Урок "Мир вокруг нас" по теме "Живая природа зимой" для 2 класса


Баканова Наталия Владимировна
учитель начальных классов

МОУ Сидоровская ООШ
муниципального района Сергиевский

Самарской области


Конспект урока по «Мир вокруг нас» во II классе А.А. Плешаков.

Тема: Живая природа зимой.


Цели:

1) обобщить знания детей о зимующих птицах;

2) раскрыть причинно-следственные свя­зи между живой и неживой природой зимой;

3) дать представление о том, как зимуют звери: заяц, белка, лиса, медведь;

4) вести разъяснительную работу по вос­питанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.

Оборудование:

1) Аудиозаписи:

П.И. Чайковский. «Времена года»,

«Покормите птиц зимою»,

Голоса птиц (дятел),

Танец маленьких утят.

2) Электронная презентация

3) Опорная схема «Как звери зимуют».

4) Рисунки птиц и зверей (для оформле­ния доски).

5) Эмблемы со зверями (для опорной схемы).

6) Ребусы (ворона, сорока).

7) Шапочки у детей с изображением птиц и зверей.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас с вами необыч­ный урок. Сейчас, не поки­дая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну (Слайд 1). А по дороге я расска­жу вам сказку. Слушайте:

(Аудиозапись «Декабрь» из музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года».)

Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует?

И начали художники друг за другом разри­совывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

(Открывается левая половина доски: на пе­реднем плане ели и березы, вдали еловый лес. На березе висит кормушка. На снегу написано «Зима». Под деревьями следы птиц.) Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.

Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь — как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».

Днем идет снег. Кончится — страницы чи­стые. Утром придешь — белые страницы по­крыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал? II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа учителя:

Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне?

1-й ученик.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом...

Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

Чем они питаются, где находят себе корм?

Что птицам страшнее: холод или голод зимы?

Как человек помогает птицам пережить зиму?

Поднимите руку, у кого есть кормушки на окне или на балконе.

А кто из вас сегодня подкармливает птиц?

Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?

2-й ученик. Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зи­мой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала. (Слайд 2)

Угадали, ребята, кто прилетает на мою кормушку?

(Фигурку птички ученик прикрепляет на кормушку на доске.)

3-й ученик. А моих птиц вы узнаете, по­слушав стихотворение:

Голодно, холодно,

Галки, воробьи!

Голодно, голуби,

Гуленьки мои!

Прилетайте в гости,

Полны мои горсти.

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте! (Слайд 3)

(Фигурки птичек прикрепляются на доску.)

Учитель. Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои «визитные карточки». Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости?

(Разгадывание ребусов: ворона и сорока).

(Фигурки птичек также прикрепляются на доску) (Слайд 4)

4-й ученик. А мою птичку вы узнаете по ее тени, в названии этой птички спряталось «снежное слово».

(Фигурка снегиря прикрепляется на ветку березы сначала в виде черной тени, а затем поворачивается раскрашенной стороной.)

Чуть раньше первого снега появляются сне­гири. И народ заметил: снегири прилетели — значит, завтра — послезавтра снег пойдет. (Слайд 5)

5-и ученик. А на мою кормушку часто при­летает поползень. (Слайд 6)

(Фигурку птички прикрепляем на ствол березы.)

Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дере­ву и ползает по нему — хоть вверх головой, хоть вниз.

Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень дела­ет кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на мою кормушку.

(Звучит аудиозапись: стук дятла.)

Учитель. Ребята, что это за звуки слышны в лесу?

6-й ученик. Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личи­нок из-под коры и даже из глубины дерева до­стает. (Открывается фигурка дятла на березе.) У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий, с твердыми зазубринами. Им дятел и достает насеко­мых: они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засу­нуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке. (Слайд 7)

Учитель. Ребята, а могут ли птицы выво­дить птенцов в зимнюю стужу?

(Да, это клесты.) Слайд8 (Фигурка прикрепляется к еловой шишке.)

7-й ученик. Действительно, ребята, обычно в конце зимы, в феврале — марте, в самые вьюж­ные месяцы самка клеста на елке или сосне строит глубокое, теплое-теплое гнездо. Строит его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта «крыша» защищает птенцов от снега.

Учитель. А почему клест выводит птен­цов зимой?

8-й ученик. У клеста клюв с загнутыми пе­рекрещенными концами. Повиснет клест на еловой шишке, раздвинет таким клювом че­шуйки и достанет, как щипчиками, еловое се­мечко. Еловыми семенами и кормится всю зи­му. Ими и птенцов своих выкармливает.

Учитель. Ребята, как много птиц собра­лось на нашей полянке.

(Заглядывает в кормушку.)

А кормушка-то у нас что-то пуста. Кто из вас хочет покормить птиц?

9-й ученик.

Мы кормушку смастерили,

мы столовую открыли...

(Дети читают составленное ими «Меню для птичьей столовой» и кладут корм в кормушку.)

Учитель. Молодцы! С такими заботливы­ми ребятами ни одна птичка не погибнет в на­шем селе.

И послушайте, с какой просьбой обраща­ются к вам птицы.

(Аудиозапись «Покормите птиц зимою».)

А какие советы могли бы дать друг дру­гу птицы и люди?

А теперь прочитайте слова благодарно­сти, которые написали вам на снегу птицы.

(На снегу открывается слово «Спасибо!», написанное буквами в виде фигурок птиц.)

III. Работа по теме урока.

Учитель. Еще кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам?

(Зверям.) Открывается правая половина доски. На ней справа ель, в центре куст, на снегу следы зверей.

А сейчас?

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь.

(Дети надевают шапочки с изображением птиц и зверей.)

Сколько в класс пришло зверей,

Не узнать моих детей!

Кто зайчишка, кто лисичка,

Кто медведь, кто волк, кто птичка.

Веселее в пляс пускайтесь.

Все танцуйте, не стесняйтесь!

(Дети танцуют танец маленьких утят.)

А почему зверям так же трудно зимой, как и птицам?

(Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях.)

Открывается схема:



Вспомните, как еще осенью звери нача­ли готовиться к будущим холодам и снегу?

(Уже с октября у всех зверей вместо ред­кой летней шерсти отрастает новая — густая и пушистая. А у некоторых изменяется и ее ок­раска. Такие изменения называются линькой.)

Дополняется схема:



Учитель. Но не боятся звери зимы.

Послушайте, какой «разговор» подслуша­ли на лесной полянке наши ребята, и поду­майте, как зимует белочка.

(Инсценирование «Синица и Белка». Дети надевают на головы шапочки,)

Ты чего. Белка, из гнезда не выходишь?

Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.

А чем же ты кормишься?

А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вся в морозы-то и отсижусь.

Учитель. Итак, как же зимует белочка?

Отличается ли белка летом и зимой по окраске шерсти?

Дополняется схема:

(Открывается рисунок белки на ели на лесной полянке.)

А как белка устраивает себе гнездо? (Слайд 9.)

Дополнение: гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внут­ри свое жилище зверек выстилает мхом, ли­шайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или хвостом.

А кто еще зимой не спит и использует запасы?

(Мыши. Кружочек в схеме.)

Ребята, а о каком зверьке эта загадка? «Летом серый, зимой — белый». (Открывается рисунок зайца на лесной полянке.)

А чем питается зимой заяц?

Почему ни летом, ни осенью заяц не за­пасает корм?

Дополняется схема:


(В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешни­ка. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежаще­го в стогах. Иногда зайцы зимой наведывают­ся в сады, где обгрызают кору с молодых де­ревьев. Поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев.)

Дополнение: день заяц проводит в ук­ромных местах — под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы ро­ет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз. (Слайд 10.)

Учитель. От хищников зайца спасают но­ги. Заяц легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег.

Посмотрите на следы зайца.

Когда заяц убегает от хищников, он зано­сит задние ноги за передние. Поэтому боль­шие отпечатки получаются впереди, а ма­ленькие — сзади.

Ребята, а кто еще не спит зимой и ищет корм?

(Лоси.) Открывается рисунок на полянке, кружочек прикрепляется в схему. Не спят и ищут корм волки, кабаны. ( Кружочки в схему.)

Дополнение: лося народ называет лес­ным великаном. Медленно бродит лось зимой среди кустарников и молодых деревьев, объе­дая их ветви. Если встретит поваленную оси­ну, обгладывает кору.

На ночь и в непогоду лось прячется в уг­лубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покры­тая особо густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо. (Слайд 11.)

Учитель. Ребята, мне показалось, что по нашему классу кто-то крадется, ступает еле слышно, да еще и хвостом заметает свои сле­ды. Кто бы это мог быть?

(Выходит ученица в костюме лисы.)

Лиса. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Верно. Но я не просто лиса, а Лиса Патрикеевна. Примерно лет шестьсот назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся сво­ей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку я издавна считаюсь в народе зверем хитрым, то и получила отчество «Патрикеевна».

(Слайд 12.)

Учитель. Чем питается лиса зимой?

(Кружочек в схеме.)

Лиса (продолжает). Меня считают злейшим врагом. Я действительно ловлю зайцев, особен­но зайчат. Но главная моя пища — мелкие гры­зуны: мыши и полевки. Такую мою охоту назы­вают «мышкованием». Мышиный писк я слы­шу за 100 м — такой отличный у меня слух.

От непогоды и от врагов прячусь в норе, ко­торую устраиваю на склоне оврагов и холмов.

Учитель. Итак, ребята, прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь?

(Открывается медведь в берлоге на поляне под елью.) (Слайд 13.)

А чем питается медведь зимой?

Дополняется схема:


Дополнение: берлогу медведь устраи­вает в сухом месте, в углублении под вывер­нутым с корнями пнем.

Многие считают, что мишка в берлоге со­сет лапу. Но он не сосет, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица чешется и мерзнет. Вот мед­ведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом еще и причмокивает губами.

Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медве­дем-шатуном очень опасна для человека,

А кто еще, как и медведь, спит зимой? (Барсук)

( Кружочек в схему.) (Слайд 14.)

Дополнение: в отличие от медведя барсук зимой просыпается, поест запасов и снова засыпает. Нору себе барсук роет в су­хом месте глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает.

Учитель, А вот ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке. (Слайд 15) Спячка — это более глубокий и продолжительный сон с по­нижением температуры тела.

Дополняется схема:


(ёж, змея и т.д.)

IV.Обобщение учителя

- Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно про­кормиться и птицам, и зверям во время снего­падов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно под­кармливать. Для этого в лесу можно развеши­вать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь.

Чтение учителем отрывков из рассказа «Доброе слово о хищниках»

V. Домашнее задание

Ребята, дома вы будете читать и пере­сказывать, статью «Живая природа зимой» (с. 134-139). И еще, найдите и запишите в свои тетради загадки, стихи, короткие рас­сказы и сказки о животных, про которых мы говорили на уроке.

А теперь давайте соотнесем нашу схе­му и вывод на странице 139. (Дети читают вы­вод по предложению и дополняют их назва­ниями животных из схемы.)

На доске опорная схема:




VI. Итог урока

Ребята, посмотрите, сколько животных собралось на нашей полянке; здесь и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмемся за руки — человек и природа — и скажем друг другу:

(Дети читают советы человека зверям и наоборот.)

В заключение учитель благодарит детей за хорошую работу на уроке.

Используемая литература:

Плешаков А.А., Учебник «Мир вокруг нас», Iч. – М. «Просвещение», 2009 г.

Казакова О.В., Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» - М. «Просвещение», 2006 г.

Журнал «Начальная школа» № 11, 2006 г.

Пимон М.Р., Жизнь леса – М. «Махаон», 2009 г.

Слайд 1
Баканова Наталия Владимировна Учитель начальных классов МОУ Сидоровской ООШ
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Используемые интернет - ресурсы http://teddyclub.com.ua/fun/Schitalochki/ http://fishing.org.ua/vb3/showpost.php?p=5254&postcount=147 http://www.rosbalt.ru/2008/10/23/535190.html http://papavlad.narod.ru/Detskie_prezentatsii/nasekomye_i_ptitsy/Ptitsy_eimoj.file s/skachat_prezentatsiju_dlja_detej_Ptitsy_eimoj.html http://subscribe.ru/archive/home.child.umnichka/200604/26093538.html .http://copypast.ru/2009/01/21/forfriend-1-belki_.pozitivchik.html http://www.greenmama.ru/nid/1160988/mode/friends/mnid/2214082

Полный текст материала Урок "Мир вокруг нас" по теме "Живая природа зимой" для 2 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баканова Наталия Владимировна  natali_v10
15.09.2010 7 16783 2811

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 6
avatar
6 OLGA66 • 18:23, 25.11.2010
Замечательный материал, хорошие фотографии, но звукового оформления действительно не хватает.
avatar
5 Учитель1 • 15:15, 16.10.2010
Спасибо! Материал интересный. Вот только не хватает голосов животных.
avatar
4 korolevairin • 23:31, 25.09.2010
Замечательный материал, очень понравился момент с кормушкой. Один минус: я бы вставила голоса птиц и звуковые файлы в презентацию - это удобнее, меньше отлекаешься.
avatar
3 учитель3797 • 22:34, 21.09.2010
Здорово! Интересный урок. Если не протиив, возьму на вооружение.
avatar
2 olga2010 • 23:08, 18.09.2010
Наталия Владимировна. Спасибо за урок,очень интересный разнообразный материал. материал
avatar
1 K@tti • 18:17, 15.09.2010
Наталия Владимировна, архивируйте файлы, пожалуйста, в ZIP, а не в 7z.