семью коснулась та война. Кто-то сражался на поле боя, кто- то работал в тылу на заводах, в госпиталях, кто-то был в концлагерях, кто- то в ссылке. Она никого не обошла стороной. И как свидетельство этого я предлагаю вам посмотреть видеопроект, который мы делали к 65 годовщине Великой победы.

ВИДЕОПРОЕКТ


ИТОГ УРОКА.


- Какая была та война?

- Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя?

- Почему?

- Я надеюсь, что вы будите всегда помнить об этом и с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.

- На этом наш урок закончен. Всем спасибо.


Используемые материалы


- Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы. 2 часть. Просвещение, 2008год.

- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс: К учебно-методическому комплекту Плешакова А.А. Вако, 2004год.


http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%EB%E8%EA%E0%FF_%CE%F2%E5%F7%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0


Слайд 1
Слайд 2
Великая война и великая победа 22 июня 1941- 9 мая 1945
Слайд 3
Слайд 4
План захвата СССР
Слайд 5
Слайд 6
Героическая летопись Великой Отечественной войны
Слайд 7
ЛЕНИНГРАД
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Дорога жизни
Слайд 11
Монумент героическим защитникам Ленинграда
Слайд 12
МОСКВА
Слайд 13
Вечный огонь на Красной площади
Слайд 14
СТАЛИНГРАД
Слайд 15
Историко-мемориальный музей «СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА»
Слайд 16
КУРСКАЯ ДУГА
Слайд 17
Звонница.
Слайд 18
Георгий Константинович ЖУКОВ
Слайд 19
Слайд 20
Великая ПОБЕДА
Слайд 21
Парад на Красной площади
Слайд 22
Слайд 23
Источники информации                    http://live4fun.ru/pictures/img_30685192_2358_1.jpg http://www.stihi.ru/pics/2009/06/05/1587.jpg http://img11.nnm.ru/9/6/8/5/5/ed69f9e592b37e4d67575ee3168_prev.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/761/38761425_blokada10 .jpg http://i002.radikal.ru/1101/76/254360c04301.jpg http://fotos.miarroba.es/fotos/4/d/4d47cce4.jpg http://victory.mil.ru/lib/reel/01/042.jpg http://www.pomnite-nas.ru/img/78/200703172348450.6.jpg http://stat16.privet.ru/lr/0b12da737a57c5163d9d9dfde2bdc3e8 http://www.taday.ru/data/430/497/1234/(500x333x123)vechogon.jpg http://static2.aif.ru/pictures/201005/st-4.jpg http://nbishevo.ucoz.ru/j0433721.jpg http://www.stihi.ru/pics/2010/01/03/4690.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5905/alla-grig.1a/0_628f3_b05931f0_XL http://www.mmkv.org/vasilyev/139_l.jpg http://pohodd.ru/gal/d/47350-1/843_berlin_23.jpg http://www.liveinternet.ru/images/attach/2808/2808769.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f8/Победа.jpg http://stat8.blog.ru/lr/0913f3cd4267c010c9b45bae24e9ec70

Полный текст материала Урок окружающего мира "Великая война. Великая победа"; 4 класс (УМК "Школа России") смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимофеева Светлана Валентиновна  Светлана1-3
21.07.2011 2 14790 4935

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 Nike_Pashkov • 16:50, 30.10.2011
Свидетельство №587/2011
avatar
Светлана Валентиновна, пожалуйста, в названии материала не ставьте слеш "/", просто само название берите в кавычки. Также в самом файле урока обязательно размещайте сведения о себе как об авторе полностью.